Предупреждение нарушения ССС
статья (старшая группа)
Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_predotvrashcheniyu_narusheniya_slogovoy_struktury_slov.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по предотвращению нарушения слоговой структуры слов.
Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
Формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:
1г 3мес. - 1г 8мес.
ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
1г. 8мес. – 1г. 10мес.
воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
1г. 10мес. – 2г. 1мес.
в 3-сложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще
предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
2г. 1мес. – 2г. 3мес.
в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2г 3мес. – 3года
слоговая структура нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
- правильно произносимые слова: мама, дай;
- слова-фрагменты: мако (молоко);
- слова-звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;
- абрисы слов: папата (лопата);
- слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, универмаг, велосипедист, парикмахерская).
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:
1. Нарушение количества слогов (элизия - сокращение(пропуск) слогов: моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава - трава)
2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе - дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот -бегемот)
3. Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт - лимон)
4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан - капитан)
5. Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)
6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница - холодильник и хлебница)
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры
• Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».
• Слухового внимания. «Сколько раз ударили по столу?», «Кто позвал».
• Работа над ритмом и темпом (сначала над простым (Х-Х, ХХ-ХХ, Х-ХХ, затем над сложным Х-Х-ХХ, ХХ-Х-ХХ). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, маракас, погремушка.
«Повтори как я» Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
«Передай привет» Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
• Артикуляционная гимнастика
«Весёлый язычок»
• Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка».
• Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.
«Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)
• Игры направленные на формирование чувства рифмы.
«Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов)
«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по предупреждению нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия у детей из группы риска (по речевой патологии) в дошкольном возрасте.
Это курс занятий направленный на профилактику нарушений чтения и письма у дошкольников. Задачи: - развивать высшие когнитивные процессы...
консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"
Из опыта работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....
"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "
Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...
Особенности работы учителя - логопеда по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ДОУ
В данной работе кратко описаны виды дислексии. Предложены виды игр и упражнений по преодолениию предпосылок к нарушению чтения у детей дошкольного возраста....
Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...
Методическая разработка " Нарушение письменной речи у дошкольников, предупреждение нарушений, коррекция акустической дисграфии"
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно...
Образовательный проект «Моя инициатива в образовании» «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»
Образовательный проект на тему: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»...