Поддержка инициативы детей в проектно- исследовательской деятельности
консультация (средняя группа)

Иващенко Наталья Алексеевна

Этот материал будет полезен воспитателям детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._-_kopiya.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение Кантемировский  детский сад №1

                                                                       

 

Консультация «Поддержка инициативы детей в проектной и исследовательской деятельности»

                                                                     Воспитатель:Иващенко Н.А.

                                                                                       

Кантемировка 2020г

Поддержка инициативы детей в проектно- исследовательской деятельности

                         

                                                  «Перед человеком к разуму три пути:

                                                    Путь размышления – самый благородный;

                                                    путь подражания – самый легкий;

                                                    путь личного опыта - самый тяжелый путь».

                                                                                                      Конфуций

Вот в народе часто говорят «инициатива наказуема». Но современный мир, быстро меняющийся, наоборот, любит инициативных, самостоятельных, независимых людей. Нужно ли развивать инициативу у ребенка?

   И вообще, что такое инициатива? Можно ответить цитатой американского писателя, художника и философа Элберта Грин Хаббарда. Инициатива - это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят.

Инициатива вообще определяется как почин, первый шаг. Если следовать этой логике, то инициатива детей — это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, — это все «первый шаг», всё впервые. Получается, дети от природы инициативны? Так и есть на самом деле!

  Но с возрастом все чаще родители одергивают детей: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей не развивается. Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, самой природой установленный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Но важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие.

Самостоятельность ребёнка — это самоосуществление какой-то деятельности, это процесс. Тогда как инициативность ребёнка — это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению.

  Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей.

Как развивать инициативность?

1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).

4. Учить грамотно реагировать на собственные ошибки.

Одним из ведущих направлений работы с детьми является поисково-исследовательская деятельность, основным методом которой является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны. Недаром древняя китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ведь именно в процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность,

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектированияПроектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

По сути, мы - воспитатели, являемся руководителями этой деятельности, источником информации и экспертами, но при этом выступаем как помощники и партнёры.

Технология проектирования направлена на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. А так же возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности. Благодаря технологии проектирования каждый ребёнок, получает признание важности и необходимости в коллективе и сам видит результат коллективных усилий группы. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Проекты могут возникать стихийно, так как дети, выдвигая, гипотезы сами запускают проекты.

Хотелось бы остановиться на этом пункте и спросить уважаемые коллеги: Что такое гипотеза вообще?.

 (Гипотеза с др. -греч. — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство. Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Можно привести следующий пример: «На прогулке ребёнок слепил из снега мороженное и стал угощать своего друга, на что друг ответил «Снег есть нельзя!»» Тут подключился другой ребёнок и спросил«А почему нельзя есть снег?» Дети стали выдвигать свои предположения. (1. Потому, что в нём червяки. 2. Потому, что он холодный. 3. Потому, что там микробы. 4. Потому, что можно заболеть.)

И на базе этих утверждений можно запустить проект «Маленький исследователь» в рамках, которого дети изучали и исследовали сразу несколько гипотез«Живут ли червяки в снеге?» «Есть ли в снеге какие-либо организмы?» «Можно ли заболеть, если есть снег?» и так далее.

Особенностью такой проектно – исследовательской деятельностью является то, что в рамках одного проекта дети исследуют не одну, а сразу несколько гипотез. И в ходе исследований дети подтверждают или опровергают свои гипотезы.

При организации проектной деятельности в ДОУпроектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знания, умения и навыки на занятиях.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Из всего, вышесказанного,  можно сделать вывод, что технология проектирования и исследования является уникальным средством поддержки инициативы детей, обеспечивая сотрудничества, сотворчества детей и взрослых и является способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка инициативы детей в проектно - исследовательской деятельности.

Слайд№1Тема: Поддержка инициативы детей в проектной – исследовательской деятельности.     Вот в народе часто говорят «инициатива наказуема». Но современный мир, быстро меняющийся, ...

статья : "Развитие самостоятельности и инициативы детей в поисково-исследовательской деятельности"

Наш мир динамично развивается и очень быстро меняется, поэтому очень важно, чтобы дети уже с дошкольных лет учились проявлять самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач....

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач....

«Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельность», доклад

Уровень обр. орг.,Педагогический совет №2 «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности», АОУ д/с №10 «Лучик», 19.03.2018...

Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»

Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...