УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья

Черепанова Олеся Игоревна

управление инновационным поведением педагогического коллектива дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ns.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Развитие общества требует от преподавателя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

В современной образовательной системе педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям.

Практика показывает, что педагоги не всегда в полной мере готовы к инновационной деятельности, отбору и проектированию ее актуальных проблем, конструированию педагогических инноваций, реализации содержания инновационного дошкольного образования с помощью современных педагогических технологий, к прогнозированию ожидаемого результата, который может быть получен в ходе реализации инноваций.

Это подтверждает мысль о том, что инновационными процессами необходимо управлять. Цель управления – разностороннее содействие педагогам в инновационной деятельности.

Содействие означает помощь и поддержку педагогам в достижении определенного результата в инновационной деятельности, повышение их инновационной активности, развитие педагога как профессионала.

Для выявления существующих проблем профессионально-педагогической деятельности педагогов нашего детского сада мы применили следующие методики:

  • Оценка профессиональной направленности личности педагога;
  • Рефлексия (проверь какой вы педагог);
  • Коммуникативные способности;
  • Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива;
  • Степень новаторства воспитателей.

Это позволило выявить следующие наиболее типичные профессиональные затруднения педагогов дошкольного учреждения в процессе реализации инновационной деятельности:

  • в развитии субъективной позиции по отношению к собственной профессиональной деятельности;
  • в освоении методологии и методов ведения инновационной и исследовательской деятельности;
  • в освоении новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий и способов их применения в системе образования.

Цель данной работы: разработка модели управленческого, а так же эмоционально-психологического содействия инновационному поведению педагогического коллектива дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Изучить литературу по психологии управления.
  2. Проанализировать проблемы инновационной деятельности педагогического коллектива.
  3. Разработать модель содействия инновационному поведению педагогов.

Исследователи С.Ю. Степанов, А.В. Растянников, Д.В. Ушаков выделяют две основные сферы проявления готовности педагога к инновационной деятельности: профессионально – интеллектуальная, личностно-коммуникативная.

К критериям профессионально-интеллектуальной готовности педагога к ведению инновационной деятельности относятся:

  • Способность к рефлексии профессиональной педагогической деятельности;
  • Надситуативный уровень решения профессиональных педагогических ситуаций;
  • Способность к проектировочно-прогностической деятельности.

К критериям личностно-коммуникативной готовности педагога к ведению инновационной деятельности относятся:

  • Высокая мотивация к саморазвитию и ведению инновационной деятельности;
  • Заинтересованность педагогов друг в друге в профессиональном плане;
  • Личностно-ориентированный подход к воспитанникам и коллегам по педагогической работе (эмпатия, партнерские отношения).

Цель психологического сопровождения  данной работы определяется следующими направлениями педагогической деятельности:

  • обеспечение внутренних условий для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической самозащиты);
  • создание благоприятных внешних условий для психического и биологического существования и развития;
  • организация микросоциальной развивающей среды (гуманистические и доверительные отношения, межличностное общение, творческая деятельность, благоприятный психологический климат).

В рамках модели психологического сопровождения инновационной деятельности педагога нами решаются следующие задачи:

  • создание психолого-педагогических условий, формирующих положительную мотивацию педагогов к нововведениям;
  • создание психолого-педагогических условий становления и развития проектировочных, коммуникативных, рефлексивных, конструктивных умений педагога ДОУ;
  • организация информационного, организационного, коммуникативного обеспечения инновационной деятельности педагога;

Психологическое сопровождение проекта предполагает следующую  работу с педагогами:

  • проведение проблемных семинаров;
  • ролевые игры;
  • организация работы творческих микрогрупп педагогов;
  • ведение консультаций;
  • проведение психолого-педагогических практикумов;
  • проведение тренингов;

Внедрение модели управленческого содействия инновационному поведению педагогического коллектива дошкольного учреждения предполагает выполнение определенных психологических условий:

  • создание и поддержание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе;
  • создание и поддержание атмосферы творчества;
  • субъект-субъектные отношения;
  • доброжелательность;
  • повышение самооценки педагогов.

Таким образом, для повышения инновационной активности необходимо психологическое сопровождение управленческого содействия, которое заключается в поддержании условий для проявления творческого потенциала педагогов, реализации задатков в организации инновационного образовательного процесса, то есть условий, благоприятных для осуществления инноваций.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Министерство образования и науки Республики ХакасияГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»Кафедра управления образованиемПроект теор...

Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования

Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......

Управление конфликтом в педагогическом коллективе.

  Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует  человек. Со...

«Управление конфликтом в педагогическом коллективе»

Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу, так как «предметом» его профессии является другой человек. В данной статье мы рассмотрим как управлять конфликтом в педагог...

Инновационный потенциал педагогического коллектива

laquo;Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое»Питер Джукер...