речевое развитие детей в ДОУ
статья
Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад на тему "Речевое развитие" | 163.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Мелкая моторика и речь — есть ли связь?»
Подготовила воспитатель Звонарева С.Ю.
(с использованием презентации)
1сл. Слова В.А.Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и врачи, и логопеды. Но как связаны мелкая моторика и речь? Действительно ли развитие тонких движений рук — это та самая магическая кнопка, при нажатии на которую у ребенка автоматически развивается не только речь, но и мышление?
2сл. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
3сл. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеет связную речь, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, графическое письмо.
4сл. О пользе развития мелкой моторики, казалось-бы знают все, но почему тогда с каждым годом всё больше приходится нам сталкиваться с тем что увеличилось количество плохо говорящих детей?
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше!
5сл. Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.
6сл. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
7сл. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка.
Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозгу завершается, в основном, к двухлетнему возрасту, а совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет, поэтому чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка.
8сл. Мы, педагоги, казалось-бы:
1. Знаем и используем средства развития мелкой моторики:
- пластилин
- бумага
- крупа, бусы, пуговицы
- природный материал
- нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани
- песок
- вода
- карандаши, счетные палочки, картофельные печати и т.д.;
9сл. 2. Используем комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости.
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин и глину;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- сжимать и разжимать кулачки, делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
10сл. - махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать «фонарики»;
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
- собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на пальчик;
11сл. - завязывать узлы на толстой верёвке, на шнурке;
- застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
- закручивать шурупы, гайки;
- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
- складывание матрёшек;
12сл. - игры с вкладышами;
- рисование в воздухе;
- игры с песком и водой;
- мять руками поролоновые шарики, губку.
- рисовать, раскрашивать, штриховать;
- резать ножницами;
- рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.).
13сл. 3. Даём советы и рекомендации родителям по данной теме;
14сл. 4. Знаем, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры», теневой театр.
15сл. 5. Детям предлагаем разнообразные графические упражнения, такие как:
- рисование разнообразных дорожек (прямых, извилистых, широких, узких). Дорожки могут быть горизонтальными и вертикальными;
- штриховка. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д.
- обводка рисунка точно по линии, не отрывая карандаша от бумаги;
16сл. - соединение точек одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
- «клубочки» - обвести клубочки по точкам, не отрывая карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края по часовой стрелке и против;
- рисование фигур – внутри большой постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры;
17сл - продолжи узор по клеточкам;
- нарисовать рядом такую же картинку, как на образце;
- дорисуй картинку – дорисовывание второй половинки так, чтобы она была похожа на первую;
- графический диктант;
А В РЕЗУЛЬТАТЕ……
18сл. Необходимость развития пальцев рук получило научное обоснование и педагоги детских садов, не изучив более углубленно эту тему, сами работают по «накатанной» и дают советы и рекомендации родителям.
Что делать с безречевым малышом?
Все скажут, посадить его за стол — собирать пазлы, нанизывать бусы, перебирать крупу и т.д. Просто и удобно. Особенно, если верить, что все это развивает каким-то образом речь.
19 сл. На практике же мы очень часто видим обратное. Есть дети, которые не могут сами завязать шнурки, прекрасно говорят. И дети, которые великолепно управляются и с ложкой, и с пазлами, и с любой застежкой — а при этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстает от сверстников.
Что же мы развиваем?
На самом деле такие действия будут в большей мере развивать именно… мелкую моторику! Конечно, развитие этой сферы очень важно. Но не более важно, чем, скажем, развитие общей моторики (общих движений, таких, как прыжки, бег и т.п.) или восприятия.
Значит, нет смысла развивать мелкую моторику для развития речи? Все эти пальчиковые игры — зря? Оказывается, не зря!
20сл. На самом деле на развитие речи ребенка крайне положительно влияет моторное планирование. Что это такое?
Моторное планирование — это умение выстроить логику действия. Например, Вам нужно выучить новый танец. Сперва Вы будете думать куда ставить ногу, как повернуться и т.д. Это и есть этап моторного планирования. Когда Вы перестанете задумываться о порядке действий, это значит, что они перешли на уровень двигательных навыков.
21сл. Произношение звуков требует сложного моторного планирования у малышей, которые учатся говорить, и у детей с речевыми трудностями.
Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.
Как же добиться эффекта…
Получается, не так важно, чем заниматься — мелкой моторикой или крупной, а важно — как. Важно, чтобы действия были непривычны для ребенка.
Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.
Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковых игр и занятий, требующих от детей осознанного моторного планирования. Особенно эффективно выполнение непривычных действий по сигналу. Пример такого полезного упражнения — прохождение полосы препятствий, когда нужно сначала пройти по дорожке, потом проползти в тоннеле, потом перепрыгнуть с кочки на кочку и т.д. Или пальчиковая гимнастика, когда ребенок выполняет определенные действия под слова ритмичного стишка.
22сл. Итак:
- Для развития речи важно не то, что мы развиваем — мелкую моторику или крупную, а важно как, а именно: развитие моторного планирования.
- Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики (для воспитателя) – быстро делаем или пропускаем то, что уже легко получается. Останавливаемся и тщательно прорабатываем те движения, которые не получаются, пока они не перейдут на уровень автоматизма. После этого, движения бесполезны — подбираем новые!
- Регулярность очень важна. Подобные занятия всего по 5 минут, но каждый день дадут очень хороший результат.
- И самое главное: развитие моторного планирования, даже при правильном подходе, описанном выше — это не панацея, а всего лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребенка. Он не может рассматриваться в качестве основного или одного из основных! Если малышу уже больше 2 лет, а речи нет — бесполезно надеяться на развитие пальчиков. Речь — это сложная система, поэтому необходима комплексная, многокомпонентная работа (подчас даже нескольких специалистов и самих родителей ребенка) по ее запуску и коррекции.
23сл. Работая по теме «Графические упражнения как фактор развития моторики руки» уже несколько лет, изучая дополнительную литературу, узнаю и стараюсь использовать в работе (новые для меня) методы. Таким образом, надеюсь улучшить показатель по развитию речи своих детей, конечно в тесном сотрудничестве с родителями и специалистами ДОУ, используя по максимуму различные методы, стимулирующие развитию речи.
24сл. Понимаю, что с таким количеством детей очень сложно использовать индивидуальный подход в развитии моторного планирования, но необходимость комплексной работы по развитию и коррекции речи на лицо.
25сл. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. Предлагаю консультацию (распечатка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с технологией речевого развития во второй младшей группе
«Поход в кукольный театр»...
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.
Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
- Мне нравится (1)