Познавательно-исследовательский проект «Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Эльвира Анатольевна Яруллина

Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt06.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Южно-Сахалинска

«Ромашка»

Познавательно-исследовательский проект «Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь»

Составитель: воспитатель старшей группы «Сказочники»

Яруллина Эльвира Анатольевна

2023

Актуальность

Исследования, познавательная деятельность способствуют расширению кругозора детей, расширению активного словаря, формируют представления об окружающем мире. Это имеет важное значение в развитии дошкольника.

Проводя эксперименты, ребенок пытается найти и установить взаимообусловленные зависимости и связи, познание окружающего мира в игровой форме удается ему гораздо проще и эффективнее. Чем больше будет предоставлено ребенку разнообразного материала, тем интенсивнее будет развиваться детская поисковая деятельность, ребенок получит больше новой информации и тем самым быстрее и полноценнее пройдет его развитие.

Участники проекта: дети старше группы, воспитатель Яруллина Э. А.

Паспорт проекта

Проблема

Цель

Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Причины

Недостаточно создана развивающая предметно - пространственная среда для развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы.

Задачи

Формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;

Учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;

Учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков;

Обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами.

Развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод экспериментирования;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Вовлечь родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития;

Установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

Название проекта

«Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь»

Тип проекта

Познавательно-исследовательский, долгосрочный, групповой

Участники проекта

Дети старшей группы, родители детей, воспитатели

Срок реализации

Сентябрь – Май

Ожидаемый результат: У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно. У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач. У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией. Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка. Возрастет количество родителей, вовлеченных в воспитательно-образовательный процесс.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

Чтение художественной литературы.

Наблюдения в природе.

Исследовательская деятельность.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы.

План-график мероприятий

I этап: Подготовительный

  1. Определение целей и задач проекта. Подбор методической литературы, Интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
  5. Анкетирование родителей.
  6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
  7. Оформление консультативного материала для родителей.

II этап: Основной

Сентябрь

Экскурсия в “детскую лабораторию”.

Уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

«Наша Земля» Глобус»

«Что есть на нашей Земле»

Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.

Эксперимент «Почва.»

Экспериментирование с песком и глиной.

Уточнить состав и значение почвы;

Уточнить представления о свойствах песка и глины познакомить с песочными часами.

Октябрь

Эксперимент “Какая бывает вода”.

Уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о

Эксперимент “Куда делась вода”.

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь

Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.

Познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Эксперимент “Волшебные стёклышки”.

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент “Меня зовут Стеклянщик”.

Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.

Эксперимент “Родственники стекла”.

Узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Правилах поведения при работе с различными веществами

Декабрь

Эксперимент “Воздух”.

Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Эксперимент “Почему дует ветер”.

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.

Эксперимент “Этот удивительный воздух”.

Эксперимент “Вдох - выдох”.

Дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Январь

Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

Реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.

Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.

Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.

Выявить изменение объёма жидкости при замерзании

Февраль

Эксперимент “Испытание магнита”.

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Эксперимент “Два магнита”.

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.

Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Эксперимент “Необычная скрепка”.

Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Март

Эксперимент “Волшебный шарик”.

Установить причину возникновения статистического электричества.

Эксперимент “Чудо-причёска”.

Познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

Эксперимент “Что такое молния”.

Познакомить детей с понятиями “электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

Эксперимент “Почему горит фонарик”.

Уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Апрель

Эксперимент “Сила тяготения”.

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.

Эксперимент “Две пробки”.

Выяснить, как действуют сила притяжения.

Эксперимент “Упрямые предметы”.

Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.

Эксперимент “Почему предметы движутся”.

Познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Май

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

Работа с родителями.

Сентябрь

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

Октябрь

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов.

Ноябрь

Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

Декабрь Повторить эксперименты дома все о воздухе; изготовить ветрячки.

Январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Февраль

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Март

Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

Апрель

Помощь родителей в проведение опытов.

Май

Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.

Деятельность педагога

Деятельность родителей

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Родители проводят простейшие опыты дома;

Оказывают помощь в наполнении развивающей среды;

III этап: Заключительный

  1. Обобщение и анализ результатов работы;
  2. Выявление полученных знаний детей в ходе проектной деятельности;
  3. Подведение итогов работы над проектом.
  4. Фотоотчёт.

Используемая литература:

1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. «Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. С. Н. Николаева «Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 208 с.

5. «Исследовательская деятельность детей» Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

6. «Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду» Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

7. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2006. - 190 с.

8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

9. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 80 с.

10. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 3-7 лет».

11. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2. На тему: «Я буду добрым врачом»

Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2.  На тему: «Я буду добрым врачом»...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

"Использование познавательно-исследовательской технологии для развития познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.Именно экспериментирован...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности

laquo;Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретич...