Права ребенка
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Права ребенка– это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebenka.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: закрепить знания обучающихся о правах и обязанностях граждан РФ.
Задачи:
- Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на
жизнь, право на имя, право на жилье, право на образование, право на
медицинское обслуживание, право на свою культуру).
- Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления
детей.
3. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
4. Воспитывать чувство уважения к другим людям.
Словарная работа: декларация, конвенция, паспорт, свидетельство о рождении,
Оборудование: мольберт, слово «ПРАВА» , детали ромашек , схематическое изображение прав детей в виде символов , предметы в сундучке: свидетельство о рождении, паспорт, домик, букварь, тетрадь, ручка, бинт, градусник, коробка из- под таблеток, флаг России , картинки людей в народных костюмах, картинки – схемы с пословицами.
Предварительная работа: чтение сказок , беседа по теме « Ваше имя», знакомство с культурой разных народов, рассматривание иллюстраций с символами России и Санкт-Петербурга.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычную, волшебную страну.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи – то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь – дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают нас на свете.
Воспитатель: Кто догадался в какую страну мы отправляемся? ( Ответы детей)
Воспитатель:: Правильно в страну Прав и Обязанностей.
Воспитатель: Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного. Но есть закон, с помощью которого мы можем разобраться в спорных ситуациях. Он называется "Декларация прав человека". Если точно соблюдать все, что записано в "Декларации прав человека" (а записано в ней то, как правильно должны вести себя люди друг с другом), то беспорядок и неразбериха прекратятся. Но не только у взрослых есть такой документ, но и у детей. И называется он « Конвенция о правах ребенка». Она состоит из многих статей, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Показ конвенции о правах ребенка.
- Право на имя.
Воспитатель: Первое право спрятано в моем волшебном сундучке (достается документ «Свидетельство о рождении») и обращаясь к детям:
- Кто знает, что это за документ?
- О каком праве говорит этот документ? (Право на имя).
- Да вы совершенно правы имя дается человеку и отличает его от других людей. (Обращаясь к взрослым) А какой документ подтверждает это право у взрослых? (Тоже свидетельство о рождении и в 14 лет человеку выдается паспорт).
- Кто из вас, дети, может нам рассказать, кто вам дал имя и что оно означает? (ответы 2-3 человек).
- А что еще , кроме имени , есть у человека? (Фамилия и отчество)
- Кто вам дает фамилию и отчество? (Семья, отчество дается ребенку по отцу).
- Давайте представимся по Фамилии, Имени, Отчеству (дети говорят свои Ф.И.О.).
– Замечательно. А ваши имена тоже не простые. Каждое имя что-то обозначает:
- Анастасия- воскресшая
- Валерия –сильная
- Александр – защитник
- Софья – мудрая
- Глеб – предоставленный Богу, глыба
- Василий – царственный
- Георгий – земледелец
- Ольга – святая, мудрая
- Анна – симпатичная
- Максим – величайший
- Богдан – Богом данный
- Вика – победа
- Дарина – даренная
- Кирилл – господин, владыка
- Иван – дар Бога
- Варвара –чужестранка
- Никита – победитель
- Даша – подарок
- Елизавета –почитающая Бога
- Денис – принадлежащий Богу веселья
- Евгения – благородная
- Дмитрий – земледелец
- Олеся – защитница людей
- Яна – богом данная
- Ярослава- солнечная слава
- Татьяна – повелительница
- Люба – любимая
- Юлия - пушистая
- Есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами. Но не только у нас, но и у сказочных героев есть имена. Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется…..
Игра « Назови героя по имени»
• Незнайка (он ничего не знает);
• Корова Бурёнка (коричневая, бурая);
• Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)
• Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле);
• Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного
цвета);
• Дюймовочка (девочка очень маленького роста);
• Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);
• Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).
. Красная шапочка ( девочка в красной шапочке)
. Мальчик с пальчик
Воспитатель: А сейчас давайте усложним задание. Я буду называть качества, а вы назовёте имя сказочного героя:
• Девочка белая как снег (Белоснежка);
• Девочка с синими глазами (Синеглазка);
• Очень тихий человек (Тихоня);
• Девочка с золотыми волосами (Златовласка);
• Мальчик, который много знает (Знайка);
• Человек, который всё время ворчит (Ворчун);
• Девочка из снега (Снегурочка);
• Курочка пёстренькая, рябенькая (Курочка Ряба).
- Девочка , убирающая золу ( Золушка)
. Девочка, размер с дюйм ( Дюймовочка)
Воспитатель: Из нашего разговора мы выяснили, что право на имя есть и у взрослых и у детей.
На мольберт прикрепляется лепесток ромашки с надписью «Право на имя».
2.Право на жильё
Воспитатель: Волшебный сундучок приготовил вам еще один предмет (достаю домик).
Воспитатель: Почему домик? О каком праве он хочет сказать? (Право на жилье и его неприкосновенность). У животных тоже есть право на жилье. И сейчас я загадаю вам загадки . а вы попробуйте отгадать кто и где живет.
Загадки.
Знают все мои соседи: лисы, волки и медведи,
Что живу я на сосне в уютном маленьком... (дупле)
Между веток новый дом, нету двери в доме том.
Только круглое окошко, не пролезет даже кошка.
(Скворечник)
В лесу у пня суета, беготня.
Работяги-муравьи строить дом себе пришли.
Вы, ребята, не зевайте.
Их жилище называйте.
(Муравейник)
Воспитатель: У сказочных героев тоже есть право на жилье, но в некоторых сказках это право нарушалось. Давайте вспомним, в каких.
Игра « Выбери сказку, в которой были нарушены жилищные права»
Воспитатель: Молодцы , ребята!!!! А чтобы не получилось такого . как в этих сказках, какие правила нужно соблюдать? (Нельзя открывать дверь, если дома нет родителей, нельзя разговаривать с незнакомыми людьми,…).
Воспитатель: Каждая семья должна чувствовать себя дома в полной безопасности, уважать свой дом, ценить уют. Вспомните, пожалуйста, какие пословицы о доме вы знаете?
• Мой дом – моя крепость.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• Не красна изба углами, а красна пирогами.
• Семья крепка, если над ней крыша одна.
• Не дом хозяина красит, а человек дом.
Воспитатель: Но у каждого члена семьи в доме есть свои обязанности. Скажите, какие обязанности есть у вас?
На мольберт прикрепляется лепесток ромашки с надписью «Право на жилье».
3.Право на медицинское обслуживание
Воспитатель: Сундучок приготовил что – то еще (достаю бинт и градусник). Какому праву эти предметы дают подсказку? (Право на медицинское обслуживание, охрану здоровья).
- Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение)
-А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется)
-Правильно. Это ваша обязанность.
-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье)
- Здоровье – главная ценность человека. Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой)
-Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.
Физминутка
« Это тоже я могу»
Кто, скажите может ,дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму – Это тоже я могу!
Вправо – влево разведу – Это тоже я могу!
И как птица полечу – Это тоже я могу!
Головою поверчу – Это тоже я могу!
А потом присяду. Встану и нисколько не устану – Это тоже я могу!
Я попрыгаю немного – Это тоже я могу!
И пешком пойду в дорогу – Это тоже я могу!
Если надо побегу – Это тоже я могу!!!
Все на свете можем мы!!!
Воспитатель: В какой сказке говориться об этом праве? («Айболит», «Мойдодыр»).
Воспитатель: Ребята, Айболит прислал нам вот такие загадки. Я буду вам их зачитывать, а вы должны ответить, да или нет.
Я сосульку полижу
И снежком закушу,
Дайте дети мне ответ:
Это правда или нет?
******************
Буду кушать апельсины
В них так много витаминов.
Дайте дети мне ответ:
Это правда или нет?
******************
Вот Барбос, бродячий пес,
Я схвачу его за хвост.
Дайте дети мне ответ:
Это правда или нет?
******************
На зеленый свет друзья
Вместе с мамой пойду я.
Дайте дети мне ответ:
Это правда или нет?
Лепесток на мольберт с надписью « Право на медицинское обслуживание»
4.Право на образование
Воспитатель: Я достаю из нашего сундучка тетрадь и букварь. О каком праве говорят нам эти предметы? (Право на образование).
-Как вы понимаете это право? (пойдём учиться в школу, чтобы получать новые знания).
-Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными)
-Уже в этом году, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)
-Молодцы. Только ли в школе дети получают новые знания? (в детском саду тоже)
- Дети, а в какой сказке герой не воспользовался правом на образование? (Буратино).
- (Обращаясь к взрослым): Наши дети скоро воспользуются правом на образование, они пойдут в школу и будут бесплатно учиться. А взрослые имеют право на образование?
Игра
« Обведи предметы, которые необходимы тебе в школе»
На мольберт прикрепляется лепесток с надписью « Право на образование»
5.Право на свою культуру
Воспитатель: Загляну еще раз в сундучок, что же он спрятал еще от нас? (Достаю флаг России, куклу в национальном костюме.).
(Право на гражданство, на родной язык и культуру).
- А там лежат куклы разных национальностей. Каждый человек имеет право говорить на своем языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, государства, в котором он живет. Давайте проверим , как вы знаете нашу страну.
- Что обозначают цвета нашего флага?
- Что обозначает герб нашей страны?
- Назовите нашу столицу?
- А кто является президентом нашего государства?
- Вы отлично справились с заданием. Вы показали себя настоящими патриотами своей страны – россиянами. А сейчас я прошу вас мне помочь.
Игра « Собери картинку»
Собрать пазл, в котором спрятан герой, у которого нарушено право на гражданство и свою культуру.
6.Право на жизнь.
Воспитатель: Самое главное право, которое есть у каждого человека, живущего на Земле – это право на жизнь. Жизнь – это самое ценное, что есть у человека.
Игра « Раскрась героя , у которого нарушено это право»
Воспитатель: Нам осталось собрать все лепесточки в цветок. Кто мне поможет?
Воспитатель: Посмотрите у нас получилась вот такая красивая ромашка. Дети, а какое право вы считаете самым главным? Для человека важны все права и самое главное их надо соблюдать и не нарушать.
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Права нам каждому даны
И по ним мы все равны!
Воспитатель: По – моему в нашем сундучке что –то осталось. Посмотрите, здесь приготовлены подарочки для вас. Давайте, скажем спасибо нашим гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе
Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...
Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...
Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."
составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...