КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
методическая разработка
Карта инновационного педагогического опыта по теме: "Применение информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно - образовательном процессе ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_karta_tarasova_2.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33»
КАРТА
ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
воспитатель
высшей квалификационной категории
Тарасова Марина Сергеевна
1.Общие сведения: | |
Наименование педагогического опыта | «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» |
Тип и вид представляемого образовательного учреждения | Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33» |
Автор - разработчик педагогического опыта | Воспитатель высшей квалификационной категории Тарасова Марина Сергеевна |
Стаж работы в должности | 18 лет |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | Инновационный проект, практико-ориентированный, рассчитан на детей дошкольного возраста. Период реализации опыта 5 лет. |
2.Содержательные параметры: | |
Актуальность педагогического опыта | Не возможно себе представить современное общество без информационно – коммуникативных технологий. С каждым годом всё больше и больше информационные технологии входят в нашу жизнь. Сейчас практически каждый человек должен «владеть компьютером». Именно поэтому дошкольные образовательные учреждения также не могут оставаться в стороне. И постепенно компьютерные технологии входят в систему дошкольного образования. В настоящее время воспитатель должен идти в ногу со временем, стать для детей проводником в мир новых технологий. Кроме того в соответствии с требованиями ФГОС одним из условий педагогической деятельности является владение информационно – коммуникативными технологиями и умениями применять их на практике, в воспитательно-образовательном процессе. Внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. |
Цель, преследуемая автором | Ожидаемые результаты проекта
Ожидаемая практическая значимость проекта
|
Содержательная форма представления педагогического опыта | В основе опыта лежит разработанная система работы по внедрению ИКТ технологий в работу с детьми: 1 этап - Изучение учебно-методической литературы - Оснащение необходимым оборудованием рабочего места педагога (оборудование АРМ педагога) - Подготовка методических разработок по данной тематике (конспекты интерактивных развивающих игр, занятий с использованием презентаций, планирование занятий с использованием презентаций с учётом тематического планирования) - Создание развивающих игр с помощью программы PowerPoint («Найди лишнее», «Отгадай загадку», «Найди все растения» и др.) 2 этап - Осуществление внедрения информационно- коммуникативных технологий в образовательную деятельность - Разработка и использование в образовательном процессе игр с использованием игровой интерактивной приставки «Кинект»: «С чьей ветки детки?», С какого дерева листик?», «Четвёртый лишний», «Какой плод растёт на дереве?» - Организация работы с использованием икт в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных - Создание презентаций для занятий по различным областям (ОБЖ «Кошкин дом», ознакомление с окружающим «Краски осени», Экологическое воспитание «Приключение Незнайки» и др.) - Подбор презентаций, в соответствии с тематическим планированием ДОУ из сети Интернет - Использование ИКТ технологий во время реализации проектов: «Писатели Южного Урала», «Растения – друзья», «Наша Родина» - Размещение консультаций для родителей: «Использование интерактивных развивающих познавательных игр», «Взаимодействие ребенка с компьютером» 3 этап - Собрана картотека презентаций по тематическому планированию - Создание и размещение на личном сайте методических рекомендаций для родителей и педагогов - Распространение накопленного опыта на РМО, для педагогов ДОУ - Проведён мониторинг оценки уровня развития детей |
Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев. | Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использовании современных информационных компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения. Целенаправленная, систематическая работа с детьми, в интересной, занимательной форме и использование новых, увлекательных для нового поколения технологий, повышают познавательный интерес детей. |
Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта. | Ученые отмечают, что использование информационных технологий в совместной деятельности взрослых и детей является одним из эффективных способов повышения мотивации деятельности. Необходимость использования для развития и обучения детей информационных технологий отмечено в исследованиях отечественных ученых. А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития. Информационно-компьютерные технологии – это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей. Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО. Использование ИКТ позволяет:
ИКТ могут использоваться на различных этапах совместной организованной деятельности:
проблемную ситуацию;
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Использование презентаций облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов (так как сочетает в себе динамику, звук и изображение-это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка). Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. В систему дошкольного воспитания и обучения необходимо продолжать внедрять информационные технологии. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога. |
Работа по распространению собственного опыта, Воспроизводимость педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы). | Разработаны игры с использованием игровой интерактивной приставки «Кинект»: «Поможем Петушку собрать фрукты», «С чьей ветки детки?», С какого дерева листик?», «Четвёртый лишний», «Какой плод растёт на дереве?». Конспекты занятий с использованием ИКТ: ОБЖ «Кошкин дом», ознакомление с окружающим «Краски осени», «Россия – наша Родина», гендерное воспитание «Мальчики и девочки», экологическое воспитание «Приключение Незнайки» экспериментальная деятельность «Фартук для Маши», LEGO-конструирования «Друзья лисы» и др. Разработаны проекты: «В мире растений», «Что мы знаем о своём городе?». Созданы интерактивные развивающие игры с помощью программы PowerPoint: «Найди лишнее», «Отгадай загадку», «Найди все растения», «Собери портфель», «Помоги девочке сосчитать цветы», «Правила Дорожного движения», «Писатели Южного Урала» и др. Это даёт возможность педагогам ДОУ использовать данные разработки в работе с детьми дошкольного возраста, при наличии необходимого оборудования. |
| |
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов. | Анализ результатов исследования показал, что предложенный опыт работы по развитию познавательных интересов через использование ИКТ дает серьезные результаты: прослеживается положительная динамика (с 38% до 88%); развитие познавательного интереса у дошкольников происходило в процессе систематического решения задач проблемного характера. Практика показала, что при условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе информационно - коммуникативных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается. Итак, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
|
Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах). | Выступление на РМО по обобщению опыта работы Участие в проведении мастер – класса в рамках работы педагогического сообщества «Инновационные технологии и методики дошкольного образования». Выступление на педагогическом сообществе «Инновационные технологии и методики дошкольного образования»: «Решение задач экологического воспитания детей в ходе реализации проекта с использованием ИКТ» Приняла участие в Муниципальном конкурсе «Лучшее электронное дидактическое пособие» в рамках муниципального педагогического сообщества «Инновационные технологии и методики дошкольного образования - 1 место. Участие во Всероссийском конкурсе «Творческий воспитатель 2017». Разработаны проекты с использованием информационно – коммуникативных технологий. С проектом «В мире растений» участвовала в муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку «Познавательное развитие дошкольника» - 2 место. Выступление на родительском собрании «Ознакомление родителей с новыми информационными технологиями работы в Д/С»: Преимущество интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» Выступление на педагогическом сообществе с темой: «Использование электронно-образовательных ресурсов в изучении художественных произведений писателей Южного Урала» Открытый показ образовательной деятельности на РМО для воспитателей подготовительных групп: Открытое занятие с детьми: «Друзья лисы» (Использование приемов LEGO-конструирования и электронных дидактических игр на занятиях с детьми-дошкольниками) Открытый показ образовательной деятельности для воспитателей ДОУ («Приключения Незнайки» 2018 г., «Фартук для Маши» 2020 г. с использованием ИКТ) Публикация учебно-методических материалов на страницах личного сайта: http://nsportal.ru/marina-sergeevna-tarasova |
Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях. | Публикация в сборнике материалов педагогического сообщества ДОО «Инновационные подходы к дошкольному образованию в контексте ФГОС» Саткинского муниципального района, 2019 год: - Мастер – класс «Создание дидактических игр в программе Power Point посредством переключателей» - Проект по ознакомлению детей с окружающим миром «В мире растений». Публикация: Всероссийский педагогический электронный журнал «Современный урок»: конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Краски осени». Публикация на страницах личного сайта: Рекомендации для педагогов и родителей: - «Использование интерактивных развивающих познавательных игр в работе с детьми – дошкольниками» - Рекомендации: «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование ИКТ»- Конспект образовательной деятельности с использованием игрового компьютерного комплекса «Играй и развивайся» на тему «Поможем Петушку собрать фрукты» и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"
Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...
Карта инновационного педагогического опыта
средний балл по карте -119...
Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание системы работы и является инструментом структурирования педагогического опыта...
Карта инновационного педагогического опыта
Практико-ориентированный проект по математическому развитию детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольн...
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» дошкольное отделение «Сорочата»...