методическая разработка по теме: "развитие творческой инициативы ребёнка средствами интеграции музыкальной деятельности и образовательных областей"
методическая разработка
Основная цель методической разработки — способствовать гармоничному развитию детей средствами интеграции музыкальной деятельности и образовательных областей. Способствовать умственному, эстетическому, социальному, физическому и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности. Новизна материала состоит в том, что в нём сочетаются как традиционные подходы, так и современные средства воспитания. Обеспеченность практическим материалом( аудио, видео, картины, дидактические карточки) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребёнка не только на музыкальных занятиях, но и в группе (воспитателями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dou.doc | 272 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 19 СЕЛА ГОРЬКАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
Методическая разработка на тему:
«Развитие творческой инициативы ребёнка средствами интеграции музыкальной деятельности и образовательных областей».
составитель:
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Т. А. Шакуева
с. Горькая балка
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение _________________________________________________ стр. 4.
Основная часть.
Раздел 1. Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников.
1.1. Типы и формы организации интегрированных занятий._______ стр. 7.
1.2. Цели, задачи, методы, приёмы, способы ориентировки, используемые на интегрированных занятиях.___________________________________ стр. 9.
1.3. Этапы реализации методической разработки «Развитие творческой инициативы ребёнка средствами интеграции музыкальной деятельности и образовательных областей».___________________________________стр. 12.
Практическая часть.
Раздел 2.
2.1. Циклограмма интегрированных занятий._____________________стр.13.
2.2. Планирование интегрированных занятий.
План интегрированного занятия для детей младшей группы «Едем в гости к Белочке».___________________________________________________стр.14
План интегрированного занятия для детей младшей группы «Зимняя прогулка»._______________________________________________стр. 15
план интегрированного занятия для детей младшей группы «О чём поют воробушки?» ___________________________________________ стр. 16
План интегрированного занятия для детей младшей группы «Раз ромашка, два — цветок».___________________________________________стр. 17.
План интегрированного занятия для детей средней группы «Золотые листья осени»._________________________________________________стр. 18.
План интегрированного занятия для детей средней группы «Зимушка-зима»._________________________________________________ стр. 19.
План интегрированного занятия для детей средней группы «Весна поет, аукает».________________________________________________ стр. 20.
План интегрированного занятия для детей средней группы «Цветы лета»,__________________________________________________ стр. 21.
план интегрированного занятия для детей старшей группы «Осень бродит по лесам».________________________________________________ стр. 22.
План интегрированного занятия для детей старшей группы «Следы зимнего леса».__________________________________________________ стр. 23.
План интегрированного занятия для детей старшей группы «Путешествие капельки».______________________________________________ стр. 24.
План интегрированного занятия для детей старшей группы «Выйди, солнышко скорее».________________________________________стр. 25.
План интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Осень, осень, в гости просим»____________________________________ стр. 26.
план интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Путешествие на выставку картин».__________________________ стр. 27.
План интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Линия в природе, линия в музыке».______________________________ стр. 28.
План интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в страну сказок».___________________________стр. 29.
3. Заключение.________________________________________ стр. 32.
4. Список используемой литературы. ____________________ стр. 33
ВВЕДЕНИЕ.
Современное образование ставит перед педагогами новые задачи для воспитания гармонически развитой личности ребёнка. Поэтому и подход к проведению занятий с детьми строится по новому. Нам, педагогам, необходимо увлечь ребёнка занятием, создать атмосферу непринужденности, развить творческие инициативы ребёнка. По своей сути, занятия должны быть построены так, чтобы вовлекая детей в игровую деятельность, преподносить им новую информацию. Ведь игровая деятельность пока остаётся доминирующим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Так и выходит: «Играя -учим, учимся — играя»
Мне понравилась идея с проведением интегрированных занятий, где мы с детьми играем, поём, получаем новую информацию. Я решила составить интегрированные занятия для детей разных групп, начиная со второй младшей группы. Почему именно интегрированные занятия заинтересовали меня?
«Интегрированные занятия в детском саду выстраиваются по логически продуманной структуре. Программный материал подается концентрированно, с использованием интерактивных форм работы и современных способов организации воспитанников. Это помогает детям испытывать радость от сотворчества и сотрудничества с одногодками и взрослыми, проявлять творческие способности и инициативу.»
Источник: https://www.resobr.ru/article/63412-qqq-19-m1-integrirovannye-zanyatiya-v-detskom-sadu
Так возникла идея создания комплекта собственных интегрированных занятий, которые я назвала «Путешествие в мир музыки», к которым я составила методическую разработку «Развитие творческой инициативы ребёнка средствами интеграции музыкальной деятельности и образовательных областей».
Для проведения данных занятий всегда необходима определённая подготовка педагога. Если занятие проводится с элементами аппликации, то педагоги должны подготовить материал, для реализации задач данного направления, это: подготовка отдельных деталей для аппликации, подготовка места для проведения данного вида деятельности (установка столов и стульев в определённой зоне помещения). Если это занятие с элементами познания, как в занятии «Мажор и минор» в средней группе, то необходимо провести подготовку с главными героями (взрослыми) по подготовке элементов театрализации.
Если это занятия с элементами лепки, как в занятии «Зимушка-зима» средняя группа, то воспитателями должна быть проведена работа над умением детей пользоваться пластилином. Да, немного хлопотно проводить такие занятия, хлопотно для взрослых, так как надо подготовиться к его проведению: изучить материал, подготовить дидактические карточки, но они доставляют детям большое удовольствие и дети с большим нетерпением ждут очередное занятие, ждут нового путешествия в ещё неизведанный ими мир, ждут нового открытия в своих знаниях. Данные занятия очень легко вписываются в любую программу. Они — как итог пройденного материала и его закрепление в игровой ситуации.
Основная цель методической разработки — способствовать гармоничному развитию детей средствами интеграции музыкальной деятельности и образовательных областей. Способствовать умственному, эстетическому, социальному, физическому и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности.
Новизна материала состоит в том, что в нем сочетаются как традиционные подходы, так и современные средства воспитания. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео, картины, дидактические карточки) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребёнка не только на музыкальных занятиях, но и в группе (воспитателями).
Работа над методическим материалом заняла у меня почти год времени на подготовку. Сначала я разработала и записала все занятия, подобрала к ним музыкальный материал: песенки, хороводы, игры. Изучила программные задачи по другим видам деятельности детей: лепка, рисование, аппликация, математическая деятельность.
Затем я представила свою разработку занятий на августовском педсовете, где подробно объяснила суть своей разработки, цель, которую я поставили, разработав эти занятия и задачи, которые надо было решить, используя данный материал.
Методическая разработка была утверждена на педагогическом совете № 1 от 28.08.2020 год. В 2020-2021 году были опробованы все интегрированные занятия. А 27. 08. 2021 г. на педагогическом совете № 1 заведующим МБДОУ № 19 была составлена положительная рецензия на методическую разработку и разрешение на дальнейшее использование данного материала в образовательной деятельности.
Я заметила, что дети стали проявлять большую активность в высказываниях о музыке, коллектив детей стал сплочённее, а на занятия дети стали приходить с большим желанием и с вопросом: - «А мы будем сегодня путешествовать?».
Это говорит о том, что я разработала эти занятия не зря. И теперь, я продолжаю включать в свою работу интегрированные занятия, которые помогают детям стать активными соучастниками в детской деятельности; расширяют знания детей, касающихся игр, упражнений; развивают познавательную, эмоциональную и двигательную сферы, внимание, память; формируют коммуникативные навыки.
Актуальность заключается в том, что её содержание отвечает требованиям ФГОС.
Интегрированные занятия я начинаю проводить с детьми 3-4 лет. Это очень важный период в жизни ребёнка. Он начинает знакомиться с миром, учится предъявлять окружающим самого себя. У детей расширяется социальный круг общения. При полноценном общении с окружающими дети быстро осваивают речевой опыт старших, что способствует формированию личности в целом, развитию основных психических процессов.
Основная часть.
Раздел 1. Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников.
1.1. Типы и формы организации интегрированных занятий.
Сначала давайте разберёмся в том, что представляют собой интегрированные занятия. Это когда разные виды деятельности, незаметно переходящие один в другой, посвящены развитию и раскрытию одной темы.
Но в данном случае доминирующим видом детской деятельности остаётся музыкальное занятие.
1-й тип — Занятия формирования новых знаний.
Форма — Занятия — путешествия.
Занятие «Едем в гости к Белочке»
Белочка приглашает детей младшей группы к себе в гости. Дети выполняют ритмические движения, идут в лес, поют песню, исполняют танец. При появлении белочки, идёт знакомство с её жилищем (дуплом), детям преподносят информацию о том, чем питается белочка, что она запасает на зиму. А это уже элементы познавательной деятельности. Далее дети играют в подвижную игру с белочкой. И, наконец, детей просят оказать помощь в заготовке грибов и шишек на зиму для других белочек, чтобы они зимой не голодали. А это уже элементы социально-нравственного развития. В конце занятия дети выполняют аппликацию — наклеивают к картинкам белочек грибочки и шишки. Это приемы художественной деятельности.
Ещё один пример занятия-путешествия.
Занятие для детей средней группы «Зимушка — зима».
Дети оправляются на санках в зимний лес. Отгадывают загадку о зиме, поют зимнюю песенку, проводится дыхательное упражнение «Снежинка», экспериментируют с игрой на музыкальных инструментах «Звенят сосульки». Затем на занятие приходит к детям зайчик. Он играет с детьми, дети исполняют для него песенку. В конце занятия педагог рассказывает ребятам о том, чем можно помочь зверюшкам зимой и предлагает слепить из пластилина морковки для зайчиков.
Форма: Занятия — исследования.
Такие занятия проводятся в основном в старших группах. Суть такого занятия заключается в исследовании поставленной проблемы. Одно из таких занятий — интегрированное занятие для детей подготовительной группы с элементами рисования и экологии «Линия в природе — линия в музыке».
Детям показывают три веточки: веточку ивы, толстую веточку тутовника и колючую веточку шиповника. Сначала дети рассматривают веточки, определяют какому растению они принадлежат, чем отличаются друг от друга. Пытаются соотнести линии на карточках с линиями веточки. Сравнивают линии веточек с линиями движения мелодии песен. И в конце занятия дети рисуют веточки. Происходит исследование линий в природе и линий в музыке.
Форма: Занятия-наблюдения.
Эти занятия построены на наблюдениях за явлениями природы. Но это не значит, что дети будут заниматься только наблюдением — это кульминационная часть занятия. Они будут знакомиться с явлениями природы через музыкальный, игровой, литературный и художественный материал, как например, в
Занятии для детей старшей группы «Путешествие капельки».
На этом занятии детям даётся представление о круговороте воды в природе.
В гости к детям приходит Капелька, которая потеряла своих друзей. Дети помогают отыскать их. Они узнают в песне Л. Бирнова на сл. В. Харьковской о том, что капельки бывают в виде росы. А весной тают сосульки и тоже превращаются в капельки. Изобразить звук падающих капелек им помогает металлофон. Затем капельки превращаются в ручейки и текут по земле. А потом капельки испаряются и превращаются в облако. А облака, собираясь в кучу, превращаются в большую тучу. А что происходит потом? Из тучи льёт дождик. Дети поют песенки про грустный и весёлый дождик. А утром капельки опять превращаются в росу.
2-й тип: Занятия на обобщение материала.
Форма: Практическое занятие.
Пример такого занятия — занятие для детей младшей группы «Раз ромашка, два — цветок». Это интегрированное занятие с элементами математики на закрепление знания счета в пределах пяти, группировки предметов по форме и величине, умение сравнивать предметы (больше, меньше), а также исполнение и закрепление знания пройденного музыкального материала.
Музыкальный руководитель показывает детям цветок без лепестков и говорит, что все лепестки сорвал ветер, предлагает поискать их в лесу. Пока дети исполняют хоровод, появляется первый лепесток. Музыкальный руководитель просит спеть песню, появляется второй лепесток. Дети играют на музыкальных инструментах ранее выученную песенку и появляется третий лепесток. И так, по мере исполнения выученного материала на цветке появляются все лепестки. В Конце занятия проводится игра на определения формы и величины цветка, подбор лепестков по размеру цветка, считаются вернувшиеся лепестки. Это уже элементы математических задач.
1.2. Методы, приёмы, задачи, способы ориентировки, используемые на интегрированных занятиях.
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД.
Одним из главных методов, используемых на интегрированных занятиях является словесный метод. Благодаря этому методу доносится информация до детей младших групп и происходит развитие речи, пополнение словарного запаса у детей старших групп. С детьми разучиваются слова стихов, игр, песен, поговорок, пословиц. Дети учатся общаться и отвечать на вопросы героев, приходящих к ним на занятия.
В конце каждого занятия детям нужно ответить на вопросы педагога:
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Кого повстречали в лесу, на полянке?
- Чьи следы мы видели на снегу?
- Как одеваются люди зимой?
- Что запасают белочки на зиму?
И на множество других вопросов . Причем педагог старается направить ребёнка на более полный и развёрнутый ответ на заданный вопрос.
МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЯ.
Часто используется в интегрированных занятиях сочетающих в себе другие виды образовательной деятельности. Детям объясняют, как лучше скатывать кусочки пластилина, склеивать детали аппликации, пользоваться нетрадиционными техниками рисования.
Даётся объяснение различных явлений природы. Детей просят дать объяснение происходящих на занятии событий.
НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД
Один из ведущих типов мышления у дошкольников — наглядно-образный. Почти на всех моих занятиях используется наглядный метод. В занятии «В гости к белочке» используется картинка с изображением белочки. На занятии младшей группы «Зимушка-зима» используется картинка с изображением зимнего пейзажа и картинка «Дети зимой».
В старших группах используются дидактические карточки, как на занятии «Линия в природе — линия в музыке».
Используется дополнительный материал такой, как листочки из картона; цветы с лепестками из бумаги, шишки, игрушки и многое другое.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ.
Этот метод наиболее активно используется на занятиях получения новых знаний и умений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ.
Практические приёмы применяются почти во всех интегрированных занятиях, составленных мною. Каждая практическая деятельность детей на занятии является подведением итогов и закреплением полученных знаний.
На занятии во второй младшей группе «Едем в гости к белочке мы выполняем аппликацию — приклеиваем к картинке с белочкой грибочки.
На занятии во 2-й младшей группе «Зимняя прогулка» дети учатся передавать в рисунках опускающиеся с неба снежинки. На занятии в подготовительной группе «Линия в природе — линия в музыке» дети рисуют разные по фактуре веточки.
Во второй младшей группе дети лепят грибочки для ёжика.
Все эти методы и приёмы были направлены на решение следующих задач:
Образовательные задачи:
- Изучение явлений окружающего мира во взаимосвязи с другими образовательными областями.
- Всестороннее изучение явлений природы и музыки.
Воспитательные задачи:
- Воспитание эмоционально-положительного восприятия окружающего мира и явлений природы через музыкальную деятельность.
- Воспитание бережного отношения и чувства сострадания к животному миру и миру природы.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию речи, мышления, внимания и усидчивости.
- Развивать координацию мелкой моторики рук.
При решении всех этих задач важно учитывать
общедидактические принципы:
- принцип систематичности -непрерывность, регулярность, планомерность образовательного процесса;
- принцип доступности — учёт возрастных, физиологических особенностей развития ребёнка;
- принцип усложнения — постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления новых знаний и умений.
Способы ориентировки:
- Способ вслушивания -овладение произвольным слуховым вниманием.
- Способ дифференциации музыкальных явлений и явлений природы — сопоставление простейших свойств звука (громче-тише) и свойств окружающего мира (больше-меньше, выше-ниже и т. д.)
- Способ творческого отношения — умение свободно ориентироваться в усвоенном. Склонность самостоятельно применять всё то, что они знают, в различных ситуациях, в новых условиях.
Практическая значимость.
Методическая разработка может быть полезна и быть использована педагогами других образовательных учреждений.
Современные образовательные технологии, соответствующие целям и задачам методической разработки, создающие эффективную образовательную систему по взаимодействию всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, педагоги ДОУ).
Образовательные технологии:
- здоровье сберегающие;
- личностно - ориентированные технологии;
- информационно — коммуникационные;
- технологии исследовательской деятельности;
- игровые технологии.
1.3. Этапы реализации методической разработки «Развитие творческой инициативы ребёнка средствами интеграции музыкальной деятельности и образовательных областей».
1-й этап Организационный | Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического и музыкального материала, изготовление наглядных пособий, поиск тематических картин, раскрасок. |
2-й этап Диагностический | Выявление уровня физического развития, развития музыкальных способностей, заинтересованности дошкольников музыкальной деятельностью. |
3-й этап Практический | Разработка перспективного планирования, разработка циклов интегрированных занятий по музыкальной деятельности. |
4-й этап Обобщающий | Проведение мониторинга музыкального развития детей, исследование результатов практической деятельности. |
Практическая часть.
Раздел 2.
2.1. Циклограмма интегрированных занятий.
месяц | 2-я млад. группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовит. группа |
Октябрь | «Едем в гости к Белочке» | «Золотые листья осени» | «Осень бродит по лесам» | Осень, осень, в гости просим» |
Январь | «Зимняя прогулка | «Зимушка - зима» | «Следы зимнего леса» | «Путешествие на выставку картин» |
Апрель | «О чём поют воробушки» | «Весна поёт, аукает». | «Путешествие капельки» | «Линия в природе, линия в музыке» |
Июнь. | «Раз ромашка, два — цветок» | «Цветы лета» | «Выйди, солнышко, скорее» | «Путешествие в страну сказок» |
2.2. Планирование интегрированных занятий.
2-я младшая группа.
Октябрь - младшая группа. | |
Интегрированное занятие «Едем в гости к белочке» | |
Задачи: | Воспитательные:
Образовательные:
Оздоровительные:
|
Интеграция образовательных областей | Художественно-эстетическое развитие: Музыка.
Аппликация:
Физическое развитие:
Социально — коммуникативное развитие:
|
Материал: | Открытка-приглашение; картинка с изображением белочки; листочки из бумаги по количеству детей; игрушка Би-ба-бо Белочка; шишки по количеству детей или большему количеству; листы бумаги с изображением белочки для каждого ребёнка; детали картинки для приклеивания, клей, кисточки, салфетки. |
Предварительная работа: | рассматривание картинок с изображением диких животных; разучивание песенок попевок, физкультминутки, пальчиковой гимнастики; чтение и отгадывание загадок про животных и птиц, разучивание танца с листочками. |
Январь — младшая группа | |
Интегрированное занятие «Зимняя прогулка» | |
Задачи: | Воспитательные:
Образовательные: Рисование:
Музыкальные:
|
Интеграция образовательных областей | Художественно-эстетическое развитие: Музыка.
Рисование: Рисование снежинок белой краской на голубой бумаге приёмом примакивания. Физическое развитие: Речевая разминка на развитие координации речи и движения «Вот на улице мороз!» Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова. |
Материал: | Картина зимы с изображением детей зимой; снежинки из бумаги по количеству детей; краски, кисти, чистая вода, салфетки для высушивания кистей. |
Предварительная работа: | рассматривание картин с изображением детей в разные времена года; разучивание песен, плясок, игр на зимнюю тематику; рисование штрихов, пятен, мазков (падает снежок). |
Апрель — младшая группа | |
Интегрированное занятие «О чем поют воробушки» | |
Задачи: | Образовательные:
Воспитательные:
|
Интеграция образовательных областей | Художественно — эстетическое развитие: музыка:
Речевое развитие:
|
Материал: | Картинка с изображением весны; картинка с изображением воробья; маски воробушек по количеству детей. |
Предварительная работа: | Разучивание песен, игр, хороводов на весеннюю тему. Наблюдение в природе за птицами. |
Июнь — младшая группа | |
Интегрированное занятие «Раз ромашка, два - цветок» | |
Задачи: | Образовательные: музыкальные:
Математические:
Воспитательные:
|
Интеграция образовательных областей | Художественно-эстетическое развитие: Музыка:
Речевое развитие:
Познавательное развитие: ФЭМП:
|
Материал: | Ромашка из картона со вставляющимися в пазы серёдки лепестками; большая, средняя и маленькая сборная ромашки для игры «Собери цветок своего размера». |
Предварительная работа: | разучивание песен, игр, танцев на летнюю тему. Наблюдение в природе за цветами. Закрепление знания счёта в пределах пяти. |
Средняя группа.
Октябрь - средняя группа | |
Интегрированное занятие «Золотые листья осени» | |
Задачи: | Задачи:
|
Интеграция образовательных областей | Художественно-эстетическое развитие: музыка:
Аппликация: дети выполняют аппликацию «Осенняя поляна» . На большом листе ватмана наклеивают листочки, ёжиков и грибочки. Физическое развитие: физкультурная минутка «Поскакали по тропинке» здоровье сберегающие технологии:
|
Материал: | Бутафорское дерево Берёзы; листики по количеству детей для танца; костюм детский для мишки; картинки листочков, мишек, грибочков; кисти. Клей. Салфетки. Стаканчики с водой для мытья кисточек. |
Предварительная работа: | разучивание песенки - попевки, пальчиковой гимнастики, физкультурной разминки, дыхательного упражнения; песенного и танцевального материала на тему осени; выполнение аппликации; |
Январь - средняя группа | |
Интегрированное занятие «Зимушка - зима» | |
Задачи: | Образовательные:
Воспитательные:
|
Интеграция образовательных областей | музыкальное развитие:
Лепка:
Физическое развитие:
|
Материал: | Колокольчики, Металлофоны (5 штук), следы зайца из бумаги, принадлежности для лепки из пластилина. |
Предварительная работа: | разучивание песен, танцев, игр на зимнюю тематику. Наблюдение в природе, на прогулке за изменениями, происходящими вокруг. Работа с пластилином на занятиях лепки. |
Апрель — средняя группа | |
Интегрированное занятие «Весна поёт, аукает» | |
Задачи: | Образовательные:
Воспитательные:
|
Интеграция образовательных областей | Художественно- эстетическое развитие. музыка:
рисование:
Речевое развитие:
Познавательное развитие:
|
Материал: | Маски: ежа, зайца, медведя, белочек |
Предварительная работа: | Разучивание стихов, песен, хороводов про весну. Наблюдение в природе на прогулках. Рисование на весеннюю тему. |
Июнь — средняя группа | |
Интегрированное занятие «Цветы лета»» | |
Задачи: | Образовательные:
Воспитательные:
|
Интеграция образовательных областей | Художественно — эстетическое развитие: музыка:
Рисование:
Познавательное развитие:
|
Материал: | Два листа ватмана, краски, кисти, салфетки; плоские цветы из плотной бумаги (мак, василёк, ромашка). |
Предварительная работа: | Наблюдение за цветами, растущими в детском саду, рассматривание цветов в букете. Разучивание песен, хороводов на летнюю тему. Использование приёмов рисования красками на занятиях по ИЗО деятельности. |
Старшая группа
Октябрь — старшая группа. | |
Интегрированное занятие «Осень бродит по лесам» | |
Задачи: | Образовательные:
Воспитательные:
|
Интеграция образовательных областей. | Художественно-эстетическое развитие: музыка:
Речевое развитие:
Познавательное развитие:
|
Материал: | Картинка «Осень» картинка «Грибы» картинка фрукты и овощи» |
Предварительная работа: | Разучивание песен, плясок, хороводов на осеннюю тему. |
Январь — старшая группа. | |
Интегрированное занятие «Следы зимнего леса» | |
Задачи: | Образовательные:
Воспитательные:
|
Интеграция образовательных областей. | Художественно-эстетическое развитие: музыка:
Физическое развитие:
Речевое развитие:
|
Материал: | Следы из бумаги: зайца, птичек. Взрослый в костюме охотника. |
Предварительная работа: | Разучивание песен, ритмических движений на зимнюю тему. Наблюдения в природе за животными и птицами. |
Апрель — старшая группа. | |
Интегрированное занятие «Путешествие капельки» | |
Задачи: | Образовательные:
Воспитательные:
|
Интеграция образовательных областей. | Художественно-эстетическое развитие: музыка:
речевое развитие:
Познавательное развитие:
|
Материал: | Рисунок весёлой и грустной капельки, металлофоны (5-6 шт.); цветные ленточки по количеству детей. |
Предварительная работа: | Беседы с детьми о воде; наблюдения в природе; разучивание песен, танцев, игр на весеннюю тему. |
Июнь— старшая группа. | |
Интегрированное занятие «Выйди, солнышко скорее» | |
Задачи: | Образовательные:
Воспитательные:
|
Интеграция образовательных областей. | Художественно-эстетическое развитие : музыка:
Рисование:
Развитие речи:
|
Материал: | Фланелеграф, рисунок солнца и тучки, ленты желтого и красного цвета; цветы-наголовники — ромашки, маки, васильки, лютики, одуванчики; принадлежности для рисования кистями и красками. |
Предварительная работа: | Разучивание песен, игр, хороводов на летнюю тему; наблюдения в природе за цветами. |
Подготовительная группа.
Октябрь — подготовительная группа. | |
Интегрированное занятие «Осень, осень в гости просим» | |
Задачи: | Образовательные:
Воспитательные:
|
Интеграция образовательных областей. | Художественно-эстетическое развитие: музыка:
речевое развитие:
|
Материал: | Картинки: «Ранняя осень», «Поздняя осень»; запись произведения П. И. Чайковского «Осенняя песня». |
Предварительная работа: | Беседы о временах года, наблюдения в природе, слушание музыкальных произведений. Разучивание песен. Стихов. Игр, хороводов на осеннюю тему. |
Январь — подготовительная группа. | |
Интегрированное занятие «Путешествие на выставку картин» | |
Задачи: | Образовательные:
Развивающие:
|
Интеграция образовательных областей. | Художественно-эстетическое развитие: музыка:
Речевое развитие:
|
Материал: | Записи музыки М. П. Мусоргского из цикла «Путешествие на выставку картин»; кртинки: «Баба Яга», «Старый замок», «Быки с повозкой», «Невылупившиеся птенцы». |
Предварительная работа: | Слушание музыки на занятиях, знакомство с произведениями великих композиторов, беседы о музыке. |
Апрель — подготовительная группа. | |
Интегрированное занятие «Линия в природе — линия в музыке» | |
Задачи: | Образовательные:
Воспитательные:
|
Интеграция образовательных областей. | Художественно — эстетическое развитие: музыка:
Рисование:
Познавательное развитие:
|
Материал: | Записи произведений композиторов классиков: М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов; Э. Григ «В пещере горного короля»; П. И. Чайковский «Старинная французская песенка»; колючая ветка розы или шиповника, тонкая ветка ивы, сучковатая толстая ветка тутовника. Принадлежности для рисования. |
Предварительная работа: | Слушание музыки на занятиях, высказывания детей о характере музыкальных произведений. Прогулки в парке и на территории детского сада, наблюдения за деревьями. |
Июнь— подготовительная группа. | |
Интегрированное занятие «Путешествие в страну сказок» | |
Задачи: | Образовательные:
Воспитательные:
|
Интеграция образовательных областей. | Художественно-эстетическое развитие: музыка:
рисование:
Речевое развитие:
|
Материал: | Рисунки 4-х окошек, на обратной стороне которых изображены герои сказок: Карлсон, Карабас — Барабас, Иванушка и Аленушка. Запись музыкальных произведений: С. Прокофьев «Петя и волк», И. Штраус «Полька — пиццикато», Э. Григ «В пещере горного короля», Ф. Шуберт «Серенада». Принадлежности для рисования. |
Предварительная работа: | Слушание музыки на занятиях и разбор характера произведений. Чтение сказок. Рисование кистями и красками. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Интегрированные занятия помогают детям комплексно подходить к изучению того или иного материала. Дети всесторонне изучают тему и показывают свои умения и знания на итоговых занятиях. Кроме того происходит сближение и вовлечение детей в коллективную деятельность. Даже самые стеснительные дети могут проявить себя в той или иной деятельности, если она выполняется совместно с другими детьми.
А чего стоит ожидание детьми следующего занятия в надежде на то, что их ждет что-то новое, интересное.
Уже на протяжении нескольких лет я стараюсь включать в свою деятельность проведение интегрированных занятий и заметила, что дети стали более активными, заинтересованными, кроме того произошли изменения в речи. Дети стали свободно излагать свои мысли относительно услышанной музыки или во время обсуждения какого — либо задания.
Малыши стали лучше понимать правила игр, стараться выполнять их. Легче ориентироваться в пространстве, с удовольствием петь песенки и рассказывать небольшие стишки.
И, конечно же, дети делятся своими впечатлениями о занятиях с родителями. Им стало интереснее посещать дошкольное учреждение. Ведь каждый день их ждет новая информация, новое путешествие.
Большую помощь в проведении данных занятий мне оказывали воспитатели групп. Они заучивали с детьми стихи, слова песен и хороводов. Подготавливали отдельные зоны для выполнения рисунков, лепки, аппликации. Воспитатели принимали активное участие в исполнении ролей для сюрпризных моментов, шили к ролям красивые костюмы.
В результате сплотился не только детский коллектив. Но и коллектив участников образовательного процесса из числа взрослых.
В методическом материале я не даю готовых занятий, написала только план и тему, а также рекомендую те или иные произведения музыкальные и художественные. Это дает возможность любому педагогу подойти творчески к каждой теме и придумать что-то своё для решения поставленных задач.
И не обязательно использовать именно тот музыкальный и художественный материал, который указан в планах моих занятий. Есть очень много музыкальных произведений по данным мной темам, а также огромное количество новых песен, игр и хороводов для разных времён года. По разным темам, которые также можно использовать. Если кому-то трудно придумать своё течение занятий по каждой предложенной мной теме. То можно использовать готовые занятия, составленные мною, их можно найти на сайте nsportal по ссылке:
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shakueva-tatyana-aleksandrovna
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Аминов Н. А. Музыкальное воспитание. - М., Смарт. 2004.
- Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. Учебное пособие для вузов. - М., Владос, 2004.
- Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры и упражнения.- В. «Учитель», 2011
- Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.,Просвещение, 1983.
- Елисеева Е. И., Родионова Ю. Н. Ритмика в детском саду. - М., УЦ «Перспектива», 2012.
- Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М., «Сфера», 2010,
- Каптушина М. Ю. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей. - М., «Сфера», 2007
- Метлов Н. А. Музыка детям. М., «Просвещение», 1985, - с.142.
- Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л., Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1997.- с. 233.
- Радынова О. П. Музыкальные шедевры. - М., «Гном-Пресс», 1999, - с.77.
- Сайкина Е. Г., Фирилёва Ж. Е. Физкульт — привет, минуткам и паузам! - С-Пб. , «Детство-Пресс», 2004, с.
- Скопинцева О. А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников. Рекомендации, конспекты занятий.- Вд «Учитель», 2010.
- Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку. Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. - М., Мозаика-Синтез, 2001. - с. 128.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1985, т.1.
- Шанина С., Гаврилова А. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. - М., 2010 г.
Приложение №.1.
Интегрированное занятие для детей младшей группы
«Едем в гости к белочке»
Октябрь.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру.
Образовательные:
- Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах образовательной деятельности, используя здоровье образовательные технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
- Развивать звуковую культуру речи.
Оздоровительные:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Формировать правильную осанку.
Материал: | Открытка-приглашение; картинка с изображением белочки; листочки из бумаги по количеству детей; игрушка Би-ба-бо Белочка; шишки по количеству детей или большему количеству; листы бумаги с изображением белочки для каждого ребёнка; детали картинки для приклеивания, клей, кисточки, салфетки. |
Предварительная работа: | рассматривание картинок с изображением диких животных; разучивание песенок попевок, физкультминутки, пальчиковой гимнастики; чтение и отгадывание загадок про животных и птиц, разучивание танца с листочками. |
ХОД ЗАНЯТИЯ:
дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики. Музыкальный руководитель предлагает деткам поздороваться. Исполняется валеологическая песенка — попевка :
«Доброе утро!» О. Арсеневской.
Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее.
Затем музыкальный руководитель предлагает деткам «разбудить» пальчики.
Исполняется дыхательная гимнастика «Ладошки»
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки хлопают в ладоши.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем. Делают 4 коротких вдоха-движения.
Музыкальный руководитель показывает детям красивую открытку и говорит, что это приглашение. А кто прислал его, надо угадать, прослушав загадку.
Рыжий, маленький зверёк
По деревьям скок - поскок.
В дупле дерева живет
И орешки там грызёт.
Если дети затрудняются ответить, то музыкальный руководитель показывает им картинку с изображением белочки и спрашивает:
- Кто изображён на картинке?
- Где живёт белочка?
- Как выглядит её домик?
А после этого читает приглашение:
« В лес зелёный приглашаю,
В гости я вас ожидаю.
Будем мы в лесу плясать
И орешки собирать.»
музыкальный руководитель спрашивает у детей:
- Хотите ли вы отправиться в гости к белочке? (Дети — Да!)
- Тогда давайте построимся друг за другом и пойдем по лесной тропинке. Да смотрите, с тропинки не сворачивайте, не то заблудитесь в лесу.
Дети выстраиваются друг за другом и идут за воспитателем под пение музыкального руководителя.
На мотив р.н.песни «Ходит Васька серенький) проводится физкультминутка. Дети выполняют движения по тексту песни.
1. В лес зелёный мы идём,
Дружно песенку поём.
Деточки шагают,
Ножки поднимают.
2. А потом бегом бежим,
По тропинке в лес спешим.
Детки побежали,
Ножки замелькали.
3. Мы тихонечко идём,
Не шумим и не поём.
Мы идём, как мышки,
деточки — малышки.
4. В лес зелёный дети шли,
на поляночку пришли,
Где растут грибочки
И лежат листочки.
Музыкальный руководитель:
- Давайте возьмём в руки листочки и потанцуем с ними. Белочка увидит наш танец и прибежит к нам.
Исполняется «Танец с листочками» муз. и сл. Т. Шакуевой. ( Можно исполнить танец под любую знакомую музыкальному руководителю мелодию).
1. Листики, листочки,
По ветру летят.
Листики, листочки,
Падать не хотят.
Проигрыш: дети кружатся, помахивая листочками.
2. То в комок слетятся
И кружат гурьбой.
Снова разлетятся,
Нас зовут с собой.
Проигрыш: кружатся.
3. Листики, листочки,
Как вы хороши.
С вами вместе дети
Пляшут от души.
Проигрыш: кружатся и бросают листочки вверх.
Воспитатель заходит за ширму и исполняет роль Белочки. Музыкальный руководитель подводит к ней ребят.
- А вот и сама Белочка прибежала, ей очень понравился наш танец.
- Посмотрите, у Белочки с собой корзинка. А что же в ней лежит?
Дети рассматривают содержимое корзинки и называют то, что в ней лежит (грибочки и шишки).
- Давайте послушаем Белочку, для чего ей нужны грибочки и шишки?.
Белочка (воспитатель):
Я ищу в лесу грибочки,
Под кустами у пенёчка.
Их несу к себе в дупло,
Где уютно и тепло.
Я по веточкам скачу,
Шишки на зиму ищу.
Будет мне зимою ужин:
Корм зимой мне очень нужен. ( Т. Шакуева)
музыкальный руководитель рассыпает по полу шишки и предлагает детям их собрать.
Звучит весёлая музыка. Дети собирают шишки в корзинку.
Белочка говорит детям «Спасибо» и приглашает с ней поиграть.
Дети выполняют движения по тексту.
Раз, два. Три, четыре, пять,
Стали белочки скакать.
Прыг да скок, прыг да скок,
Не догонишь нас, дружок.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам грибы собрать.
Собирать мы будем дружно,
Наклоняться сильно нужно.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно лапки очищать.
Мы похлопаем сильнее,
Мы похлопаем дружнее.
Мы пот веточкам скакали,
Мы грибочки собирали,
А теперь мы ляжем спать,
Будем вместе отдыхать.
Белочка (воспитатель):
Спасибо вам, ребята,
Вы со мной играли,
Шишки собирали.
Мне пора в свое дупло,
Там уютно и тепло. (белочка прячется).
Воспитатель:
- Ребята, давайте поможем другим белочкам заготовить на зиму грибочки.
Дети проходят в другую часть зала, где проставлены столы , и приготовлены материалы для аппликации. Каждому ребёнку дают картинку с изображением Белочки. В центре стола на тарелочках лежат, вырезанные из бумаги грибочки, которые надо наклеить к рисунку Белочки. Дети выполняют аппликацию.
Затем музыкальный руководитель хвалит детей за оказанную белочкам помощь, прощается с ними. Занятие заканчивается, дети уходят в группу.
Приложение № 2.
Интегрированное занятие для детей средней группы
«Золотые листья Осени»
Октябрь.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать укреплению здоровья детей посредством использования здоровье сберегающих технологий.
- Развивать умение правильно дышать (вдох носом, выдох ртом).
- Развивать умение петь протяжно, четко пропевая слова песни.
- Приобщать к активному участию в играх, соблюдая все правили: двигаться по залу, не наталкиваясь друг с другом, начинать и заканчивать движения по тексту игры.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях чувство прекрасного.
2. Воспитывать в детях бережное отношение к природе.
| Буттафорское дерево Берёзы; листики по количеству детей для танца; костюм детский для мишки; картинки листочков, мишек, грибочков; кисти, клей. Салфетки. Стаканчики с водой для мытья кисточек. |
| разучивание песенки - попевки, пальчиковой гимнастики, физкультурной разминки, дыхательного упражнения; песенного и танцевального материала на тему осени; выполнение аппликации; |
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети под звуки осенней песенки входят в украшенный по-осеннему музыкальный зал. В зале стоит макет дерева-берёзы, на дереве висят листочки. Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, посмотрите, как вокруг красиво и нарядно!
Осень наступила, листья пожелтели,
И по ветру листья стайкой полетели.
- Давайте поздороваемся с Осенью.
Исполняется валеологическая песенка-попевка на мотив 2-х строчек песни Т. Попатенко «Здравствуй, осень».
Здравствуй, здравствуй, Осень золотая.
Здравствуй, осень, время урожая.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний сад.
Дети, все за мной вставайте
и за мною повторяйте!
Проводится физкультурная минутка «Поскакали по тропинке».
Поскакали по тропинке
прыг-скок, прыг-скок.
У ребят прямые спинки -
Прыг-скок, прыг-скок.
Скачут, словно мячики,
Девочки и мальчики.
А теперь шагать нам нужно,
Мы шагаем очень дружно.
Ты шагай, не зевай,
Ножки выше поднимай!
А теперь остановились
Мы в саду все очутились.
- Посмотрите, какое красивое дерево у нас в саду растёт! Это берёзка. Давайте подойдём к нашей берёзке поближе и рассмотрим листочки.
Осень в гости заходила,
И берёзку нарядила.
Листики здесь разные,
Жёлтые и красные.
Дети, когда дует ветер, то листочки на деревьях шелестят. Давайте вместе подуем на наши листочки сначала потихонечку (дуют на листочки тихо), а потом сильнее (дуют сильнее).
А теперь все в круг вставайте,
песню дружно запевайте!
Дети исполняют выученную ранее песенку «Осень» И. Кишко.
1. Дует, дует ветер,
Дует, задувает.
Жёлтые листочки
С дерева сдувает.
2. И летят листочки,
Кружат по дорожке.
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
Воспитатель:
Вокруг берёзки нашей
Мы весело попляшем.
Дети берут в каждую руку по листочку и исполняют под музыку А. Филиппенко «Танец осенних листочков»
после танца музыкальный руководитель обращает внимание на холмик из разноцветных листочков. Ребёнок старшей группы прикрыт простынёй, на которой нашиты листочки.
Посмотрите, вот какие
Здесь листочки золотые.
Кто под ними так пыхтит?
Кажется, там кто-то спит.
Ветер листья закружил,
Мишку он запорошил.
Мишка, мишенька, вставай!
Лучше с нами поиграй.
Мишка-ребёнок выходит из-под листочков.
Я хотел бы поиграть,
Только хочется поспать!
Присаживается под берёзку и делает вид, что уснул.
- Ну вот, мы с ним только познакомились, а он лёг спать. Давайте разбудим мишку и поиграем с ним.
Проводится подвижная игра «Мишка» З. Петровой.
Воспитатель и дети идут к берёзке и поют:
Мишка, мишка, что ты долго спишь?
Мишка, мишка, что ты так храпишь?
Мишка, мишка, мишенька, вставай!
Мишка, Мишка, деток догоняй!
Дети разбегаются по залу, а мишка делает вид, что ловит их. Не догнав ни одного ребёнка, он снова укладывается спать под берёзку. Игра продолжается 2 раза, на третий раз воспитатель говорит.
Поскорее в круг вставай,
Вместе с нами запевай!.
Дети исполняют вместе с мишкой «Хоровод с Осенью» сл. И муз. Т. Шакуевой. (ноты хоровода можно найти на сайте МААМ. Ру в блоге педагога.)
1. Осень в гости к нам пришла, идут хороводом по кругу
И подарки принесла.
Яблоки и груши выполняют пружинки.
Все мы любим кушать.
2. Осень в гости к нам пришла идут хороводом по кругу
Дождь с собою принесла.
Капал, капал дождик хлопают в ладоши.
Деткам на ладошки.
3. Осень в гости к нам пришла, идут хороводом по кругу.
Листопад нам принесла.
Листики кружатся, кружатся вокруг себя.
Под ноги ложатся.
4. Осень в гости к нам пришла, идут хороводом по кругу.
С нами дружно в пляс пошла.
В хороводе нашем пляшут, выставляя ножки на пяточку.
С осенью попляшем.
Мишка:
Вот спасибо! Удружили!
Вы меня развеселили.
Только мне домой пора.
До свиданья, детвора!
Мишка уходит.
Воспитатель:
Ребята, а давайте мы с вами сделаем свою осеннюю полянку. Дети подходят к столам, на которых разложены принадлежности для аппликации. В центре столов, в тарелочке лежат заготовки из бумаги в виде мишек, грибов, листочков. Дети выполняют осеннюю аппликаци.
Воспитатель:
- Посмотрите, какие красивые осенние картинки у нас с вами получились. Давайте мы заберём их в группу, чтобы и в группе у нас было по осеннему красиво, а вечером вы подарите их своим родителям.
Занятие заканчивается. Дети прощаются и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Развитие познавательных способностей детей посредством опытно - исследовательской деятельности"
В данном материале хочу поделиться опытом своей работы в развитии познавательной активности детей в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром, активного экспериментирования с ним. Ка...
Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ приобщение их к ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эст...
Методическая разработка на тему: ʺРазвитие творческой деятельности дошкольниковʺ
Методическая разработка на тему: ʺРазвитие творческой деятельности дошкольниковʺ ТворчествоТворчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог...
Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"
Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...
Методическая разработка по теме «Развитие познавательной инициативы и любознательности детей средней группы в процессе экспериментальной деятельности с песком»
Методическая разработка основана на опыте работы по экспериментальной деятельности....
Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности"
Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольно...
Методическая разработка на тему «Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи
Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывч...