Три года: трудный возраст?
методическая разработка (младшая группа)
Пособие раскрывает организационные и методические аскпекты деятельности центра игровой поддержки ребёнка раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_goda.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Три года: трудный возраст?
(Основные характеристики кризиса трёх лет)
Кризис трёх лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка, Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменения позиций ребёнка. Возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых современной перестройки. Если же новые отношения с ребёнком с ребёнком не складываются, его самостоятельности постоянно ограничивается. У ребёнка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми. Л.С. Выготский, вслед за Э Кендер, описывает следующие характеристики кризиса трёх лет.
Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорируют требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
Упрямство. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему это очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым, и требует, Чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет всё его поведение, и отказываться от его решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство – это не настойчивость, с которой ребёнок добивается желаемое. Упрямый ребёнок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого. А против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений. Против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и не доволен всем, что ему предлагают и делают другие.
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребёнок хочет всё делать и решать сам. Во время кризиса гипертрофирования тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не адекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте.
В семье с единственным ребёнком может появится деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет свою власть над окружением его взрослыми, диктуя, что он, например. Будет есть. А что не будет, мама может уйти из дома или нет и т.д.
Если в семье несколько детей вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье с точки зрения юного деспота.
Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребёнок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку. Предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка меняется отношения к другим людям и к самому себе. Он психически отделяется от близких взрослых, это важный этап в эмансипации ребёнка.
Литература: Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко Развитие дошкольника «Центр игровой поддержки ребёнка раннего возраста» (Организация деятельности, конспекты игровых дней). Волгоград, Изд. «Учитель»., 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальный вечер "Годы трудных испытаний".
Литературно-музыкальный вечер встречи с тружениками тыла в детском саду посвящённый 65 годовщине Великой Победы....
Доклад на тему «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей» Возраст1.6-2 года
Доклад на тему «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей» Возраст1.6-2 года (из опыта работы)адрес ссылки: http://nsportal.ru/sites/default/files/013/2/sensornoe_vospitanie_v_povsednevnoy_zhiz...
Три года :Трудный возраст?
(Основные характеристики кризиса трёх лет)Кризис 3 лет- граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Ребёнок, отделяясь от взрослых пытается строить ...
Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"
Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...
Методическая разработка по социализации детей дошкольного возраста (возраст4-5 лет) «Не рядом, а вместе…»
Методическая разработка по социализации детей дошкольного возраста (возраст4-5 лет)«Не рядом, а вместе…»АвторыИгнатьева Гульнара ЯгофаровнаТерещенко Татьяна НиколаевнаБайрамова Елен...
Методическая разработка по социализации детей дошкольного возраста (возраст4-5 лет) «Деревья - наше богатство»
Методическая разработка по социализации детей дошкольного возраста (возраст4-5 лет)«Деревья - наше богатство»АвторыИгнатьева Гульнара ЯгофаровнаТерещенко Татьяна НиколаевнаГБОУ Школа 2065 ...
Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях как условие оптимизации двигательной активности детей среднего дошкольного возрастa
Здоровье нации - это, прежде всего, здоровье детей. Не следует забывать, что здоровье ребенка, формирование основ здорового образа жизни закладывается в детстве. Общеизвестно, что упор на интеллектуал...