«Развитие творческой инициативы детей в художественно-продуктивной деятельности»
презентация к уроку (средняя группа)
2 слайд: Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Именно, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них огромное желание познавать окружающий мир, они активны и инициативны.
Творческие способности в дошкольном возрасте проявляются в рисовании, конструировании, придумывании сказок, танцах, пении.
Понятие творческие способности включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагоги должны обращать пристальное внимание. Среди них и творческая инициатива.
3 слайд: Залог творческой инициативы детей в художественно-продуктивной деятельности – это яркий, эмоциональный, насыщенный процесс подачи материала, основанный на развитии творческого мышления и воображения. Чем лучше развито воображение у ребёнка, тем разнообразнее его творческая деятельность.
В процессе творческой деятельности формируются такие важные характеристики личности, как активность, инициативность, самостоятельность, которые в совокупности составляют эмоционально-волевой компонент творческой инициативы как качества личности.
Привнесение чего-то нового, самобытного, индивидуального в творческую работу и есть проявление творческой инициативы.
4 слайд: Основные направления развития творческой инициативы в художественно-продуктивной деятельности представлены на слайде:
- Развитие познавательной сферы, стимуляция познавательной активности детей.
Для поддержания активности ребенка целесообразно чередовать виды художественно-продуктивной деятельности: лепка, рисование красками, мелками, конструирование из бумаги и природного материала и пр. Полезно сочетать деятельность с игровым сюжетом. Например: слепили персонажей сказки и разыграли ее сюжет; нарисовали дерево, встали и потянулись руками-веточками к солнышку. Обязательным является чтение и обсуждение с детьми литературного произведения или произведения фольклорного жанра, тематическая беседа на диалоговой основе. Необходимо мотивировать детей на результат творческой деятельности, который должен обязательно иметь личную значимость для ребёнка. Также стимулирует интерес к творческой деятельности постановка перед воспитанниками перспективы. Например:
«Мы организуем выставку наших творческих работ и пригласим гостей».
- Развитие творческого воображения.
Чтобы создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребёнка необходимо расширять его опыт. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, тем продуктивнее будет деятельность его воображения.
- Развитие творческого мышления.
Это тот опыт, который будет использовать мозг в процессе творчества, и чем богаче и эмоциональнее опыт, тем больше вариантов всевозможных комбинаций ребёнок может построить в своей голове.
- Выявление интересов и творческих способностей детей как условие самовыражения детей в творческой деятельности.
Необходимым условием для творческого самовыражения ребенка является выявление интересов и возможностей ребёнка. Этот процесс предшествует самостоятельной художественно-продуктивной деятельности и сопровождает её. Выявлению интересов помогает общение педагога с семьей ребенка, рассказ родителей об особенностях его характера, вкусах и предпочтениях. Но самое важное, конечно, — выявление внутренних возможностей и интересов ребенка в процессе тесного контакта с ним.
- Самостоятельная творческая деятельность.
Подразумеваем, что ребенок сам осуществляет выбор темы и техники выполнения творческого продукта. Это становится возможным, если он уже овладел некоторым набором навыков и имеет опыт выражения себя посредством художественно-продуктивной деятельности. Организацию самостоятельной деятельности необходимо начать с оборудования уголка художественного творчества, в котором будет проводиться совместная творческая работа по изготовлению поделок с детьми. У детей не сразу формируется умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции. Им необходима помощь взрослого в выполнении работ из разного материала. Для этого можно использовать схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться и чем может дополнить готовую работу . Педагог должен стараться одобрять и поощрять самостоятельность и инициативу детей, их настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.
- Формирование уверенности в своих силах, удовлетворение потребности ребёнка в самоутверждении.
5 слайд: Для стимулирования проявлений детьми творческой инициативы педагог старается создать условия для удовлетворения потребности ребёнка в самоутверждении. Развитию положительного отношения к себе и поднятию самооценки ребенка способствует поручение ребёнку «важных дел». Это должно быть доступное для ребёнка дело, в котором он может быть успешен (что-либо принести, закрыть баночки с красками и сложить в коробку, вытереть стол, убрать что-либо на место и т. п.). Очень значимы здесь востребованность порученного дела, признание его важности и последующая похвала. Доброжелательное и уважительное отношение к ребенку, доверие и искренность оказывают на него сильное воздействие. Необходимо отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка с самим собой, а не с другими детьми. Оценка самого творческого продукта (рисунка, поделки), сделанного своими руками, также полезна для поднятия самооценки. Здесь очень важно, что это — результат, который виден всем. Создание выставок творческих работ способствует развитию у ребенка чувства своей социальной значимости и просто дает ему радость.
6 слайд: Реализовать данные направления можно через комплекс мероприятий:
- Игр и упражнений, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
- Непосредственно художественно-продуктивной деятельности.
- Заданий творческого характера.
- Игр на развитие уверенности в себе.
- Путём взаимодействия с родителями по выявлению интересов и предпочтений детей.
Подробнее хотелось бы остановиться на играх и заданиях, стимулирующих развитие творческого воображения и мышления.
7 слайд: Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Как говорят дети: «Из головы»
Игры на развитие творческого воображения: Проиграть с аудиторией
- «Что это может быть?»: Предложить ребёнку нарисовать что-то сладкое или круглое, солёное, зелёное и т.д.
- «Поможем художнику»: Нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну и рассказать о ней.
- «Чего на свете не бывает?»: Нарисовать то, чего на свете не бывает, рассказать, что нарисовал и обсудить действительно ли это так.
- «Придумай сам»: Представить, что ты прилетел на другую планету и нарисовать то, что бы ты мог там увидеть, а затем придумать историю об этом.
- 8 слайд: «Удивительная ладонь»: Раздать заготовки ладошек попросить раскрасить Предложить обвести ладонь с раскрытыми пальцами. «Посмотрите, как они похожи, а теперь попробуем их сделать разными: дорисуйте какие-нибудь детали и превратите ладонь в необычный рисунок». В случае затруднения показать образцы, но нельзя срисовывать.
- 9 слайд: «Превращение»: Раздать круги Нарисовать 4 круга и дать возможность пофантазировать и превратить круг, например, в цветок, солнышко или воздушный шарик. Можно это делать и с другими геометрическими фигурами.
- 10 слайд: «Фантастическое животное»: Придумай и нарисуй, новое живое существо, соединив в нём различные элементы от других существующих животных, как ты его назовёшь?
- «Оживший рисунок»: Вы получили замечательный дар: всё, что вы нарисовали – оживает. Что бы вы нарисовали?
- «Волшебные очки»: Показав, детям необычные очки, говорим, что стоит надеть их, как всё вокруг приобретает форму очков. Изобрази, каким ты увидел в этих очках цветок или птичку и т.д.
- «Закончи рисунок»: Заготовка С детьми старшего возраста эту игру можно провести со всеми вместе. Дети садятся в круг. У каждого карандаши или фломастеры и альбомный лист. Дети начинают рисовать свою картину, по хлопку воспитателя передают незаконченную картину соседу слева. Он также продолжает рисовать, но уже картину соседа. И т.д., пока рисунок не вернётся к тому, кто его начал первым рисовать. После можно обсудить, что в результате получилось, кто, что нарисовал, соответствует нарисованное первоначальному замыслу, понравилось ли такое рисование.
11 слайд: Творческое мышление – созидающее мышление, дающее новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям, открытиям.
Игры на развитие творческого мышления:
- «Что там такое?»: Положить какой-нибудь предмет в коробочку и пусть ребёнок угадает, что там, при этом можно задавать сопутствующие вопросы, строить догадки.
- «Хорошо-плохо»: Взрослый называет предмет или явление, ребёнок должен сказать, как он считает, что в нём плохого, а что хорошего. Например, ветер: хорошо – не жарко в солнечный день; плохо – можно простудить и заболеть.
- «Нестандартные задачки»: Найти предметам необычный способ использования. Например, ложкой можно не только есть, но и переливать жидкость из ёмкости в ёмкость и т.п.
- Можно самим придумывать проблемные ситуации: например, в город приехал цирк, но по каким-то причинам в городе не оказалось клея и нечем расклеить афиши. Как же тогда сделать, чтобы все жители узнали про цирк?
- 12 слайд: «Что будет, если…»: Что будет, если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком и т.д.
- «Скажи наоборот»: Называть противоположные по значению слова: антонимы – тепло-холодно или близкие по значению: синонимы.
- «Дополни фразу»: Например, если песок мокрый, то…; если переходить дорогу на красный свет, то… и т.п.
- 13 слайд: «Придумывание загадок»: Сравниваем свойства предмета, про который составляем загадку: на что похоже? (как …) и чем отличается? (но…)
- «Что общего?»: Называется какой-либо предмет. Назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам. Можно играть, наоборот, назвать свойство и как можно больше придумать, предметов, обладающих этим свойством. («Что лишнее»)
- «Я-образ»: задумать предмет и описывать его, чтобы другие догадались какой загадан предмет.
14 слайд: Развитию творческих способностей способствует художественно-продуктивная деятельность в нетрадиционных техниках исполнения. Например, кляксография – получив изображение кляксы, выдуванием из трубочки, дети рассматривают его, на что это похоже и дорисовывают недостающие элементы.
15 слайд: В заключении хочется сказать, что творческая личность педагога - наставника, заражающего своей увлечённостью, умением, подающего пример для подражания, создающего условия для раскрытия личности ребёнка, и есть залог творческого успеха его воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_sposobnosti_v_hudozhestvennoy_deyatelnosti_2.pptx | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат …» В.А. Сухомлинский
ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА Творческая инициатива Креативный компонент Эмоционально-волевой компонент Творческое воображение Творческое мышление Активность Инициативность Самостоятельность
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Развитие познавательной сферы, стимуляция познавательной активности детей Развитие творческого воображения Развитие творческого мышления Выявление интересов и предпочтений детей как условие самовыражения детей в творческой деятельности Самостоятельная творческая деятельность Формирование уверенности в своих силах, удовлетворение потребности ребёнка в самоутверждении
ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СВОИХ СИЛАХ Поручение «важных дел» Установка «Я могу», «Я сумею» Создание «ситуации успеха» Оценка значимости результата художественно-творческой деятельности (выставки творческих работ) Игры на развитие уверенности в себе
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ Игры и упражнения , направленные на развитие творческого воображения и мышления детей З адания творческого характера Художественно-продуктивная деятельность Игры на развитие уверенности в себе Взаимодействие с родителями по выявлению интересов и предпочтений детей
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу, «из головы»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ «УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ «ПРЕВРАЩЕНИЕ»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ «ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ»
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Творческое мышление – с озидающее мышление, дающее новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям, открытиям
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
«Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь» Восточная мудрость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации...
ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."
Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей до...
ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."
Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Для того чтобы заинт...
«Развитие творческой инициативы детей при обучении на детских музыкальных инструментах»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» муниципального образования города Оби Новосибирской области ...
выступление на педсовете "Технология развития критического мышления и ее использование в развитии творческих способностей детей в конструктивно модельной деятельности"
Материал подойдел для педагогов детских садов...
Детский дизайн как средство развития творческой инициативы детей
Работая с детьми, я уделяю особое внимание художественно-эстетическому развитию, потому что именно это направление способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на п...
методическая разработка по теме: "развитие творческой инициативы ребёнка средствами интеграции музыкальной деятельности и образовательных областей"
Основная цель методической разработки — способствовать гармоничному развитию детей средствами интеграции музыкальной деятельности и образовательных областей. Способствовать умственному, эстетиче...