Адаптационные сказки для детей поступающих в дошкольное учреждение
материал (младшая группа)
Адаптация вещь серьезная. Выход малыша в большой социум сопровождается иногда большими проблемами. Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, тревогу, снизить эмоциональные переживания, предлагаю использовать как родителям, так и педагогам адаптационные сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказки для детей во время адаптации к ДОУ | 22.94 КБ |
1._tsyplenok.docx | 110.74 КБ |
2._kak_slavik_boyalsya_chto_ego_ne_zaberut_iz_sadika.docx | 132.79 КБ |
3._tsirk.docx | 64.11 КБ |
4._kak_malenkaya_obezyanka_boyalas_mamu_ostavit.docx | 77.7 КБ |
5._volshebnyy_drakon_gosha.docx | 61.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГ и Я
Адаптационные сказки в помощь родителям и педагогам.
НЕМНОГО О СОДЕРЖАНИИ СКАЗОК:
Сказки позволяют ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывают возможность, но не дают жестких рекомендаций.
Каждая из этих сказочных историй имеет направленность - помочь детям адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.
Такая история - это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями в детском саду.
Первые 8 сказочных историй связаны непосредственно с фактом появления садика в жизни ребенка и теми переживаниями, которые малыш испытывает, посещая детский сад. А 9я, 10я, 11я истории повествуют о тех или иных психологических чертах человека, которые мешают ему полноценно общаться со сверстниками: жадность, агрессивность, неумение установить контакт.
Что могут дать такие истории нашим детям?
1. Они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы «не стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях.
2. В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности».
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ?
Самый простой и естественный способ - чтение сказок вслух ребенку или группе детей. К каждой сказке были подобраны иллюстрации (см ПРИЛОЖЕНИЕ). После прочтения сказки необходимо задать несколько вопросов, побеседовать с детьми по содержанию сказки. Затем можно раздать детям картинки для раскрашивания и дорисовывания, которые вы заранее распечатаете или размножите на ксероксе (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Раскрашивание поможет не только снять психологическое напряжение, потренировать пальчики, но и подтолкнуть дальнейшее обсуждение сказочной истории.
Читая сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как дети слушают. Если беспокойный обычно ребенок замер - это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться - значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может еще быть третий вариант - тема «болезненная» настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на данную тему.
В процессе чтения можно просить детей высказывать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, он что-то добавит (например, на что еще обиделся герой сказки), что-то наоборот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.
Необходимо соблюдать следующие правила:
• ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения «правильно», «неправильно», « верно», «неверно», а говорите только «мне кажется», «на его месте я бы..» и т.п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.
• подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по возможности отдавать «бразды правления» в этом разговоре ребенку. Слушайте его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать.
• Если ребенок не хочет ничего говорить, не заставляйте его.
• Если дети еще не научились говорить, просто рассказывайте им сказки, а в процессе раскрашивания продолжайте развивать основную мысль сказки, придумывать новые приключения сказочных персонажей.
• Содержание детского рисунка может вам много рассказать, вы можете обсудить именно тот момент, который он изобразил на рисунке - это наиболее важно. Возможно, вас поразит, что ребенок создал рисунок, не совсем «правильно» иллюстрирующий сказку. Это нормально - так он выделяет наиболее значимые моменты и вносит коррективы в саму сказку, а также выражает свое отношение к сюжету.
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГ и Я
ЦЫПЛЕНОК
В одной маленькой-маленькой деревне, во дворе красивого крепкого дома из красного кирпича стоял уютный теплый курятник. Это такой домик, специально для курочек построенный. В этом домике для курочек жила-была Мама-курица. Мама-курица высиживала яйца. В одном из яиц жил маленький Цыпленок. Сначала малышу нравилось жить в яйце: ведь это такой большой чистенький беленький домик, который так ласково обогревала Мама-курица своим животиком. Внутри хорошо были слышен шум с улицы, крик Папы- петуха, песенки мамы-курицы, биение ее сердечка.
Но Цыпленок рос. У него уже крепкий острый клюв, сильные лапки и подросшие крылышки. А домик-яйцо не рос и стал слишком маленьким для нашего Цыпленка. По песенкам Мамы-курицы малыш уже знал о том, что где- то за стенками тесного домика и маминого курятника есть теплое солнышко, и белый цвет, цвет яйца далеко не единственный на свете....
- Интересно, - думал Цыпленок, а какая она, зеленая трава, по которой я скоро побегу, голубое небо, до которого не достану? Что такое вкусный дождевой червяк? Какие они, другие цыплята и другие люди, и зачем им большой дом из красного кирпича? И Цыпленку очень-очень захотелось подружиться с другими цыплятками, найти своего первого червяка, посмотреть на траву и солнышко. И он изо всех сил ударил клювом по стенке своего маленького домика. По белой стенке побежала черная трещина. Он ударил еще и еще раз, еще и еще сильнее.
- Пи-пи-пи! - закричал малыш, что означало: «Мама, мне холодно!» Мама-курица оказалась совсем рядом. Она взяла малыша под крылышко, и он тут же уснул. Он очень устал ломать свой крепкий белый домик, и ему надо было поспать и набраться сил.
Через некоторое время Цыпленок встал на ножки, Мама его покормила и повела к выходу из курятника:
- Скоро твои братья и сестры вылупятся из яиц. Я буду очень занята с ними. Поэтому погуляй пока на улице с тетушкой Индюшкой, она нянчит птенцов всего нашего птичьего двора!
- Но я не хочу гулять с тетей Индюшкой, я хочу с тобой! И зачем мне другие птенцы, когда у меня скоро будут братики и сестренки?! - упирался Цыпленок.
- Тетя Индюшка знает много песенок и веселых игр. Все птенчики любят играть с тетей Индюшкой. Скоро твои младшие братики и сестрички выйдут к вам во двор.
Но Малыш не слушал мамины уговоры. Он начал горько плакать. Много страшных мыслей закрутилось в его светлой пушистой головке:
- А вдруг Мама-Курица забудет, что я здесь?
- А вдруг мне без нее будет холодно?
- А вдруг Тетя Индюшка злая?
- А вдруг другие птенцы дерутся?
- А вдруг я потеряюсь вон в той высокой траве, и меня забудут найти?
Но на солнышке было даже жарко, и Тетя Индюшка позвала Цыпленка пить. Когда Цыпленок напился, его кто-то позвал играть:
- Привет! Я - Утенок! Смотри, какие большие красивые Капустницы кругом летают! Пошли, поймаем себе одну!
Каждый день Утенок и Цыпленок играли вместе: грелись на солнышке и ловили бабочек. И было очень трудно загнать их домой вечером. А когда во двор вышли младшие братья и сестры Цыпленка, Тетя Индюшка научила всех играть в прятки в высокой траве. И птенцы там никогда не терялись.
Вопросы:
1.Почему Цыпленок вылупился из яйца?
2.Цыпленок хотел идти к Тете Индюшке во двор?
3.Чего он боялся?
4.Цыпленку понравилось гулять во дворе? Почему?
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГ и Я
СКАЗКА О ТОМ, КАК СЛАВИК БОЯЛСЯ, ЧТО ЕГО МАМА НЕ ЗАБЕРЕТ ИЗ САДИКА
Однажды Слава и его мама шли в детский сад. Славик очень переживал, что мама его не заберет вечером из детского сада. Он все время спрашивал:
- Мама, а ты вечером меня заберешь?
- Конечно, заберу тебя, Слава. Я обязательно приду за тобой после
работы.
Но Славик все никак не мог в это поверить и спрашивал все снова и снова. Случайно этот разговор услышал Никита. Он ходил в ту же группу, что и Слава и спросил у Славы на прогулке:
- Неужели ты боишься, что мама тебя не заберет домой?
- Да, я очень боюсь, что мама оставит здесь меня - ответил Слава.
На это Никита сказал:
- Ты чего, Слава. Такого не может быть. Всех деток вечером забирают домой мамы и папы. Ночью детский сад абсолютно пустой. Только утром приходят детки. Вот давай с тобой вечером посмотрим, заберут абсолютно всех деток домой.
Когда вечером детки поужинали, то Никита и Слава стали ждать, кого же заберут первым. В этот день первую забрали Яну. За ней пришла мама. Потом забрали Петю, Васю, Катю и Наташу. Все были очень рады, что за ними пришли мама и папа.
Кого же забрали последним, Никите и Славе не удалось посмотреть. Так как за ними тоже пришли мамы. И они с радостью побежали домой. Славику так нравился этот момент, когда мама его забирала вечером домой. Он был такой счастливый и вечером рассказывал маме, что же у него произошло интересного за весь день в детском саду.
Вопросы.
1. Чего боялся Слава?
2. Кто помог Славику? Чем помог?
3. Что понравилось Славику в саду больше всего?
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГ и Я
ЦИРК
Жил-был один маленький Медвежонок Мишка. Жил он в лесу вместе с мамой и папой. Каждый день он выходил погулять рядом с домом вместе со своими друзьями - лисенком и волчонком. Иногда, по выходным, родители водили медвежонка в лес по ягоды или на лесные качели-карусели. Дома медвежонок очень любил играть в машинки и смотреть умные добрые мультики.
Но вот однажды Мама-Медведица говорит Медвежонку Мишке:
- Папа ходит на работу, я весь день занята хозяйством. У тебя тоже должно быть свое дело. С завтрашнего дня мы устроили тебя на работу в цирк. Будешь Цирковым Медвежонком.
- Но, ведь и я не скучаю дома, - возразил Мишка, - я играю с друзьями и смотрю хорошие мультики!
- Ты уже большой, Мишка, - ответила Медведица, - пора тебе узнать, что делается за пределами нашего леса. Вот увидишь, там много интересного!
На другой день Мама Медведица отвела Мишку в Цирк. Их встретила Дрессировщица. Она познакомила его с артистами Цирка. Здесь был Смешной Клоун, Ловкий Жонглер, Воздушный Гимнаст. Здесь работали и зверушки. Тигры умели прыгать сквозь огонь, Лошади - танцевать, Мартышки - шутить, Собаки и кошки умели петь и считать до десяти. У каждого артиста было свое дело, которое он выполнял лучше всех на свете.
- А что буду делать я? - с беспокойством спросил Медвежонок Мишка у Дрессировщицы, - я ведь ничего не умею. Медвежонок даже заплакал от страха.
- Сначала ты будешь долго учиться, Мишка, - ответила ему Дрессировщица, - ты будешь учиться кататься на велосипеде.
И медвежонок начал учиться. Сначала он сел на трехколесный велосипед, затем научился гонять на двухколесном велосипедике. Через три года он легко ездил на одном колесе. И он не только ездил, он еще и жонглировать научился! Теперь это уже был Цирковой Медведь. Он все знал и все умел. Дрессировщица его очень хвалила и родители им очень гордились!!!
Вопросы:
1. Чем занимался Мишка дома?
2. Почему Мама отправила его в Цирк на работу?
3. Чему научился Цирковой медвежонок в Цирке?
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГ и Я
КАК МАЛЕНЬКАЯ ОБЕЗЪЯНКА БОЯЛАСЬ ОСТАВИТЬ МАМУ
Жила-была Маленькая Обезьянка и была у нее Большая Мама. Малышка никогда не расставалась с Мамой. Пока Мама хлопотала по хозяйству, Маленькая Обезьянка сидела у нее на плечах, когда Мама ходила по магазинам - висла на длинном хвосте Мамы. Маленькая Обезьянка, конечно же, умела рисовать и играть самостоятельно, но только если с ней в одной комнате находилась Мама.
Однажды Мама Обезьянка пошла в гости и взяла дочку с собой. В гостях было много мам и пап, много маленьких детей. Большие Обезьянки сидели за столом в одной комнате и разговаривали, малыши играли в разные игрушки в другой комнате. Но наша Маленькая Обезьянка осталась сидеть у мамы на руках и не хотела идти в другую комнату. Один из гостей даже спросил:
- Почему такая большая девочка боится оставить Маму и пойти поиграть с другими детьми?
Но, Маленькая Обезьянка застеснялась еще больше, спрятала личико у своей Мамы подмышкой и так и осталась в комнате со взрослыми.
На другое утро Маленькая Обезьянка проснулась и увидела, что дома никого нет. Малышка обошла все комнаты, заглянула под шкафы и кровати, но нигде не нашла мамы.
- Мама! - позвала Маленькая Обезьянка, но никто не отозвался, а Мама все не шла.
Малышка совсем испугалась, горько заплакала. Она забралась на подоконник и стала высматривать маму на улице. Но мама не шла, и Маленькая Обезьянка заметила стайку других детей-обезьянок. Дети играли в мяч, качались на качелях, катались с горки. Некоторые из них играли в куклы, катали машинки и строили куличики в песочнице. Малышка достала свой любимый волчок из-под кровати и выбежала на улицу. Ее сразу позвали играть, и она даже не заметила, когда вернулась ее мама.
Вопросы.
1. Чем занималась Маленькая Обезьянка, когда рядом была Мама?
2. Почему она не хотела играть с другими детьми?
3. Что случилось с Малышкой, когда ее Мама ушла?
4. Понравилось ли ей играть с другими детками?
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГ и Я
ВОЛШЕБНЫЙ ДРАКОН ГОША
- Арсений, пора вставать! - услышал Сеня мамин голос сквозь крепкий утренний сон. Сеня открыл глаза и вспомнил, что опять пришло утро и ему сегодня опять надо идти в садик.
- Не пойду в садик! - захныкал Сеня и накрылся одеялом с головой.
- Ладно, ты полежи еще пять минут, - слегка уступила мама, - я пока согрею тебе какао с молоком.
В ответ Арсений еще плотнее закутался в мягкое одеялко, и снова приготовился уснуть. Но вдруг из-под подушки выглянул его любимый игрушечный дракончик
Гоша:
- Доброе утро, дружок! - сказал плюшевый дракон удивленному мальчику.
Гладкая голубая шкурка так и сияла, черные глаза-пуговки смеялись, а безопасный язычок пламени весело играл в пасти дракона.
- Гоша, ты не умеешь разговаривать! - растерянно проговорил мальчик.
- Ну вот, - расстроился Гоша, - я ему желаю доброго утра, а он меня просит замолчать. Ну ладно, полез я опять под подушку!
- Ну, прости, Гоша, доброе утро, Гоша! - ответил Сеня.
- А ты меня в садик с собой возьмешь? - хитро прищурился Дракон.
- Конечно, пошли скорее на кухню какао пить! - позвал его мальчик.
Мама очень удивилась и обрадовалась, когда увидела сына на кухне уже
одетым и умытым.
- Мама, можно я возьму с собой Дракончика в садик? - спросил мальчик.
- Конечно, сынуля. Надо познакомить твоего Гошу с другими ребятками и вашими общими игрушками.
Через несколько минут мама уже вела Сеню в садик, а рядом с ним летел голубой волшебный Дракон:
- Что ж вы как медленно идете? Мне очень не терпится, - шептал Гоша мальчику на ушко, - там же нас ждут мои новые друзья и подруги!
- Воспитательница прочитает вам новую сказку! - шелестел он своими маленькими крыльями, - а в бассейне мы все вместе поиграем в мячик!
Наконец, они пришли в садик. Из приемной были слышны голоса играющих детей. Гоша даже немного смутился и хотел спрятаться в Сенином шкафчике, но не успел. Сеня со смехом потащил засмущавшегося Гошу знакомиться с ребятами. Сразу же затеяли игру в прятки. Гоша прятался в группе, а дети его искали. Весь день было очень весело и интересно.
- Сколько радости ты сегодня принес нам в садик, Сеня! - сказала под вечер воспитательница, - приходи к нам Гоша и ты, каждый день!
Гоша сел Арсению на плечо и потерся о щеку мальчика:
- Спасибо, что взял меня с собой! Ты мой самый первый и лучший друг!
Вопросы:
1. Почему Сеня не хотел вставать утром?
2. Кого он взял с собой в садик?
3. Почему дракону Гоше понравилось в садике?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в созд...
О развитии вашего малыша, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным навыкам.
Что должен уметь ребенок в возрасте от 1 года 6 месяцев до двух лет...
Советы родителям в период адаптационного периода для поступающих в дошкольное учреждение
Советы родителям в период адаптационного периода для поступающих в дошкольное учреждение...
Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение, нуждающихся в коррекционной помощи
Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение «Малышок», направлена на обеспечение эмоционального благополучия и социальн...
Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и
Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...
Рекомендации, направленные на повышение адаптационных возможностей детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Рекомендации, направленные на повышение адаптационных возможностей детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....
В данной статье рассматривается значимость дошкольных учреждений их важнейшая роль в семейной жизни, помогая родителям в воспитании и развитии их детей. Педагоги в дошкольных учреждениях должны поддерживать партнерские отношения с семьями и сотрудничать
Публикация статьи в журнале в № 1 (27) сетевого издания " НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI века"В данной статье рассматривается значимость дошкольных учреждений их важнейшая роль в семей...