Познавательно-исследовательский проект «Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt06.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Южно-Сахалинска
«Ромашка»
Познавательно-исследовательский проект «Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь»
Составитель: воспитатель старшей группы «Сказочники»
Яруллина Эльвира Анатольевна
2023
Актуальность
Исследования, познавательная деятельность способствуют расширению кругозора детей, расширению активного словаря, формируют представления об окружающем мире. Это имеет важное значение в развитии дошкольника.
Проводя эксперименты, ребенок пытается найти и установить взаимообусловленные зависимости и связи, познание окружающего мира в игровой форме удается ему гораздо проще и эффективнее. Чем больше будет предоставлено ребенку разнообразного материала, тем интенсивнее будет развиваться детская поисковая деятельность, ребенок получит больше новой информации и тем самым быстрее и полноценнее пройдет его развитие.
Участники проекта: дети старше группы, воспитатель Яруллина Э. А.
Паспорт проекта
Проблема |
|
Цель | Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности. |
Причины | Недостаточно создана развивающая предметно - пространственная среда для развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы. |
Задачи | Формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира; Учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования; Учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков; Обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами. Развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод экспериментирования; Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; Вовлечь родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития; Установить доверительные и партнерские отношения с родителями; |
Название проекта | «Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь» |
Тип проекта | Познавательно-исследовательский, долгосрочный, групповой |
Участники проекта | Дети старшей группы, родители детей, воспитатели |
Срок реализации | Сентябрь – Май |
Ожидаемый результат: У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно. У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач. У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией. Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка. Возрастет количество родителей, вовлеченных в воспитательно-образовательный процесс.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
Чтение художественной литературы.
Наблюдения в природе.
Исследовательская деятельность.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы.
План-график мероприятий
I этап: Подготовительный
- Определение целей и задач проекта. Подбор методической литературы, Интернет-ресурсов.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
- Анкетирование родителей.
- Разработка перспективного плана работы с родителями.
- Оформление консультативного материала для родителей.
II этап: Основной
Сентябрь
Экскурсия в “детскую лабораторию”.
Уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.
«Наша Земля» Глобус»
«Что есть на нашей Земле»
Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.
Эксперимент «Почва.»
Экспериментирование с песком и глиной.
Уточнить состав и значение почвы;
Уточнить представления о свойствах песка и глины познакомить с песочными часами.
Октябрь
Эксперимент “Какая бывает вода”.
Уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.
Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.
Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о
Эксперимент “Куда делась вода”.
Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.
Ноябрь
Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.
Познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
Эксперимент “Волшебные стёклышки”.
Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Эксперимент “Меня зовут Стеклянщик”.
Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.
Эксперимент “Родственники стекла”.
Узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.
Правилах поведения при работе с различными веществами
Декабрь
Эксперимент “Воздух”.
Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
Эксперимент “Почему дует ветер”.
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.
Эксперимент “Этот удивительный воздух”.
Эксперимент “Вдох - выдох”.
Дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
Расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Январь
Эксперимент “Разноцветные сосульки”.
Реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.
Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.
Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.
Выявить изменение объёма жидкости при замерзании
Февраль
Эксперимент “Испытание магнита”.
Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
Эксперимент “Два магнита”.
Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.
Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Эксперимент “Необычная скрепка”.
Определить способность металлических предметов намагничиваться.
Март
Эксперимент “Волшебный шарик”.
Установить причину возникновения статистического электричества.
Эксперимент “Чудо-причёска”.
Познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов
Эксперимент “Что такое молния”.
Познакомить детей с понятиями “электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Эксперимент “Почему горит фонарик”.
Уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
Апрель
Эксперимент “Сила тяготения”.
Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.
Эксперимент “Две пробки”.
Выяснить, как действуют сила притяжения.
Эксперимент “Упрямые предметы”.
Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.
Эксперимент “Почему предметы движутся”.
Познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.
Май
Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.
Работа с родителями.
Сентябрь
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Октябрь
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов.
Ноябрь
Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.
Декабрь Повторить эксперименты дома все о воздухе; изготовить ветрячки.
Январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.
Февраль
Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Март
Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.
Апрель
Помощь родителей в проведение опытов.
Май
Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.
Деятельность педагога | Деятельность родителей |
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий: Создание центра экспериментально-поисковой деятельности; Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе; Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности; Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. | Родители проводят простейшие опыты дома; Оказывают помощь в наполнении развивающей среды; |
III этап: Заключительный
- Обобщение и анализ результатов работы;
- Выявление полученных знаний детей в ходе проектной деятельности;
- Подведение итогов работы над проектом.
- Фотоотчёт.
Используемая литература:
1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.
3. «Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.
4. С. Н. Николаева «Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 208 с.
5. «Исследовательская деятельность детей» Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
6. «Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду» Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
7. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2006. - 190 с.
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
9. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 80 с.
10. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 3-7 лет».
11. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...
Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2. На тему: «Я буду добрым врачом»
Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2. На тему: «Я буду добрым врачом»...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
"Использование познавательно-исследовательской технологии для развития познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста"
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.Именно экспериментирован...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности
laquo;Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретич...