Обобщение опыта работы
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по взаимодействию с родителями
воспитателя Пархоменко Ларисы Викторовны
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е.А. Мухачёва
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Система взаимодействия с родителями – это:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализ участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составление планов: спортивных и культурно массовые мероприятий, работы родительского комитета;
- целенаправленная работа, пропагандирующая общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах - практикумах, консультациях и открытых занятиях, для этого существуют разные направления: наглядно-информационные, досуговые, организация дня открытых дверей.
Наглядно-информационное направление включает в себя организацию в группах родительских уголков, папок-передвижек, фотовыставок. Наглядно-информационное направление призвано в доступной форме донести до родителей всю информацию о жизнедеятельности детей в саду, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
Одной из важнейших задач своей работы я считаю вовлечение родителей в жизнь детского сада. Чтобы решить эту задачу необходимо изучить интересы и потребности семьи, информировать родителей о том, что происходит в группе и в детском саду, заниматься психолого-педагогическим просвещением, вовлекать семью в совместную деятельность. Для этого мною проводится анкетирование родителей, с целью выяснения запросов к воспитанию, выявления интереса и индивидуальных особенностей детей. Поэтому основную роль при любой форме организации взаимодействия с родителями уделяю социологическим опросам, анкетированию, тестированию. Эта работа была проедена по следующим темам:
-«Здоровый образ жизни в семье»
- «Благополучие вашего ребенка в группе»
-«Что такое патриотическое воспитание»
Я осуществляю работу по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы. Из практики работы ДОУ выявила два вида совместной работы:
- совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, тематические выставки, встречи с администрацией, родительский комитет;
- совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газет, концерты, оформление группы, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.
Применяю в своей работе традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, суть которых - обогатить их педагогические знания. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, круглые столы.
В своей работе придерживаюсь принципа, что родительское собрание - этот способ взаимодействия воспитателя и родителя по какой-либо актуальной проблеме. Так же я считаю, что любое собрание должно быть необычным, нетрадиционным, оно должно проходить, как праздник, как игра. Необходимо сформировать коллектив родителей, потому что с группой работать проще и эффективнее. К каждому собранию я, как педагог, серьезно готовлюсь. Стараюсь выстроить встречу так, чтобы из лектора стать партнером родителей. Повестку собрания стараюсь разнообразить с учетом пожеланий родителей. Тему формирую проблемно; например:
- "Готов ли ваш ребенок к школе";
- "Особенности развития ребенка";
- "Здоровой образ жизни в семье";
- "Как играть с ребенком";
- "Что такое наказание";
- "Как поощрять успехи дошкольника".
Одним из основных направлений моей работы является систематическая консультативно-просветительская работа среди родителей по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в области развития ребенка. Для того, чтобы родители услышали педагога, я научилась устанавливать с ними контакт. При этом следует понимать, что далеко не все они обладают высоким уровнем психолого-педагогической культуры, ответственно относятся к своей роли и готовы к сотрудничеству с педагогом ДОУ. Поэтому, ориентируюсь на интересы и запросы родителей.
Моя работа по взаимодействию с родителями строится в определённой последовательности, которая состоит из трех этапов: информационно-аналитического, практического и оценочного. Тематические консультации предлагаются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультаций - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Мною предлагаются консультации на разнообразные, актуальные темы, касающиеся воспитания и обучения моих воспитанников:
-"Особенности адаптации в ясельной группе"
- "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"
- «Умет ли ваш ребенок преодолевать трудности»
- «Счастье - это когда тебя понимают"»
- «Какая библиотека нужна первокласснику»
- «Детское упрямство»
- «Роль семейных традиций в формировании личности ребенка»
- «Консультации по ОБЖ»
- "Гиперактивный ребенок" и др.
Ежегодно в детском саду проводятся тематические выставки поделок и рисунков детей, родителей и педагогов на уровне ДОУ и района:
- "Ожерелье для Осени"
- "В мастерской у Деда Мороза"
- "Пасхальная корзинка"
- «Елочка - красавица»
- "Вальс цветов"
-"Осень, семечко сбросило"
- "Пожарная ярмарка - 2019"
- "Безопасная вода 2019"
- "Пожарная ярмарка 2020" и др.
Предлагаю родителям наглядные материалы, памятки: «Калейдоскоп движений», «Практическая минутка. Медленный ребенок». Памятки для родителей: «Все маленькие дети бывают обидчивыми», «Как отвечать на детские вопросы», «Игры для оздоровления», «Советы по проведению игр», «В игре играем, память развиваем». Папки-передвижки: «Ребенок один дома. Правила поведения», «Как развивать устную речь ребенка», "Адаптация ребенка в детском саду", «Сколько весит здоровье». Мною оформлен информационный уголок для родителей, информация в котором постоянно обновляется.
Наглядная агитация обладает большими возможностями освещения педагогического процесса. Моя задача - привлечь родителей к сотрудничеству, подвести к пониманию педагогических принципов. Для решения данной задачи мною используются новые подходы к оформлению наглядной информации, актуальность и оригинальность подачи материала привлекают родителей и позволяют повысить их педагогическую культуру. Активно применяю Интернет-ресурсы для общения с родителями. После проведения мероприятий в саду и вне его выкладываю на сайте детского сада фотографии, чтобы те родители, которых с нами не было, увидели своих детей, осваивающих что-то новое. Организовала свою группу в социальной сети, где обмениваюсь с родителями информацией, предложениями, даю рекомендации по различным аспектам. Создан сайт детского сада, который я рекомендую посещать родителям. Основным мотивом посещения сайта должно стать получение информации о жизни детского сада. Моя задача активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогики и психологии не только в личном общении, но и через интернет-связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам.
Заключение
Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержание их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса. Став активными участниками семейно-групповых проектов, родители получают возможность приобрести новый опыт совместного родительского поведения. Как показала многолетняя практика, всем родителям необходимы педагогические знания, связанные с развитием ребенка. Современные родители достаточно грамотны, и тезис о педагогической несостоятельности семьи потерял свою актуальность. Тем не менее, важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Хочу отметить, что оказание реальной помощи становится возможным при условии комплексного подхода проведения работы по педагогическому просвещению родителей, оттого, на сколько воспитательно-образовательные услуги ориентированы на интересы семьи, во многом зависит эффективность педагогической работы.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что родители, являются активными участниками образовательного процесса, всех проектов, реализуемых в детском саду и группе. И это очень важно не только для установления доверительных и партнерских отношений, но и для успешного развития и воспитания наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
Обобщение опыта работы: отчёт о работе экспериментальной площадки по теме «Формирование речевого творчества детей как средства коммуникативной компетентности дошкольников.
Представляю отчёт своей работы в экспериментальной площадке на базе детского сада...
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».
В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...
Обобщение опыта работы по кружковой работе
На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы: ...