Рабочая программа дополнительного образования"Кужелёк"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа направлена на развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников на основе приобретённых ими знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на педсовете, протокол от « » 20 г. № | Утверждена приказом заведующей МБДОУ № 1 г.Починка от « » 20 г. № Чижовой Е. М. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 1 г. Починка
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»
«КУЖЕЛЁК»
Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год | Автор-составитель: Музыкальный руководитель Корец Юлия Александровна |
Г. Починок
Структура программы
I. Пояснительная записка
- Характеристика программы, её место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебной программы;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы;
- Форма проведения учебных занятий;
- Цели и задачи учебной программы;
- Методы обучения.
II. Содержание программы
- Учебно-тематический план.
- Календарный учебный график
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам.
VI. Материально-технические условия реализации программы
VII. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Список рекомендуемой учебной литературы;
- Дополнительные дидактические материалы (Видео- и аудиоматериалы)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Характеристика программы, её место и роль в
образовательном процессе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кужелёк» разработана на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств.
Содержание программы включает в себя знакомство с традицией русских праздников, знакомство с русскими народными играми, обучение простейшим танцевальным движениям, пение народных песен, потешек. Это позволит обучающимся воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний, умений и навыков, будет способствовать развитию их эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного мышления, творческой фантазии.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключена в том, чтобы дать возможность обучающимся приобщиться к истокам русской народной культры через знакомство с праздниками, играми, песнями русского народа.
Новизна состоит в том, что занятия строятся в игровой форме, что позволяет детям успешно овладеть темой.
Отличительные особенности программы состоят в том, что учебный материал побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества;
- воспитание чувства уважения к старшему поколению;
и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;
- воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание того, чторусский фольклор является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями РФ.
Программа ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Программа реализуется в процессе обучения детей в МБДОУ д/с № 1, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
2. Срок реализации программы и возраст обучающихся
Срок реализации программы «Кужелёк» составляет 1 год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
Срок обучения | Максимальная учебная нагрузка |
1 год | 36 часов |
4. Форма проведения учебных занятий
Программа реализуется в форме групповых занятий численностью до 15 человек.
5. Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора.
Задачи:
- создавать условия для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкального творчества (вокальном, инструментальном, устном, танцевальном и др.);
- развивать мотивацию к познанию народных традиций и овладению навыками исполнения народной песни;
- развивать у дошкольников музыкальные способности (слух, чувство ритма, музыкальную память);
- развивать вокально-певческие навыки (сольно и в ансамбле);
- формировать представления о народных традициях, устоях, а также о различных жанрах народного устного и музыкального народного творчества;
- развивать навык восприятия фольклорного материала;
- обучать разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, прикладному;
- приобщать детей к совместным формам творческой деятельности.
6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки);
- прослушивание записей народных исполнителей и коллективов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных и физиологических особенностей.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание учебного плана
№ | Содержание программы | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в предмет. Фольклор. Народная культура. | 1 | 1 | - | собеседование |
2 | Быт и уклад. Темы занятий: «Русская деревня» (где и как строили избы, пословицы и поговорки по теме) | 2 | 1 | 1 | собеседование работа с карточками |
3 | «Уклад русской семьи. Воспитание детей». | 1 | 1 | - | собеседование |
4 | «Русская изба» (внутреннее пространство избы, домашняя утварь ). | 2 | 1 | 1 | собеседование |
5 | «Женский народный костюм». | 2 | 1 | 1 | собеседование |
6 | «Мужской народный костюм». | 1 | 0.5 | 0.5 | собеседование |
7 | «Символика русской вышивки». | 1 | 0.5 | 0.5 | собеседование |
8 | «Русские народные инструменты». | 3 | 1 | 2 | практическое занятие |
9 | Музыкально-фольклорные игры | 6 | 1 | 5 | игры-забавы, народные праздники |
10 | Колыбельные песни. | 1 | 0.5 | 0.5 | практическое занятие, собеседование |
11 | Пестушки, потешки, прибаутки. | 3 | 1 | 2 | собеседование |
12 | «Осенины» (старинные названия осенних месяцев, народные приметы, три встречи осени, братчина, возжигание нового огня, окуривание скота, гадания, осеннее равноденствие) | 2 | 1.5 | 0.5 | собеседование викторина |
13 | «Осенние хлопоты» (жатва, молотьба, уборка огородов, подготовка к зиме) | 1 | 1 | - | собеседование |
14 | «Зимушка» (народные приметы, старинные названия месяцев, основные занятия народа в этот период). | 1 | 1 | - | собеседование |
15 | «Рождество» | 2 | 1 | 1 | собеседование развлечение |
16 | «Масленица» | 3 | 1 | 2 | собеседование развлечение |
17 | «Весна пришла» (народные приметы, старинные названия месяцев, основные занятия народа в этот период) | 1 | 1 | - | собеседование работа с картинками |
18 | «Встреча весны» (праздник «Сороки») | 2 | 1 | 1 | собеседование |
19 | «Егорий Вешний» (первый выгон скота) | 1 | 0.5 | 0.5- | собеседование |
36 | 17.5 | 18.5 |
Календарный учебный график
№ п\п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | сентябрь | Фольклор. Народная культура. | Беседа, игра | 1 | собеседование |
2 | «Осенние хлопоты» | Беседа, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц,игра, пение | 1 | собеседование | |
3 | «Осенины» | Беседа, игра | 1 | собеседование | |
4 | «Осенины» | Викторина, игра, пение | 1 | викторина | |
1 | октябрь | «Русская деревня» | Беседа, игра, пение | 1 | собеседование |
2 | «Русская деревня» | Работа с картоками, игра, пение | 1 | работа с карточками | |
3 | «Русская изба» | Беседа, игра, пение | 1 | собеседование | |
4 | «Русская изба» | Беседа, игра | 1 | ||
1 | ноябрь | «Уклад русской семьи. Воспитание детей» | Беседа, игра пение | 1 | собеседование |
2 | Пестушки, потешки, прибаутки. | Беседа, игра, пение | 1 | собеседование | |
3 | Пестушки, потешки, прибаутки. | Изготовление куколок | 1 | собеседование практическая работа | |
4 | Пестушки, потешки, прибаутки. | Беседа, игра, пение | 1 | собеседование практическая работа | |
1 | декабрь | «Зимушка» | Беседа, игра, пение, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц | 1 | собеседование |
2 | Музыкально-фольклорные игры | игра | 1 | развлечение | |
3 | «Рождество» | Беседа, разучивание колядок | 1 | собеседование | |
4 | «Рождество» | Разучивание колядок | 1 | Развлечение | |
1 | январь | Музыкально-фольклорные игры | игра | 1 | Развлечения |
2 | «Мужской народный костюм». | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра | 1 | Собеседование Работа с картинками | |
3 | Колыбельные песни. | Беседа, рассматривание иллюстраций, заучивание колыбельной | 1 | Собеседование Практическая работа | |
4 | «Символика русской вышивки». | Беседа, рассматривание иллюстраций | 1 | Работа с картинками | |
1 | февраль | «Масленица» | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, разучивание песни | 1 | собеседование |
2 | «Масленица» | Беседа, пение, игра | 1 | Собеседование | |
3 | «Масленица» | Пение, игра | 1 | развлечение | |
4 | Музыкально-фольклорные игры | Игра | 1 | развлечения | |
1 | март | «Весна пришла» | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра | 1 | Собеседование |
2 | «Встреча весны» (праздник «Сороки») | Беседа, рассматривание иллюстраций, заклички | 1 | Собеседование | |
3 | «Встреча весны» (праздник «Сороки») | Разучивание закличек, игра | 1 | Собеседование Развлечение | |
4 | Музыкально-фольклорные игры | Игра | 1 | Развлечение | |
1 | апрель | «Женский народный костюм». | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование костюма | 1 | Собеседование практическая работа |
2 | Музыкально-фольклорные игры | игра | 1 | Развлечение | |
3 | «Женский народный костюм». | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование | 1 | Собеседование практическая работа | |
4 | «Русские народные инструменты»(струнные) | Беседа, прослушивание аудиозаписей, музицирование | 1 | Практическая работа Собеседование | |
1 | май | «Егорий Вешний» (первый выгон скота) | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, пение | 1 | Собеседование |
2 | «Русские народные инструменты»(духовые) | Беседа, прослушивание аудиозаписей, музицирование | 1 | Собеседование практическая работа | |
3 | Музыкально-фольклорные игры | Игра | 1 | Развлечение | |
4 | «Русские народные инструменты»(ударные) | Беседа, прослушивание аудиозаписей, музицирование | 1 | Собеседование практическая работа |
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы «Кужелёк» являются:
- знание народных праздников и обрядов, связанных с ними;
- знание простейших жанров детского устного и музыкального фольклора;
- знание народных песен, игр;
- знание русских народных инструментов;
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Определение уровня овладения детьми музыкальным фольклором осуществляется в непринуждённой обстановке. Используются игровые приёмы и наглядные пособия и следующие формы:
- наблюдение;
- индивидуальная беседа;
- викторина;
- тестирование, проверочные карточки;
- диагностика.
В конце года проводится диагностика обучающихся с целью определения уровня усвоения данной программы.
Критерии для определения уровня освоения программы
- обучающийся знает, как и где жили русские люди, как был устроен их быт;
- знает основные народные праздники, обряды с ними связанные;
- знает элементы русской одежды (мужской и женской);
- обучающийся знает несколько народных игр, умеет в них играть;
- знает некоторые формы детского фольклора (потешки, считалки, поговорки);
- обучающийся знает и умеет исполнять народные песни;
- знаком с русскими народными инструментами, способен узнать их на слух.
Каждый критерий оценивается следующим образом:
3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основная форма учебной и воспитательной работы – занятие. Оно включает в себя совместную работу педагога и обучающихся по теме занятия.
Виды занятий по программе
- рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры русского
фольклора, традиционный русский быт и уклад жизни);
- слушание и восприятие музыки, видео просмотр;
- практическое освоение различных жанров устного, песенного,
инструментального и хореографического фольклора;
- музыкально-фольклорные игры;
- посещение краеведческого музея, выставок и экспозиций;
- участие в фольклорных праздников.
Занятия по программе «Кужелёк» должны быть построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и творческие задания (слушание, видео просмотр, пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту восприятия материала.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к обучающимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных.
Особенность программы «Кужелёк» связана с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и приуроченных песен.
Содержание занятий, основанное на изучении традиционного фольклора, позволяет обучающимся не только освоить необходимый учебный материал, но и осознать себя наследниками национальных традиций.
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-технические условия реализации программы «Кужелёк» должны обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств.
Материально-техническое обеспечение включает:
- учебная аудитория (музыкальный зал) для групповых занятий с наличием фортепиано;
- учебные столы;
- звукотехническое оборудование (аппаратура для воспроизведения аудио- и видеофайлов, персональный компьютер);
- фонотеку, видеотеку;
- наглядные пособия.
VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой методической литературы
1. Андреева М., Шукшина З. Первые шаги в музыке. – М.,1993
2. Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре.
Вып. 1-10. – М., 1991-1994
3. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.
– М., 1986 Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной
культуре. – М., 1992
4. Картавцева М. Школа русского фольклора. – М., 1994
5. Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы). «Мнемозина», 2002
6. Куприянова Л.Л. Русский фольклор, рекомендации к учебнику.«Мнемозина», 2002
7. Некрылова А. Круглый год. – М., 1991
8. Фольклор-музыка-театр. Под ред. Мерзляковой С. М., Владос, 1999
Список рекомендуемой учебной литературы
- Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и
Дальнего Востока. Сибирское предприятие РАН. Серия книг «Памятники
фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Новосибирск, «Наука»,
2005.
2. Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М.: «Музыка», 1991
3. Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области. Пенза,1953
4. Богданов Г. Несколько шагов к фольклорному танцу. – М., 1996
5. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. – М.,
1996
6. Гилярова Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. - М., 1987
7. Гилярова Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. -
М., 1985
8. Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских
фольклорных ансамблей. – СПб, 1996
9. Костюмы Курской губернии. Курск, 2008
10. Науменко Г. Фольклорная азбука. – М., 1996
11. Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра
Планетариум. М., 1994
12. Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр,
песен и праздников. – М., Школьная Пресса, 2001 Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992
Список рекомендуемой литературы для детей
- В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Весенние игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера». Москва. 1998.
- В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Летние игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера». Москва. 1998.
- В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Осенние игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера». Москва. 1998.
- В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Зимние игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера». Москва. 1998.
- З.И.Бармина. Русский дом. Нижний Новгород. 1994.
- Ф.А.Рубцова. Русские народные песни Смоленской области. Ленинград. «Советский композитор». Ленинградское отделение.1991.
Дополнительные дидактические материалы (Видео- и аудиоматериалы)
- аудиозаписи этнографических исполнителей и коллективов;
- телевизионные передачи из цикла «Мировая деревня»;
- телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта»;
- экспедиционные аудио и видеозаписи этнографических коллективов
- и исполнителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...

Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...