Комплекс дидактических игр по освоению речевого этикета в старшей группе
материал (старшая группа)

Комплекс дидактических игр по освоению речевого этикета в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_4.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Комолова Людмила Александровна,

воспитатель МАДОУ г.Мурманска № 115

Комплекс дидактических игр

по освоению речевого этикета в старшей группе

Название дидактической игры

Задачи

Описание

Тема «Волшебные слова»

«Вежливый котик»

- формировать представления детей о вежливых словах, об их значении;

- формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими;

- учить употреблять в своей речи вежливые слова.

Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребенок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

«Скажи ласково»

Водящий называет любое слово и кидает мяч другому ребенку, который должен это слово превратить в ласковое (заяц – зайчонок, зайчишка, заинька; мама – мамочка, мамуля, матушка и т.д.)

«Как Буратино стал вежливым»

Педагог рассказывает детям, как ребята из другой группы обиделись на Буратино. Буратино рассказывает свои ситуации, а дети подсказывают ему, как правильно, с помощью волшебных и вежливых слов, надо было ему поступить.

Тема «Давай поговорим»

«Хорошие и плохие поступки»

Развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.

Всем ребятам раздаются картинки, изображающие плохие и хорошие поступки детей. Они должны разложить их на 2 папки: на красную – плохие, на зелёную – добрые.
Затем объяснить, почему распределили именно так, а не иначе.

«В театре»

Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» - активные дети готовят представление.

«Найди ошибку»

Детям предлагаются карточки с изображением различных ситуаций (мальчик, жующий пирожок, что-то хочет сказать; разговаривают два взрослых, а ребенок дергает одного из них за одежду и т.д.) Дети должны найти ошибки в поведении детей и объяснить, почему так делать нельзя.

Тема «Телефон»

«Телефонный разговор»

- познакомить детей с правилами общения по телефону;

- обучать вежливо вести телефонный разговор.

Обыгрывание различных  «телефонных» ситуаций:

«У меня зазвонил телефон»

Участникам раздаются карточки с изображением различных персонажей. Водящий должен вежливо ответить им по телефону.

«Выбери правильный телефон»

Одной группе детей раздают карточки с телефонами экстренных служб и с картинками, их изображающих. Другой группе раздаются ситуационные картинки с изображением пожара, больного в кровати, с котенком на дереве и т.д. Очередность разговора закрепляется флажками разных цветов. Воспитатель поднимает, например, красный флажок, ребенок, у которого карточка с изображением пожара должен «позвонить» в пожарную службу, а диспетчер ответить ему на звонок.

Тема «Напиши мне письмо»

«Напиши письмо другу»

- обучать детей передавать свои мысли и чувства в письменном виде.

Дети выбирают любые картинки для своего письма, а потом рассказывают своему другу о каком-то замечательном событии, или о том, что они узнали что-то новое, как отдыхали летом и т.д., а потом обязательно пригласить своего друга разделить  свою радость.

«Письмо в картинках»

Воспитатель рассказывает детям историю и зарисовывает ее на доске, дети сначала воспроизводят историю на словах, а потом зарисовывают ее на своих листочках. Складывают в конверт и наклеивают марку.

«Письмо от нашей группы»

Дети рассказывают о своей группе по цепочке, по принципу игры «Снежный ком», добавляя все новые факты и подробности. Воспитатель записывает все письмо и отправляет его ребятам в другую группу.

Тема «За столом»

«Столик, накройся!»

- формировать представления детей о правилах пользования посудой и сервировке стола;

- знакомить детей с основными правилами культурного поведения за столом.

Участники вытягивают карточки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.

«Что чем едят?»

Карточки с изображением различных продуктов и блюд: дети должны правильно подобрать карточку - что едят руками, что едят ложкой, что едят вилкой, что едят вилкой и ножом.

Игра проходит по типу «найди место»: всем раздаются картинки с продуктами и блюдами,

а на пол в разных местах зала кладётся ложка, вилка и т.д.

Под звуки бубна (или хлопки) дети  двигаются по группе, когда звуки прекращаются нужно найти свое место.

«К нам гости пришли»

Карточки с изображением столовой и чайной посуды надо классифицировать по двум группам, а потом правильно разложить на столах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Хочу поделиться интересной статьей по применению в практике кейс-технологий.  Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решен...

НОД по речевому этикету в старшей группе «В мире вежливых слов»

Закрепление  умений употреблять различные формы словесной вежливости; активизировать полученные на занятиях речевой культуры знания, умение применять их в жизни, развивать творческое вообра...

Современные технологии в освоении речевого этикета

Современные технологии в освоении речевого этикета...

Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками

Формирование навыков рече­вого этикета — неотъемлемая часть общей работы по разви­тию речи детей. Основное на­правление работы — обогаще­ние речи ребенка словами и конструк...

«Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками».

Современное общество ставит перед педагогами ДОУ задачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществляется чер...