Реализация ФГОС дошкольного образования через преемственность в работе детского сада и школы
статья

Яна Николаевна Порватова

В данной статье рассмотрена технология реализации ФГОС дошкольного образования через проблему преемственности в работе детского сада и школы. Одним из условий непрерывного образования является преемственность всех звеньев учебного процесса, а эффективность работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы заключается в четком понимании целей, задач и содержания преемственности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС дошкольного образования через преемственность в работе детского сада и школы

Одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса – проблема преемственности. Вопрос об осуществлении преемственности не является новым, но каждый год эта тема рассматривается по-новому, в процессе внедрения новых технологий, методов и приёмов обучения. Современная педагогика диктует свои новшества в обучении, воспитании и развитии каждого ученика, и чаще всего традиционные методы перекликаются с нетрадиционными.

Введение Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально-экономическими процессами, которые идут в нашем обществе. И в первую очередь – постоянно растущим потоком информации, постоянно изменяющимися условиями жизни и постоянно возникающими новыми требованиями к человеку. Сегодня мы знаем, как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся, в первую очередь, его психологические качества, способность общаться и получать информацию.

А это значит, что сегодня школа ставит перед собой главную задачу – научить ребенка учиться! Одно из условий непрерывного образования – преемственность всех звеньев учебного процесса. На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Перечислим качества, которыми должен обладать выпускник ДОУ:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  • любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание взрослыми целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Преемственность должна осуществляться по нескольким направлениям:

  • взаимное сотрудничество между учителями и воспитателями, взаимопосещение открытых занятий учителями и воспитателями;
  • анализ адаптации детей в начале учебного года и успехов в конце года;
  • совместные мероприятия с детьми подготовительной группы и учениками начальных классов;
  • работа с родителями будущих первоклассников.

Взаимосвязь родителей с педагогом позволит выработать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение анкетирования родителей, на проведение тестирования детей по определению «школьной зрелости» в подготовительной к школе группе.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию выпускников ДОУ, основываясь на данных наблюдений, проведённых за ними. У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Таким образом, завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка, а цель дошкольного учреждения – подготовить его так, чтобы он был способным и смог спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГТ И ФГОС

Выступление на семинаре в МГПИ им. М.Е. Евсевьева...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....

Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»

Практико-ориентированная работа «Преемственность  в  работе  детского  сада  и  школы  как  условие  успешной  адаптации  детей  ...

Статья " Преемственность в работе детского сада и школы, связанной с внедрением и реализацией ФГОС ДО".

Статья " Преемственность в работе детского сада и школы, связанной с внедрением и реализацией ФГОС ДО"....