Конспект НОД "Африка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ледяева Татьяна Анатольевна

Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы "Африка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ledyaeva.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для старшей группы «Африка»

Цель: расширение и закрепление  знаний детей о материке Африка.

Задачи. 
Образовательные:
1.Уточнить  элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
2.Познакомить  детей с климатическими зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли).
3.Расширять представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
4. Формировать представления о травоядных   (жираф, зебра, носорог, слон) и  хищных животных (лев, гепард) Африки.
Развивающие:
 1.Обогащать словарный запас детей по теме Африка.
2.Развивать внимание, память, воображение; ориентировку в пространстве, закрепляя понятия право, лево. 
Воспитательные: 
1.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
 2.Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.    
Интеграция образовательных областей. 
Познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное.

Материал и оборудование: презентация «Африка», карта, глобус, картинки с изображением животных жарких стран, животных средней полосы, лампа настольная, верблюжье одеяло, стаканчики с песком, карандаши (с одной стороны острый конец, с другой — кусок поролона).

 Предварительная работа.

1. Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.

2. Ознакомление с животным и растительным миром пустыни, саванны и джунглей.

3. Просмотр иллюстраций по теме «Природные зоны Африки».

4. Чтение стихов  и отгадывание загадок про Африку.

6. Просмотр презентации «Кто в Африке живет

ГЛОБУС СТОИТ В ГРУППЕ НАКРЫТЫМ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте поздороваемся с гостями.

Ребята, к нам в гости пришел наш друг - Незнайка.

В: Незнайка, знает, что  вы любите путешествовать и узнавать что-то новое.

Незнайка предлагает отправиться в путешествие за новыми знаниями и приключениями, а куда, вы узнаете отгадав загадку, которую приготовил для вас Незнайка:    
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка) 

Мы с вами отправляемся  в Африку.

ОТКРЫТЬ ГЛОБУС

Воспитатель: Вы знаете что это? (показывая на глобус)-Дети: глобус

В: А кто знает, что такое глобус? Дети: это модель Земли.

РАССМОТРЕТЬ И ПОКАЗАТЬ НА ГЛОБУСЕ АФРИКУ.

Рома, покажи  на глобусе Африку? (дети показывают )

Ребята, так куда мы с вами отправляемся? Правильно, в Африку.

Закрывайте глаза и повторяйте за мной:

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу!

Беседа об Африке - ПРЕЗЕНТАЦИЯ

СЛАЙД-карта Африки

Посмотрите на карту (демонстрация) — это Африка. Как мы можем отличить Африку от других континентов? Скажите, каким цветом она обозначена?

Почему именно жёлтым? (Ответы детей.) Правильно, большая часть её территории покрыта песками.

СЛАЙД - Пустыня

 Африка –царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Днем жарко, а ночью холодно. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей, ярко светит солнце, раскаляя песок.

СЛАЙД  - деревья

Скажите, какие деревья и цветы там растут? (Верблюжья  колючка, кактусы, алоэ. Низкие растения с маленькими листочками, у них длинные корни, чтобы доставать воду глубоко под землей.

А почему там так мало растений? Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей, ярко светит солнце, раскаляя песок.

СЛАЙД -  животные

А какие животные  обитают в пустыне Африки? (Ответы детей -ящерицы, змеи, антилопы, верблюды, тушканчики, разные насекомые.

СЛАЙД – джунгли

А сейчас, мы с вами попали в ДЖУНГЛИ.

Джунгли -  Это густые, влажные непроходимые леса.

 Лес настолько густой, что рассмотреть что-то вдали невозможно, все загораживается кустами, лезущими по деревьям лианами, поваленными стволами деревьев, заросших папоротниками и мхом.

Как вы думаете, какие животные населяют джунгли?

Обезьяны, слоны, бегемоты, крокодилы, можно встретить леопарда

 В джунглях много насекомых, змей, птиц.

СЛАЙД - саванна

Следующая наша остановка — Саванна – это земля покрытая травой и низкими деревьями.

В саванне обитают -Львы, тигры, носороги, буйволы, слоны, жирафы, гепарды, шакалы, гиены.

 Африка – это не только пустыня с горячими песками, это джунгли -густые непроходимые леса  и саванна-земля покрытая  желтой травой.

Дети,  с какими природными зонами Африки мы сейчас познакомились? (пустыня, джунгли, саванна).

Давайте с вами немного отдохнем, прежде чем отправиться  дальше.

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре –

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно.

 Поплавали и вышли на берег.

Продолжим путешествие по Африке

Дидактическая игра «Выбери животных жарких стран».

(Дети, подойдите и встаньте вокруг стола)

В. Перед вами разложены картинки с изображениями разных животных.

Вам необходимо выбрать животных, обитающих в Африке.

Ребята, назовите ваших животных. (Ответы детей –это слон, он обитает\живет в Африке) медведь не живет в Африке.)

Скажите, а чем питаются слоны, жирафы?

Правильно, слоны и жирафы едят листья, траву, кору, поэтому называются травоядными.

А вот львы и тигры едят мясо, их называют хищниками.

Дидактическая игра  «Хищники — травоядные».

Предлагаю разделиться на две команды: по правую сторону от меня встает команда ТРАВОЯДНЫХ  животных, а по левую сторону ХИЩНИКИ.

Проверим  друг у друга, как вы выполнили задание: травоядные проверяют у хищников, а хищники у травоядных.

Назовите хищных\травоядных животных.(это тигр, он хищник, потому что ест мясо…). Молодцы, справились с заданием.

 ПОЛОЖИТЕ КАРТОЧКИ НА СТОЛ.

ВСТАВАЙТЕ В КРУГ: дети встали в круг.

 Игровое упражнение «Угадай по описанию».

 В. Ребята, я хочу рассказать вам об одном животном.

Слушайте внимательно. Это животное живёт в жарких странах, его называют кораблем пустыни (ходит плавно, перевозит грузы, людей), может долгое время обходиться без воды и у  него есть два горба. Кто это? Правильно, это верблюд.

Ребята, представляете, верблюд благодаря своим горбам может целую неделю не есть и не пить!

Опыт «Почему верблюду не жарко».

В. Дети, а хотите узнать, почему верблюду не жарко?

 Посмотрите на лампу и представьте, что это солнце.

Подставьте свои ладошки под «солнце». Горячо?

А теперь возьмём верблюжье одеяло (демонстрирует одеяло и объясняет, из чего оно сделано: это одеяло сделано из верблюжьей шерсти) и накроем им наши ладошки.

Скажите, а теперь вам также горячо? (Ответы детей - нет,  уже не так горячо) Вы просто чувствуете тепло.

Вот так длинная густая шерсть верблюда защищает его от палящих солнечных лучей.

Какой можно сделать вывод: у  верблюда длинная, густая шерсть и она защищает верблюда от палящего солнца.

 Опыт «Почему копыта верблюда не проваливаются в песке».

В. Дети, а хотите узнать, почему копыта верблюда не проваливаются в песке? тогда возьмите карандаши (Подготавливает заранее карандаши, где с обратной стороны прикреплён кусочек поролона.)

Возьмите стаканчики с песком, представьте, что это пустыня.

Нажмите на песок острым концом карандаша, что происходит? Правильно, он проваливается.

А теперь нажмите на песок другой стороной карандаша. Что мы видим? \карандаши не проваливаются.  Почему? (на них наклеена подушечка

Правильно, так и широкие копыта верблюда благодаря своим подушечкам –толстым мозолям  не проваливаются в песок.

Какой можно сделать вывод: широкие копыта верблюда благодаря своим мозолистым подушечкам не проваливаются в песок.

Вот  сколько нового и интересного мы сегодня с вами узнали, путешествуя только по одной Африке. Давайте, ребята, скажем Незнайке – спасибо.

Но нам пора возвращаться в детский сад.

Закрывайте глаза и повторяйте за мной:

Волшебный глобус я кручу,

Попасть в детский сад хочу!

Вот мы и вернулись в детский сад.  

Где мы сегодня побывали? \В Африке

Что узнали? (Африка - это не только пустыня, но и густые леса, обитает много животных, птиц, растений. Узнали  почему верблюду не жарко, почему копыта верблюда не проваливаются в песок).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....