Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками
статья на тему

Формирование навыков рече­вого этикета — неотъемлемая часть общей работы по разви­тию речи детей. Основное на­правление работы — обогаще­ние речи ребенка словами и конструкциями, необходимы­ми в повседневном общении между людьми. Введение в речь дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и воспи­тывает внимательное, вдумчи­вое отношение к употреблению данных форм и выражений в речи, умению выбирать языко­вые средства, более всего уме­стные в конкретной речевой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_tehnologii_rechevogo_etiketa.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Диалогические умениядошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Диалог рассматривается как основная форма общениядошкольников.

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недостатков является необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи.

Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности многих игр используются в этом процессе не в полной мере.

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей - важная предпосылка их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

1. сотрудничать;

2. слушать и слышать;

3. воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

4. говорить самому.

Кейс-технологии

Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Задачи коммуникативного развития дошкольника широки и разнообразны. Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребёнком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой-сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Выполнение ребёнком норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений а также вежливое поведение в общественных местах, быту предусматривает культуру речевого общенияДошкольный возраст-сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.

Технология "Образ и мысль".

Разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-

Петербурга. Ориентирована на старший дошкольный и младший

школьный возраст, основана на психологических теориях когнитивного

развития Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, а также на теории стадий

эстетического развития американского психолога А. Хаузен.

Исследование, направленное на оптимизацию образовательного

процесса старших дошкольников посредством среды с применением

произведений искусства (слайдов, показало, что в такой среде

гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых

мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное

познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется

стремление детей к деятельному общению.

Данная технология, реализуемая в игровой форме, вносит в

образовательный процесс немало специфического. Так дети вовлекаются в

"мир культуры", в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения,

поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация)

В результате применения технологии дети осваивают первичные

коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой

деятельности.

Социоигровая технология Вячеслава Букатова.

Замечательный психолог-исследователь Евгений Евгеньевич

Шулешко настойчиво предлагал рассматривать детей на занятиях как

хозяев, творцов, способных по своему доброму желанию обогащать друг

друга своим трудовым и духовным потенциалом. Для организации такой

деятельности использовалась и техника действий, и режиссерский раздел

учения о действии —теория взаимодействий. Постепенно оформилось

следующее направление артистизм педагогического труда. Задача этого

направления заключалась в том, чтобы прояснить и обогатить

проблематику педагогического мастерства с помощью разработанной в

театре техники действий.

При социо-игровом стиле обучения театральная деятельность не

сводится к разыгрыванию обычных сценок. На занятии группками детей

воплощается все, что угодно. Например, числовой ответ на вопрос о том,

сколько предметов нарисовано на картинке, свое число-ответ дети по

собственному выбору могут пропеть, и скульптурно изобразить, и

выразить — каким-то движением, хлопками и т. п. А все остальные

участники становятся зрителями-отгадчиками-судьями.

На занятии, проходящем в социо-игровом стиле, сценки легко

могут разыгрываться и по поводу нового знакомства с предметами,

личного мнения об изучаемом литературном произведении.

Подготавливаются и исполняются такие сценки небольшими группками

детей без долгих репетиций и особой актерской подготовки.

Социо-игровой стиль — это стиль всего обучения, всего занятия, а не

одного его какого-то элемента. Это не отдельные вставные номера, это

не разминка, отдых или полезный досуг, это — стиль работы педагога и

детей, смысл которого — не столько облегчить детям саму работу, сколько

позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее.

Социоигровая технология обучения является вариантом

обучающего и воспитывающего совместного проживания занятия всеми

его участниками, включая педагога. Социоигровой стиль обучения ищет

способы общения детей с взрослыми, при котором утомительная

принудиловка уступает место увлеченности.

Итак, коммуникативная деятельность, интегрированная с другими

видами детской деятельности, формируется в процессе совместной

партнрской деятельности взрослого (педагога) и ребнка, для

организации, которой используются педагогические технологии

дошкольного развивающего образования. Уровни развития

коммуникативных умений ребнка определяют качество его

коммуникативной деятельности (свободное общение с взрослыми и

другими детьми; использование всех компонентов устной речи в

различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение

нормами речи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Хочу поделиться интересной статьей по применению в практике кейс-технологий.  Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решен...

Современные технологии в освоении речевого этикета

Современные технологии в освоении речевого этикета...

Мастер-класс: "Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников"

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинаю...

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

Прием  интерактивно голосования позволяет решить сразу несколько задач:     •         активизируется индивидуальная интеллект...

«Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками».

Современное общество ставит перед педагогами ДОУ задачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществляется чер...