Выступление на методическом объединении педагогов образовательных учреждений района на тему "Формирование познавательной активности будущих школьников"
материал (подготовительная группа) по теме

В выступлении освещается мой опыт работы в данном направлении и указаны основные аспекты формирования и развития познавательной активности будущих первоклассников в контексте ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ne_metodobedinenii.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка»

Козловского района Чувашской Республики

Районное методическое объединение педагогов дошкольного и начального общего образования на тему:

«Основные принципы преемственности образовательных программ дошкольного и начального образования»

Выступление на тему:

«Формирование познавательной активности будущих школьников»

Подготовила и провела:

                                                                                                    Ларионова Ольга Владимировна

                                                                                             воспитатель высшей кв. категории

03.11.2017 г.

Козловка, 2017

Представляю вашему вниманию выступление из опыта работы на тему «Формирование познавательной активности будущих школьников».

        Актуальность выбранной мною темы выступления обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является повышение его интеллектуального потенциала. Но зачастую мы, воспитатели подготовительных к школе групп и учителя начальных классов сталкиваемся с проблемой недостаточного развития потребности к активной познавательной деятельности, и как следствие, логического мышления.

        Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами образования, целью которого является всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

        ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, их познавательной активности.

        Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Познавательное развитие» включает приобретение опыта в видах деятельности:

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование познавательный действий, становление сознания;

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части, целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

        Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Что касается познавательного развития, зачитываю:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными представлениями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.д.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

- открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе;

- имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации.

Таков портрет ребенка-выпускника детского сада.

        Всем нам известно, что такое ценное и сложное личностное новообразование ребенка, как познавательная активность формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно познавательная активность является базой для развития у ребенка самостоятельности, что немаловажно для будущего школьника. Ведь в современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. К слову нужно отметить, что среди множества факторов, влияющих на психологическую готовность детей к школе одним из наиболее важных является развитие познавательной активности.

        На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах его социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под умелым руководством взрослого в процессе взаимодействия в форме сотворчества и сотрудничества.

        Учеными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

  • Обогащенная предметно-пространственная среда;
  • Интеграция образовательной деятельности;
  • Организация экспериментирования;
  • Создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • Присутствие элемента занимательности в содержании образовательной деятельности;
  • Творческие задания.

Подробнее остановимся на некоторых из условий. В группе стараюсь создать развивающую предметно-пространственную среду, рационально организованную и насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Стараюсь излишне не загромождать пространство, для того, чтобы дать волю детской фантазии. Ребята с удовольствием трансформируют мягкие модули, игровую мебель в соответствии с содержанием тематической недели, дня или игровым заданием. Для стимулирования познавательной активности детей в группе выделен стеллаж с разнообразными играми на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения. В свободном доступе детей находятся следующие группы игр:

- дидактические игры (с цифрами и числами «Веселый счет», «Назови по порядку», на ориентировку в пространстве, во времени, игры с геометрическими фигурами, игры на логическое мышление «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Лабиринты»);

- развивающие игры: блоки Дьенеша, где в процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными операциями (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение), что важно в плане предматематической подготовки, так и для общего интеллектуального развития. Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

- настольно-печатные игры (игры-ходилки, разнообразные лото, пазлы, домино), которые также способствуют развитию логического мышления, внимания и усидчивости.

- игры на развитие пространственного воображения: сюда включаются игры со строительным материалом (развивают пространственное воображение, обучают анализировать образец постройки, действовать по простейшей схеме или чертежу, по представлению), а также игры со счетными палочками (способствуют развитию мелкой моторики рук, пространственных представлений и творческого воображения. Также во время игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете).

- словесные игры (сюда входят загадки и пальчиковые игры. Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого после отгадывания загадок, предлагаю детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (дикие животные)» и т. д. Пальчиковые игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Такие игры дают возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

- интеллектуальные игры для развития логического мышления: различные головоломки (Танграм, Пифагор, Колумбово яйцо, Волшебный круг), «Шашки».

        Кроме вышеназванных игр в процессе образовательной деятельности с детьми использую интерактивные авторские математические и интеллектуальные игры, которые мотивируют детей и способствуют повышению их познавательной активности.

        В группе на книжной полке представлена научная и познавательная литература для дошкольников (энциклопедии, атлас-определитель и др.).

        Имеет место уголок природы, где дети в процессе наблюдений за комнатными растениями, за погодой, при рассматривании коллекции камней, бумаги, ткани учатся сравнивать, обобщать. 

В группе для развития познавательной активности имеется мини-лаборатория Мудрой совы с различными материалами для исследования и специальным оборудованием. Весь материал расположен в доступном для детей месте.

        В группе выделена учебная зона, которая оформлена магнитной доской. На ней сказочных персонажей Буратино и Незнайку ребята «обучают» всяким премудростям. На доске периодически вывешиваю плакаты с изображением животных, растений или каких-либо предметов, которые вызывают интерес у детей и множество вопросов «Кто? Зачем? и Почему?», что также способствует развитию познавательной активности.

        Важной составляющей познавательной активности является творческое начало, поэтому в группе и раздевальной организовала выставки детских поделок «Наше творчество» (совместные поделки детей и родителей, кружковой работы).

        Следующее важное условие развития познавательной активности – присутствие в образовательной деятельности элемента занимательности. Приступая к подготовке образовательной деятельности с дошкольниками стараюсь учесть главное условие: детям должно быть интересно. Каждый раз образовательную деятельность провожу в форме игровых ситуаций, игры-путешествия, игры-соревнования, где объединяясь в группы ребята с удовольствием «помогают» какому-либо герою выполнить то или иное задание. Тогда и образовательный материал усваивается ненавязчиво и надолго. С дошкольниками активно использую следующие формы проведения: КВН, проектная деятельность, викторина, ярмарка детских работ, развлечения, досуги.

        Стараюсь, чтобы образовательная деятельность состояла из интегрированных образовательных ситуаций, где детям предоставляется возможность применить свои знания в различных видах деятельности, объединенных общей темой. Например, объединила образовательную деятельность по «Речевому развитию» и «Художественно-эстетическому развитию» в единую тему «Морские обитатели», где дети рассказывали интересные факты об обитателях моря, разучили стихотворение, затем изготовили аппликацию с элементами рисования.

        Создание проблемно-поисковой ситуации, в процессе которой воспитатель помогает ребенку использовать известные ранее способы действия в незнакомых условиях. Иногда для получения ответа требуется открытие нового способа. В этом случае дети выдают разные версии решения, как верные, так и неверные. Особое внимание уделяю неверным ответам, анализируя которые вместе с детьми, помогаю понять ошибку и направить к поиску нового способа решения задачи.

        Проблемные ситуации создаю не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например: детям предлагается ситуация в транспорте (-Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?).

        Исследовательские методы как средства развития познавательной активности. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Именно эти качества необходимы для успешного обучения в школе. В повседневной жизни помимо опытов с реальными предметами и их свойствами также использую мысленные эксперименты. Например: что можно сделать из куска бумаги?

        Использование творческих заданий. Творческий процесс у детей в большей степени выражается в играх, речевой и изобразительной деятельности. Умение использовать признаки объекта необходимо при  решении творческих задач. Это способствует развитию воображения и является первым шагом в формировании творческих способностей человека. В работе использую следующие виды творческих заданий «Совместный рисунок», «Придумай сказку», «Мой смешной портрет», «Угадай, кто я?», «Сочиняем небылицы» и др.

        Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и, конечно же, родителей. С родителями провожу консультации по подбору развивающих игр, привлекаю к совместному созданию предметно-развивающей среды. Организую родительские собрания с показом фрагментов образовательной деятельности, подбором и демонстрацией специальной литературы, направленной на развитие познавательных процессов. Оказываю помощь в подборе интерактивных развивающих игр для детей.

Благодарю всех за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении работников дошкольного образования района на тему "Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"

В конспекте изложен материал по организации экспериментальной деятельности с детьми старших групп экологической направленности....

Выступление на методическом объединении педагогов Мценского района

Выступление на методическом объединении района с темой : "Формирование тудовых умений у старших дошкольников"...

Выступление на методическом объединении педагогов на тему «Изучение мира физических явлений средствами познавательно – исследовательской деятельности»

Дети еще с раннего возраста активно интересуются окружающим миром. Стараются все попробовать на вкус, разобрать, пощупать и т.д. Но зачастую они слышать от взрослых: нельзя, не трогай, вырастешь узнае...

Методическое объединение Педагогов -психологов Правобережного района Открытое занятие «Божья коровка»

Интегрированое занятие в младшей группе создания положительногоэмоционального настроя ,развитие зрительного восприятия(цвета ,формы ,размера предмета.Развитие внимания,речи и воображения....

ПРИКАЗ от 16.03.2022г. № 40/2-ОД. О проведении открытого просмотра организованной образовательной деятельности в рамках методического объединения с образовательными учреждениями на базе МБДОУ "Д/с Островок".

ПРИКАЗ  от 16.03.2022г. № 40/2-ОД. О проведении открытого просмотра организованной образовательной деятельности в рамках методического объединения с образовательными учреждениями, приглашёнными г...