Управление конфликтом в педагогическом коллективе средствами медиации.
статья

Медиация широко и успешно применяется в современном мире,особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом ,практически ко всем видам конфликтов от семейных - до коммерческих. Общемировая статистика отмечает ,что 60-70% случаев применения процедуры медиации завершается решением конфликтов на 89% добровольно.Для начала разберем ,что такое медиация (лат. mediare - посредничать) - определенный вид переговоров, где человек не имеющий отношения к конфликтующим и к конфликту помогает сторонам придти к взаимовыгодному согласию и решению. Медиация используется почти во всех сферах деятельности , в праве , в работе психологов, в воспитательной работе в образовательных учреждениях. Так с древних времен использовали посредников для разрешения споров в торговле. Первоначальный метод медиации - интервенция в конфликт или спорную ситуацию. Существенное различие между медиацией и другими видами посредничества заключается в том, что посредники часто обладают экспертными знаниями в области, являющейся предметом спора (конфликта). В некоторых видах споров посредник обязан предоставлять правовую информацию. Это помогает заключать сторонам любое соглашение в соответствии с нормативными рамками, регулирующими предмет спора, поэтому согласительная процедура может включать в себя консультативный аспект. В процедуре же медиации посредник-медиатор не имеет консультативных функций. Вместо этого, медиатор стремится помочь сторонам выработать общее понимание конфликта и действовать в направлении урегулирования спора. Простыми словами позиция сотрудничества - это и есть медиация.Зачем нужна медиация ?Практика показывает, что служба медиации позволяет: - сократить общее количество конфликтных ситуаций - повысить эффективность ведения профилактической работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения участников образовательного процесса.В наше время медиация является современной технологией управления конфликтными ситуациями.В современном мире конфликты стали частым явлением. Они возникают при любых жизненных условиях в разный период. Иногда случайные конфликты могут возникнуть из маленького недопонимания или недосказанности , и разницы во взглядах даже между взрослыми педагогами и родителями. Таким образом становиться сложнее придти к единому решению,и конфликт разрастается.В процессе посредничества или обидчик или жертва (конфликтующие) назначают встречу для переговоров ,а медиатор выступающий в качестве посредника в урегулировании конфликта помогает разрешить ситуацию.Принципы медиации : - Добровольность (в медиации все происходит только с согласия сторон, принцип добровольности распространяется и на медиатора, он может остановить процедуру увидев что конфликтующие не готовы договориться). - Конфиденциальность ( специалист исполняющий роль медиатора обязуется не разглашать сведения полученные в ходе программ. Исключением является информация о готовящемся преступлении.- Сотрудничество и равноправие сторон (данный принцип утверждает равное право сторон оценивать конфликтную ситуацию и высказывать свою точку зрения, обсуждать свои интересы и точку зрения , участвовать в выработке и принятии решений. У сторон также есть равные права время и внимание медиатора. - Беспристрастность и независимость медиатора( специалисты службы примирения не встают ни на чью сторону участников конфликта. Медиаторы являются независимыми посредниками помогающими сторонам самостоятельно найти взаимоприемлемое решение .Существование органов медиации в нашей стране закреплено Федеральным законом № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) Универсальных стратегий в решениях медиатора нет, и мысль ,что жесткие переговоры в котором стороны стремятся добиться максимально выгодных условий, часто используя давление, ультиматумы принципиальные правило и минимальные уступки ушли. И есть соглашения с быстрым решением, путем избегания конфликта одной из сторон, более слабой. За счет уступок своих интересов и сохранения доброжелательных отношений между конфликтующими, это история кажется ограниченно применимой, потому ,что в жизни бывает всякое. Но с другой стороны тенденция, что называется жесткими переговорами то есть продавить свою точку зрения не оглядываясь на интересы оппонента, это вещи которые становятся менее актуальными в нашей жизни,без условно этого по прежнему много, но такие переговоры становятся все более и более проигрышными ,потому мы смотрим на то как развивается мир, смотрим какие компании, смотрим какие люди успешны и очевидно ,что в первую очередь это люди которые умеют договариваться. Которые умеют налаживать коммуникацию потому, что в современном мире без взаимодействия не возможно находить реально эффективные сценарии решения конфликтов, возникающих проблем. Будучи медиатором человек ориентирован все же на стратегии которые связаны с договором а не на стратегии который обеспечивает более выгодный результат , особенно в сложных конфликтных ситуациях.Несколько идей наиболее просты в решении конфликтов которыми люди часто пренебрегают хоть и простота иногда обманчива, оставляя их вне сферы своего внимания. Приведем небольшой пример в гос учреждение был направлен медиатор ,для обучения. В ходе своей работы он предлагал работникам решение некоторых конфликтов , на что работники реагировали не очень отзывчиво, говоря что поставленный вопрос не имеет решения т. к. это выдуманный конфликт, и к реальной жизни не имеют никакого отношения. Далее медиатор предлагает сделать упражнение на что работники снова реагируют не доброжелательно, отмечая что они взрослые люди а данные упражнения на уровне детского сада. Первое решение которое предпринял медиатор ,это поставил себя на место своих учеников, чтобы понять почему это с ними происходит откуда это упорное сопротивление, не желание работать. Происходит изменение внутреннего отношения к происходящему это первый шаг, но дело в том что этого не достаточно потому ,что люди смотрят на тебя и у них нет никакого представления ,что с тобой на самом деле. Медиатор понимает, что как то нужно выразить свое внутреннее отношение к ним учитывая, что традиционная модель отношения учеников к спикеру( учителю, педагогу) это модель сверху вниз. На ожидаемую реакцию учеников жестких переговоров, медиатор просто передает свои мысли, объясняя это пониманием того ,что их основная работа стоит и накапливается и выходные дни они проведут не с семьей или на отдыхе, а на работе. С человеческой точки зрения это понятная ситуация, то есть если принятие это изменение внутреннего отношения, то сочувствие - внешнее проявление изменения твоего отношения ,оно является вторым решением. К сожалению люди воспринимают сочувствие как слабость ,думая что проявляя сочувствие человек поддался - это является ошибкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление конфликтом в педагогическом коллективе средствами медиации.

Медиация широко и успешно применяется в современном мире,особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом ,практически ко всем видам конфликтов от семейных - до коммерческих. Общемировая статистика отмечает ,что 60-70% случаев применения процедуры медиации завершается решением конфликтов на 89% добровольно.

Для начала разберем ,что такое медиация (лат. mediare - посредничать) - определенный вид переговоров, где человек не имеющий отношения к конфликтующим и к конфликту помогает сторонам придти к взаимовыгодному согласию и решению. Медиация используется почти во всех сферах деятельности , в праве , в работе психологов, в воспитательной работе в образовательных учреждениях. Так с древних времен использовали посредников для разрешения споров в торговле. Первоначальный метод медиации - интервенция в конфликт или спорную ситуацию. Существенное различие между медиацией и другими видами посредничества заключается в том, что посредники часто обладают экспертными знаниями в области, являющейся предметом спора (конфликта). В некоторых видах споров посредник обязан предоставлять правовую информацию. Это помогает заключать сторонам любое соглашение в соответствии с нормативными рамками, регулирующими предмет спора, поэтому согласительная процедура может включать в себя консультативный аспект. В процедуре же медиации посредник-медиатор не имеет консультативных функций. Вместо этого, медиатор стремится помочь сторонам выработать общее понимание конфликта и действовать в направлении урегулирования спора. Простыми словами позиция сотрудничества - это и есть медиация.

Зачем нужна медиация ?

Практика показывает, что служба медиации позволяет:

- сократить общее количество конфликтных ситуаций

- повысить эффективность ведения профилактической работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения участников образовательного процесса.

В наше время медиация является современной технологией управления конфликтными ситуациями.

В современном мире конфликты стали частым явлением. Они возникают при любых жизненных условиях в разный период. Иногда случайные конфликты могут возникнуть из маленького недопонимания или недосказанности , и разницы во взглядах даже между взрослыми педагогами и родителями. Таким образом становиться сложнее придти к единому решению,и конфликт разрастается.

В процессе посредничества или обидчик или жертва (конфликтующие) назначают встречу для переговоров ,а медиатор выступающий в качестве посредника в урегулировании конфликта помогает разрешить ситуацию.

Принципы медиации :

- Добровольность (в медиации все происходит только с согласия сторон, принцип добровольности распространяется и на медиатора, он может остановить процедуру увидев что конфликтующие не готовы договориться)

- Конфиденциальность ( специалист исполняющий роль медиатора обязуется не разглашать сведения полученные в ходе программ. Исключением является информация о готовящемся преступлении.

- Сотрудничество и равноправие сторон (данный принцип утверждает равное право сторон оценивать конфликтную ситуацию и высказывать свою точку зрения, обсуждать свои интересы и точку зрения , участвовать в выработке и принятии решений. У сторон также есть равные права время и внимание медиатора.

- Беспристрастность и независимость медиатора( специалисты службы примирения не встают ни на чью сторону участников конфликта. Медиаторы являются независимыми посредниками помогающими сторонам самостоятельно найти взаимоприемлемое решение .

Существование органов медиации в нашей стране закреплено Федеральным законом № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Универсальных стратегий в решениях медиатора нет, и мысль ,что жесткие переговоры в котором стороны стремятся добиться максимально выгодных условий, часто используя давление, ультиматумы принципиальные правило и минимальные уступки ушли. И есть соглашения с быстрым решением, путем избегания конфликта одной из сторон, более слабой. За счет уступок своих интересов и сохранения доброжелательных отношений между конфликтующими, это история кажется ограниченно применимой, потому ,что в жизни бывает всякое. Но с другой стороны тенденция, что называется жесткими переговорами то есть продавить свою точку зрения не оглядываясь на интересы оппонента, это вещи которые становятся менее актуальными в нашей жизни,без условно этого по прежнему много, но такие переговоры становятся все более и более проигрышными ,потому мы смотрим на то как развивается мир, смотрим какие компании, смотрим какие люди успешны и очевидно ,что в первую очередь это люди которые умеют договариваться. Которые умеют налаживать коммуникацию потому, что в современном мире без взаимодействия не возможно находить реально эффективные сценарии решения конфликтов, возникающих проблем. Будучи медиатором человек ориентирован все же на стратегии которые связаны с договором а не на стратегии который обеспечивает более выгодный результат , особенно в сложных конфликтных ситуациях.

Несколько идей наиболее просты в решении конфликтов которыми люди часто пренебрегают хоть и простота иногда обманчива, оставляя их вне сферы своего внимания. Приведем небольшой пример - в гос учреждение был направлен медиатор ,для обучения. В ходе своей работы он предлагал работникам решение некоторых конфликтов , на что работники реагировали не очень отзывчиво, говоря что поставленный вопрос не имеет решения т. к. это выдуманный конфликт, и к реальной жизни не имеют никакого отношения. Далее медиатор предлагает сделать упражнение на что работники снова реагируют не доброжелательно, отмечая что они взрослые люди а данные упражнения на уровне детского сада. Первое решение которое предпринял медиатор ,это поставил себя на место своих учеников, чтобы понять почему это с ними происходит и откуда это упорное сопротивление, не желание работать. Происходит изменение внутреннего отношения к происходящему это первый шаг, но дело в том что этого не достаточно потому ,что люди смотрят на тебя и у них нет никакого представления ,что с тобой на самом деле. Медиатор понимает, что как то нужно выразить свое внутреннее отношение к ним учитывая, что традиционная модель отношения учеников к спикеру( учителю, педагогу) это модель сверху вниз. На ожидаемую реакцию учеников жестких переговоров, медиатор просто передает свои мысли, объясняя это пониманием того ,что их основная работа стоит и накапливается и выходные дни они проведут не с семьей или на отдыхе, а на работе. С человеческой точки зрения это понятная ситуация, то есть если принятие это изменение внутреннего отношения, то сочувствие - внешнее проявление изменения твоего отношения ,оно является вторым решением. К сожалению люди воспринимают сочувствие как слабость ,думая что проявляя сочувствие человек поддался - это является ошибкой. Есть теория одной малоизвестной английской писательницы и она говорила, что жесткая стратегия поведения связанная с подавлением чужих интересов и преследованием исключительно своих собственных она назвала ее «старший - major » и стратегию которую чаще всего избирает другой человек это стратегия «младшего» не эффективны и она предлагает идею введя новое слово «равенство» и оно подразумевает равный учет своих интересов и интересов другого человека. И говоря о сочувствии предполагается искреннее и равное отношение , то есть когда ты высказываешь сочувствие по отношению к другому человеку , это не означает что ты отказываешься от своих чувств, здесь идет речь об искреннем сочувствии другому, приняв то что с ним происходит искренне заявив ему и о своих интересах. В итоге последние дни обучения прошли на отлично, исчезла преграда, просто договорившись что если объективная реальность такова ,что медиатор должен быть в учреждении и работники учреждения должны присутствовать на лекциях, и нет возможности изменить данную реальность ,то можно постараться извлечь максимум из этой ситуации где медиатор не враг и не видит врагов в работниках.

Рекомендуемые стратегии медиатора состоящие из пяти шагов:

1. Верить в то ,что в любом человеке всегда есть позитивные мотивы и никто не делает ничего ,чтобы причинить вред другому человеку;

2. Доверять людям в их решениях в отношении себя ,если даже ты не согласен с его решением;

3. Сочувствие — уметь сочувствовать;

4. Быть искренним;

5. Быть искренним но быть на равных.

Каждый родитель хочет видеть своих детей самостоятельными ,успешными и счастливыми. Когда случаются недопонимания, споры, разрываются связи и отношения, совершаются правонарушения. Большее количество родителей пытаются решить конфликт жесткими переговорами путем угрозы, или применяя силовые методы. Но есть более эффективный метод ,где человек учитывает свои интересы и интересы собеседника. То же относится и к директорам учреждений по отношению к своим подчиненным. Ребенок большую часть времени проводит в саду, школе, поэтому отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Если за время обучения подросток ( ребенок) не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, то он совершает правонарушения, вступает в конфликты. Недопонимания в образовательных учреждениях как и в обществе в целом, были, есть и будут. При этом чаще взрослые вмешиваются в споры или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к другим детям. Сам спор может быть и не так ужасен, если он не переходит в ссору, драку, насилие, разрыв отношений, если не происходит втягивание в конфликт других людей.

Задачи:

  • Проведение примирительных программ;
  • Обучение детей методам урегулирования конфликтов;
  • Создание альтернативного пути разрешения конфликта;
  • Улучшение взаимоотношений среди взрослых;

Цели медиации в образовательных учреждениях:

  • Решения конфликтов силами образовательного учреждения;
  • Профилактика способности адаптироваться к условиям социума;
  • Это создание благоприятной и безопасной среды, для развития личности с активной гражданской позицией , которая умеет принимать решения и отвечать за свои поступки;
  • Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной медиативном мировоззрении, где истиной является ценность человеческой жизни, неповторимость каждой отдельной личности , уважение права другого человека ;
  • У конфликтующих сторон должен быть шанс разрешить все самостоятельно;
  • Улучшение качества жизни всех участников учебно — воспитательного процесса с помощью медиативного подхода , основывающегося на позитивном общении, уважении ,открытости,доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей ,так и между взрослыми.

Медиация это вызов для нас, педагогов и людей. Мы в медиации должны структурировать разговор без того, чтобы определять его содержание; вовлекаемся всеми своими силами, но без ожидания, что обязательно должно быть найдено решение; мы вступаем со спорящими в близкий межчеловеческий контакт, но без того, чтобы подойти слишком близко; мы доверяем самим участникам принимать решение, не регламентируя, когда и к какому соглашению они захотят прийти. Это действительно напряженный процесс, который во многом не совпадает с распространенными нормальными рамками педагогического процесса.

Руководителю в первую очередь необходимы навыки медиативного подхода для нормализации межличностных отношений в коллективе так как он является примером в образовательном учреждением. Использование медиативных технологий в управленческой деятельности способствует повышению профессиональной компетентности сотрудников детского сада в вопросах бесконфликтного общения. Таким образом, можно сделать вывод, метод медиации – это определенный вид переговоров, наиболее эффективно позволяющий предотвращать и разрешать конфликты и споры, создавать безопасную среду в дошкольном образовательном учреждении. Медиация - это способ, которым должны владеть все субъекты дошкольной образовательной организации.

Этапы медиации :

- желание решить конфликт без суда;

- консультация и выбор медиатора;

- соглашение о применении медиации;

- переговоры (медиативные сессии);

- выработка взаимноприемлемного варианта решения конфликта;

- подписание медиативного соглашения;

- исполнение медиативного соглашения.

Литература :

1.

#1060;едеральный закон от #1075;. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Министерство образования и науки Республики ХакасияГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»Кафедра управления образованиемПроект теор...

Управление конфликтом в педагогическом коллективе.

  Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует  человек. Со...

«Управление конфликтом в педагогическом коллективе»

Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу, так как «предметом» его профессии является другой человек. В данной статье мы рассмотрим как управлять конфликтом в педагог...

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

управление инновационным поведением педагогического коллектива дошкольного учреждения...