УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья
управление инновационным поведением педагогического коллектива дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ns.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Развитие общества требует от преподавателя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.
В современной образовательной системе педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям.
Практика показывает, что педагоги не всегда в полной мере готовы к инновационной деятельности, отбору и проектированию ее актуальных проблем, конструированию педагогических инноваций, реализации содержания инновационного дошкольного образования с помощью современных педагогических технологий, к прогнозированию ожидаемого результата, который может быть получен в ходе реализации инноваций.
Это подтверждает мысль о том, что инновационными процессами необходимо управлять. Цель управления – разностороннее содействие педагогам в инновационной деятельности.
Содействие означает помощь и поддержку педагогам в достижении определенного результата в инновационной деятельности, повышение их инновационной активности, развитие педагога как профессионала.
Для выявления существующих проблем профессионально-педагогической деятельности педагогов нашего детского сада мы применили следующие методики:
- Оценка профессиональной направленности личности педагога;
- Рефлексия (проверь какой вы педагог);
- Коммуникативные способности;
- Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива;
- Степень новаторства воспитателей.
Это позволило выявить следующие наиболее типичные профессиональные затруднения педагогов дошкольного учреждения в процессе реализации инновационной деятельности:
- в развитии субъективной позиции по отношению к собственной профессиональной деятельности;
- в освоении методологии и методов ведения инновационной и исследовательской деятельности;
- в освоении новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий и способов их применения в системе образования.
Цель данной работы: разработка модели управленческого, а так же эмоционально-психологического содействия инновационному поведению педагогического коллектива дошкольного учреждения.
Задачи:
- Изучить литературу по психологии управления.
- Проанализировать проблемы инновационной деятельности педагогического коллектива.
- Разработать модель содействия инновационному поведению педагогов.
Исследователи С.Ю. Степанов, А.В. Растянников, Д.В. Ушаков выделяют две основные сферы проявления готовности педагога к инновационной деятельности: профессионально – интеллектуальная, личностно-коммуникативная.
К критериям профессионально-интеллектуальной готовности педагога к ведению инновационной деятельности относятся:
- Способность к рефлексии профессиональной педагогической деятельности;
- Надситуативный уровень решения профессиональных педагогических ситуаций;
- Способность к проектировочно-прогностической деятельности.
К критериям личностно-коммуникативной готовности педагога к ведению инновационной деятельности относятся:
- Высокая мотивация к саморазвитию и ведению инновационной деятельности;
- Заинтересованность педагогов друг в друге в профессиональном плане;
- Личностно-ориентированный подход к воспитанникам и коллегам по педагогической работе (эмпатия, партнерские отношения).
Цель психологического сопровождения данной работы определяется следующими направлениями педагогической деятельности:
- обеспечение внутренних условий для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической самозащиты);
- создание благоприятных внешних условий для психического и биологического существования и развития;
- организация микросоциальной развивающей среды (гуманистические и доверительные отношения, межличностное общение, творческая деятельность, благоприятный психологический климат).
В рамках модели психологического сопровождения инновационной деятельности педагога нами решаются следующие задачи:
- создание психолого-педагогических условий, формирующих положительную мотивацию педагогов к нововведениям;
- создание психолого-педагогических условий становления и развития проектировочных, коммуникативных, рефлексивных, конструктивных умений педагога ДОУ;
- организация информационного, организационного, коммуникативного обеспечения инновационной деятельности педагога;
Психологическое сопровождение проекта предполагает следующую работу с педагогами:
- проведение проблемных семинаров;
- ролевые игры;
- организация работы творческих микрогрупп педагогов;
- ведение консультаций;
- проведение психолого-педагогических практикумов;
- проведение тренингов;
Внедрение модели управленческого содействия инновационному поведению педагогического коллектива дошкольного учреждения предполагает выполнение определенных психологических условий:
- создание и поддержание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе;
- создание и поддержание атмосферы творчества;
- субъект-субъектные отношения;
- доброжелательность;
- повышение самооценки педагогов.
Таким образом, для повышения инновационной активности необходимо психологическое сопровождение управленческого содействия, которое заключается в поддержании условий для проявления творческого потенциала педагогов, реализации задатков в организации инновационного образовательного процесса, то есть условий, благоприятных для осуществления инноваций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Министерство образования и науки Республики ХакасияГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»Кафедра управления образованиемПроект теор...
Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования
Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......
Управление конфликтом в педагогическом коллективе.
Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Со...
«Управление конфликтом в педагогическом коллективе»
Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу, так как «предметом» его профессии является другой человек. В данной статье мы рассмотрим как управлять конфликтом в педагог...
Инновационный потенциал педагогического коллектива
laquo;Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое»Питер Джукер...
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Управление...