«Дидактическая игра как способ развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
статья

Косогорова Татьяна Сергеевна

Дидактическая игра-основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Играя, он познает мир людей, играя ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»

Тема: «Эффективность образовательной деятельности воспитателя в рамках подготовки к процедуре аттестации»

Тема доклада: «Дидактическая игра как способ развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Выполнили:

Косогорова Татьяна Сергеевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ детский сад

№11 «Росинка»

г. Саяногорск 2022

Любой воспитатель в своей работе, когда планирует образовательную деятельность, подбирает способы и приемы её реализации: «как систематизировать, обобщить, повторить или закрепить знания и умения воспитанников?» «Как вызвать интерес к теме или проектной деятельности?» Находит и подбирает нужный дидактический материал или пособия, составляет задания и т.д. И вся эта работа приводится к тому, чтобы воспитанник знал и понимал предлагаемый ему материал.

В настоящее время из актуальных задач современного дошкольного образования является - активизировать познавательную активность у детей дошкольного возраста. При этом очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия.

Дидактическая игра-основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Играя, он познает мир людей, играя ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных задач. В этом их развивающая роль. Этому виду игры уделено большое внимание т. к. она развивает активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную активность.

Изучив методическую литературу по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр, мы открыли для себя приём, разработанную американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, «Кубик Блума»

В середине 50-х годов ХХ века американский ученый – психолог Бенджамин Блум сделал очень интересное открытие. Он утверждал: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигнут тех высот, покорив которые, они станут знаменитыми». Он обследовал известных людей, и на основе данных, полученных в результате этой работы, описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию талантов этих людей. Модель Блума была ориентирована на сферу познавательных функций и названа «Таксономия уровней познания Бенджамина Блума».

Прием такой таксономии «Кубик Блума» представляет собой объёмную (это может быть и бумажная и тканевая) фигуру, на сторонах которой написаны слова, которые являются началом для ответа.

Для начала педагог вместе с детьми формулирует тему и ряд вопросов, которые будут обсуждать в образовательном событии. Воспитатель или ребенок бросает кубик. Необходимо выполнить задание или задать  вопрос по теме изучаемого материала по той грани, по которой выпадет кубик. Если ребенок дает не полный ответ, другие дети могут его дополнить.

При работе с «Кубиком Блума» решаются различные задачи.

Первая грань «Назови» - это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, и т. д. Например:

- назовите сказку, в которой герой убежал от всех на своем пути.

- главных героев сказки «Колобок».

Данную грань можно разнообразить различными заданиями, которые помогут проверить самые общие знания детей по определенной теме.

Вторая грань   «Почему»   Ребенок должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением. Например:

-почему колобок так поступил? Для чего ему это надо?

Третья грань    «Объясни»   - развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему с разных сторон и обратить на нее внимание. Например:

- объясни, как удалось Колобку убежать от всех, кто встречался на пути?

- объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

Четвертая грань   «Предложи»  - это умение применять полученные знания в своем опыте. Ребенок может предложить свою идею, или объяснить, или решить какую-либо ситуацию. Например:  

-предложи, как бы ты поступил на месте Колобка?

-предложи, как можно спастись Колобку.

Пятая грань     «Придумай»  - активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Эти вопросы подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например:

-придумай, свою версию концовки сказки.

Шестая грань   «Поделись»   - развитие эмоциональной стороны личности. Это вопросы, которые дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на своем личном опыте. Этим вопросам желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны темой. Например:

- «Как плохо, что (когда…», «Мне очень понравилось сказка, потому что …»)

Почему мы выбрали этот прием? Все просто. Очень важно, что этот прием вносит элемент игры в образовательное событие. Наши воспитанники с интересом приняли этот прием-игру. Этот прием очень хорошо применять в работе с подгруппами, так как в группе происходит обмен мнениями и каждый ребенок может внести свой небольшой вклад в работу, и более слабые дети не чувствуют себя не востребованными.

Применение "Кубика Блума" поначалу только кажется трудным. Но на нашей практике оказалось, что этот прием очень понравился детям, они быстро освоили его применение. Нам же этот прием помогает развивать познавательную активность, в интересной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии и имеет огромное значение в развитии личности ребенка, поскольку взаимодействие человека с окр...

Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего восп...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста.

Развитие познавательной активности детей раннего возраста путем дидактической игры....

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования компьютерных дидактических игр"

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.   Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни челове...

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста.(презентация)

Дидактическая игра как средство развития  познавательной активности у детей  раннего  дошкольного возраста.(презентация)...