Оформление развивающей предметно-пространственной среды для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности (ЗПР).
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvivayushchaya_sreda_3.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
ОФОРМЛЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ЗПР)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад No36, г. Санкт-Петербург
Плеханова О.В.
Мы знаем, что развитие ребенка происходит при его активном участии в разнообразных видах деятельности.
Именно среда в детском саду, окружающая дошкольников обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья, развитию познавательных и творческих способностей. При этом мы учитываем склонности, интересы и уровень активности каждого ребенка.
Помещение нашей группы небольшое, поэтому мы постарались рационально использовать каждый метр нашего пространства.
В нашей работе мы опирались на 5 образовательных областей.
Первая образовательная область – это
Ῑ. Социально-коммуникативное развитие.
1) Первый пункт этого развития: социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
2) Второй – ребенок в семье и сообществе.
Игры по этим направлениям способствуют развитию коммуникационных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе. Наши дети с большим интересом играют в сюжетно-ролевые игры:
- - «Больница». У ребенка есть чемоданчик доктора с необходимыми медицинскими инструментами, больничный халат и даже настоящая книга «маленький доктор», которая помогает детям узнать из каких частей тела состоит человек.
- - «Парикмахерская», наибольшими предпочтениями этой игре отдают девочки. У них есть журналы с картинками различных причесок, предметы которыми пользуются специалисты этой профессии.
- «Магазин». Для этой игры у ребят есть коробочка, в которую всегда аккуратно сложены все необходимые предметы для этой игры (весы, кассовый аппарат, деньги и продукты питания).
С профессией быть «Защитником Отечества» ребятам помогают познакомится пилотки, гюйсы.
Наши дети любят играть в «Семью». У них есть все необходимое (посуда, плита и т.д.). Они интересно подражают своим родителям – мамам и папам.
Настольно-печатные игры расширяют представления детей о профессиях, о ближайшей окружающей среде:
- это пазлы, лото«Профессии», «Моя квартира», «Кому это нужно для работы».
3) Третий пункт социально-коммуникативного развития самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Наши ребята любят трудиться, помогать выполнять различные поручения. У них есть фартуки, косынки, нарукавники. В этой одежде они чувствуют себя настоящими помощниками.
В уголке природы у ребят есть различные приспособления для выполнения обязанностей дежурного – это природный календарь, где они отмечают погоду, емкости для полива растений, тряпочки для уборки.
4) Четвертый пункт: Формирование основ безопасности.
Для развития навыков безопасного поведения детей в нашей группе есть уголок, в котором находится различный материал и игры по правилам безопасного поведения на дорогах и во время пожара:
- - картотека по ОБЖ, настольно-печатные игры, альбомы с детскими рисунками по правилам безопасности на дорогах, игры-пазлы, сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстрационный материал, папки-передвижки.
ῙῙ. Образовательная область «Познавательное развитие».
Предполагает развитие любознательности, воображения, творческой активности.
1) Первый пункт этой области формирование элементарно-математических представлений.
Для формирования математических знаний и логики, внимания, памяти, мышления ребята играют в такие игры, как: цветные счетные палочки Кюизинера, Блоки Дьенеша, математические наборы, математическиепазлы, «4-ый лишний», «лабиринты».
Настольные игры: «Веселый счет», «Арифметика», «Разноцветные предметы», «Цвет и форма», «Учимся считать», «Геометрический планшет из резинок».
Мы используем в своей работе материалы и игры, сделанные своими руками. Это игра-конструктор из крышек на развитие мелкой моторики, внимания и мышления. Для игры мы распечатываем карточки-схемы, с помощью которых дети выкладывают фигуры – это ракеты, звездочки, пирамиды и многое другое.
Ведущее место по развитию математических представлений занимает «Дары Фребеля». В этом наборе есть шарики, палочки, фигурки разные по форме, величине и цвету. Детям очень нравится выкладывать по схемам различные сюжеты, при этом закрепляя цвет и название фигур.
2) Через познавательное развитие мы знакомим детей со способами исследовательской деятельности.
Хотим обратить внимание на развивающее пособие БИЗИБОРД, которое способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию сенсорных способностей, внимания, творческого и логического мышления. Это доска, которая содержит множество различных замочков, щеколд, прищепок, выключатели, розетку, молнии, шнуровки и прочие предметы, которые интересуют детей.
У нас есть центр экспериментирования, который помогает стимулировать познавательную активность. Здесь у нас имеются:
- - картотека проведения опытов;
- - природный материал для проведения экспериментов;
- - лаборатория (магниты, увеличительное стекло, предметы различной величины, веса, формы и материала);
- - песочные часы;
- - емкости для воды и сыпучих предметов;
- - космический пластичный песок;
- - экологические модели;
- - коллекция семян комнатных растений;
- - коллекция минералов;
- - морская коллекция;
- - настольная книга «Маленькие знатоки».
Все это способствует развитию исследовательской деятельности у детей.
3) Через познавательное развитие мы знакомим детей с предметным окружением.
В группе созданы условия для расширения представления детей об объектах окружающего мира. Наши дети очень любят играть:
- в «Мастерскую по ремонту». Эта игра помогает понять, что без недостающей части трудно использовать предметы (что без чего);
- ребята любят играть с пазлами. Убрав одну из частей картинки, мы спрашиваем: «Какой части не хватает?», «Можно ли обойтись без нее?», «Почему?»;
- «Подбери материал для названного предмета».
В этой игре дети упражняются в умении различать предметы по материалу (из металла, дерева, глины, бумаги, ткани, стекла). Они называют материалы, из которых сделаны эти предметы, рассказывают об их качестве и свойствах.
4) Ознакомление с социальным миром.
Расширить представление детей о родной стране, о крае в котором мы живем, о достопримечательностях нашего региона помогает нашим детям «Патриотический уголок». В котором находятся:
- Государственный флаг Российской Федерации;
- Портрет Президента Российской Федерации Путина В.В.;
- Герб Санкт-Петербурга;
- Картотека детских игр по патриотическому воспитанию;
- Настольная книга «Путеводитель по Санкт-Петербургу»;
- Рассказы о Родине.
Мы воспитываем у детей уважение к людям различных национальностей и их обычаям, чтобы детям было легче представить и понять, как выглядят эти люди у нас есть бумажные куклы в национальных костюмах.
Приобщить детей к истокам русской народной культуры нам помогают различные виды росписи, матрешки, дымковские игрушки, предметы старины.
5) Ознакомление с миром природы.
Расширять и уточнять представление детей о природе, правильно вести себя на природе помогает нам «Уголок природы»:
- Календарь по каждому времени года;
- Растения (герань, фиалки, хлорофитум);
- Альбом с изображением комнатных растений;
- Инвентарь по уходу за растениями;
- Разнообразный материал живой и неживой природы (камни, орехи, желуди, песок, глина, каштаны);
- Емкости для опытов;
- Аквариум;
- Настольные игры, которые способствуют расширить знания о домашних и диких животных. Своими руками мы сделали для ребят игру их прищепок. Это «Кто, что ест» и «Подбери правильно хвостик животному»;
- Шапочки животных, овощей и фруктов, шапочки листьев различных деревьев;
- Пособие на дыхательную гимнастику с изображением овощей и фруктов;
- Монеты фруктов и овощей.
ῙῙῙ. Образовательная область «Речевое развитие».
Способствует развитию речи, формированию словаря, воспитывает желание и умение слушать художественные произведения следить за развитием действий.
1) Развитие речи.
- Для развития речи мы используем наборы предметных и сюжетных картинок по всем лексическим темам. Дети учатся описывать предметы и составлять рассказы по сюжетной картинке.
- Расширять представления о многообразии окружающего мира помогает детям картотека игр по развитию речи. Сюда входят такие игры как: «Поставь заплатку», «Подбери листочки к деревьям», «Во саду ли в огороде», «Учимся читать», «Кому нужно для работы», «Что без чего».
- Мы создали игры для развития речевого дыхания и дыхательных упражнений. Особенно дети очень любят играть в «Футбол», но гол здесь нужно забивать не ногами, а воздушной струей.
- Игры по развитию речи у нас есть в сезонных папках. Их у на 4 (осенняя, зимняя, весенняя, летняя). Туда входят мнемотаблицы для заучивания стихов, дидактические игры «Найди мою тень», «Посмотри, подумай и расскажи», «Лабиринты», «Одень куклу на прогулку», «С какого дерева листок», «Разрезные картинки».
- Картотека упражнений с массажными мячиками развивает речь, мелкую моторику и умение одновременно выполнять движения с речью, формирует навыки выразительности.
- Картотека упражнений артикуляционной гимнастики.
- Картотека пальчиковой гимнастики.
- Картотека сюжетно-ролевых игр, словесных.
- Картотека дидактических игр по обучению грамоте.
- Картотека игр по развитию речи.
- Дидактическая игра «Волшебные кубики».
- Картотека чистоговорок, поговорок, приговорок, стихов, потешек.
Совершенствовать художественное-речевыеисполнительные навыки детям помогает театральный уголок с разными видами театров: настольный, пальчиковый, кукольный, театр резиновых игрушек, БИ-БА-БО.
Ребятам очень нравится использовать настольные театры в свободной деятельности, которые сделаны из бумаги нашими руками и руками наших родителей. Это: «Три поросенка», «Морозко», «Снегурочка», «Муха-цокотуха», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и другие.
В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаться в различных героев, меняя интонацию и голос. Работа и игры в театральном уголке способствует обогащению словарного запаса детей.
ῙV. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Способствует формированию у детей эстетического идеала, художественного вкуса, а также развитию творческих способностей.
1) Приобщение к искусству.
- Для развития художественно-эстетического восприятия в центре изобразительного творчества дети рассматривают альбомы народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, городецкая роспись, дымковская).
- Знакомятся с известными композиторами любимых песен. Это Чайковский П.И., Кабалевский. В уголке есть альбом с портретами известных композиторов.
- Альбом с профессиями деятелей искусств, который помогает познакомится с театральными профессиями.
- Альбом с детскими рисунками к любимым песням.
Познакомится со спецификой храмовой архитектуры нашего города помогает настольная книга «Путеводитель по Санкт-Петербургу». Диск дарит нашим детям необычную прогулку и знакомит с самыми красивыми архитектурными памятниками и достопримечательностями нашего города – Санкт-Петербурга.
2) Изобразительная деятельность.
Для развития интереса детей к изобразительной деятельности мы выбрали удобное место где хранятся материалы для практической деятельности: бумага, картон, пластилин, клей, кисточки, карандаши, природный материал, трафареты.
Для нестандартных форм рисования ватные палочки, диски, губки. Учить лепить птиц, животных, уметь украшать узорами предметы декоративного искусства помогают альбомы «Я леплю из пластилина», «Я люблю свою лошадку».
3) Конструктивно-модельная деятельность.
Строительная игра – это отражение окружающей жизни в разных постройках. Ребята учатся сооружать постройки, строят самостоятельно, по схемам, по рисункам, ловко подбирают необходимый строительный материал.
Ребята постарше проявляют интерес к конструкторам, у которых есть различные крепления. Такие постройки прочные и позволяют развивать сложную сюжетную игру с использованием различных фигурок, машинок, человечков и т.д.
Ребята более младшего возраста любят играть с:
- Лего, подбирают детали и фигуры по формам, по размеру.
- Одной из самых любимых игрушек остается деревянный конструктор из кубиков.
- Магнитный конструктор. По схемам выкладываются сооружения.
- Для улучшения координации и мелкой моторики конструкторы-мозаики.
- Пользуются спросом самодельные конструкторы из крышек. К ним есть схемы, ребята выкладывают фигуры. Это хорошо развивает внимание и таким образом они закрепляют цвета.
Мальчики очень любят использовать в строительных играх набор инструментов. Очень интересно наблюдать как они закручивают гайки, подражая своим папам.
Ведущее место по развитию строительных навыков занимают «Дары Фребеля». Ребята при помощи различных фигурок выкладывают по схемам различные композиции.
Играя конструкторами наши, ребята формируют не только моторику, мышление и воображение, но и приобретают еще и трудовые навыки, развивают художественный вкус!
4) Музыкальная деятельность.
Дети в нашей группе очень любят танцевать, слушать музыкальные сказки, аудиозаписи, играть на музыкальных инструментах- погремушках. Мы инсценируем небольшие сказки – это «Репка». Ребятам нравится быть в роли сказочного героя. Они с удовольствием перевоплощаются в них, меняя интонацию и голос, наряжаются в костюмы. Это помогает им быть уверенными, счастливыми, вызывает положительные эмоции.
Изучая музыкальные произведения на музыкальных занятиях, ребята знакомятся с известными композиторами, а, чтобы получше закрепить их образы портреты этих композиторов мы периодически выставляем и спрашиваем: «Кто это? Чем он знаменит?».
V. Образовательная область «Физическое развитие».
1) Формирует начальные представления о здоровом образе жизни.
Расширить представление о важности для здоровья помогают детям такие дидактические игры как:
- «Одень куклу на прогулку»;
- «Что вредно, что полезно»;
- «Чудесный мешочек» (с предметами личной гигиены6 расчёска, зубная щетка, зубная паста, мыло, носовой платок, ножницы);
- «Что мы делаем не скажем, а что делаем покажем»;
- «Узнай и назови по описанию овощи (фрукты)»;
- Лабиринт здоровья;
- «Что сначала, что потом». При помощи картинок закрепляют представления о соблюдении правильного режима дня.
Формировать представление и желание вести здоровый образ жизни помогает детям одни из самых приятных и любимых режимных моментов – утренняя зарядка. Дети учатся сохранять правильную осанку, осознанно выполнять движения под веселый музыкальный диск Екатерины Железновой.
2) Укреплять и охранять здоровье помогают детям физическая культура.
В группе есть уголок, где расположен спортивный инвентарь - это массажные следочки для разминки стоп, массажные мячики для развития мелкой моторики, колечки СУДЖОК, кегли, скакалка.
Подвижные игры способствуют развитию физической культуры. А поддерживать интерес к этим играм помогают маски, шапочки различных персонажей.
Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям помогает еще и настольные игры – это настольный футбол, настольный теннис, попади в цель.
Вывод:
Организуя предметную среду в группе, мы учитывали закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Организованная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Использованная литература:
- Интернет-ресурс: ИНФОУРОК.
- Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности. Тема: «Овощи. Огород». Звуки [п], [п\'], [б], [б\']. Буква Бб
Цель: Расширение, уточнение представлений по теме «Овощи. Огород»Задачи:Коррекционно-образовательные. Уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» (огород, ово...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности c ЗПР на тему: «Знакомство детей с родным городом»
Конспект данного занятия поможет воспитателям познакомить детей с родным краем. Глубже узнать историю города Балашихи Московской области(гимн, герб, флаг), вызвать интерес к изучению исторических мест...
Консультация для родителей детей разновозрастной группы компенсирующей направленности 4-8 лет "Особенности развития детей с УО и РАС"
Консультация для родителей детей разновозрастной группы компенсирующей направленности 4-8 лет "Особенности развития детей с УО и РАС"...
Оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды по ФОП ДО
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды всегда был актуален. С внесенем изменений в образовательную програму требований ФОП ДО воспитатели сегодня испытывают повышенный интерес...
Методическая разработка для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Звездный теремок"
В данной разработке я хочу представить опыт работы с детьми ЗПР через сказкотепапию, которая позволяет расширить кругозор, формировать целые представления об окружающем мире, оказывать влияние на разв...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...