Использование физминутки как составляющую непосредственной образовательной деятельности в ДОУ
консультация (младшая группа)
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности.
Одним из самых способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения - физминутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizminutka.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование физминутки как составляющую непосредственной
образовательной деятельности в ДОУ
Физминутки нам нужны, для детей они важны.
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью. Они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения детей, подобные перечисленным, являются сигналом для воспитателя, что детям требуется физминутка!
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности.
Одним из самых способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения - физминутки.
Среди разнообразия физкультурных минуток, выделяются физминутки математического характера, которые необходимы, включать в любую непосредственную образовательную деятельность в ДОУ, независимо от возраста детей. Так как математические знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание. Физминутки способствуют психической разрядке, восстановлению сил, благоприятно сказываются на здоровье каждого ребенка.
Физминутка математического характера – это небольшой комплекс физических упражнений, сопровождаемых стишками или песенками. Они направленные на развитие и закрепление математического счета, ориентировки в пространстве, на снятие напряжения и усталости у детей, на поддержания интереса к занятию. Позволяют переключится активности детей, не выходя из учебной деятельности.
Физминутки математического содержания включаются непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач, связаны с учебными заданиями. Помогут в работе при ознакомлении детей с математическими понятиями (числами, цифрами, равно, не равно)
Место таких упражнений в структуре занятия определяется:
- возрастом детей,
- выполнением конкретной задачи по формированию конкретных представлений,
- целью,
- назначением,
- содержанием занятия,
Задачи математических физминуток:
- снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием,
- переключают внимание с одной деятельности на другую,
- успокаивают нервную систему,
- восстанавливают работоспособность детей, улучшают общее состояние детей,
- активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов,
- развивают речь, память, координацию движений,
- закрепляют математические знания и умения
Основные требования к физминуткам:
- упражнения должны охватывать большие группы мышц, снимать напряжение,
- упражнения должны быть просты, интересы, доступны детям,
-носить игровой характер,
- комплекс должен состоять из 1-2 упражнений, повторять 2 -3раза,
-совершенствование упражнений зависит от характера и условий проведения занятий,
Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны , интересны каждому ребенку. Они должны быть достаточно интенсивны. Влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности детей. Она необходима и важна для активного и здорового отдыха.
Физминутка – это весело, интересно и полезно!
Приложение
1. Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
2. Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
3. Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова - это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это «пять».
4.Тик -так, ходики (Плавные движения глаз вправо – влево плавно)
Работают исправно. (Дети садятся прямо и настраиваются)
Влево – вправо – раз,
Влево – вправо – два,
Влево – вправо –три,
Влево – вправо – четыре,
Влево – вправо – пять, (Движения глаз влево-вправо-вперед на воспитателя)
Полезно и забавно,
И весело моргать (Дети легко моргают)
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
5.»Пылесос»
Пылесос теперь включаем.
Пыль из ковров выбираем.
Влево – раз, вправо – два,
Пыль по шланге потекла,
1-2-3, 1-2-3,
По смотри, пыли нигде нет.
6. «Пузырь»
Раздувайся пузырь, (дети дуют в руки, показывая шар)
Раздувайся большой, (руки вверх подняли)
Оставайся такой ,
Да не лопайся.
Шар полетел: вверх, вправо, влево, вниз, вперед, за голову.
Зацепился за сучок и хлоп.(дети хлопают в ладоши, приседают)
7. «Зарядка»
Раз, два, три, четыре, пять
(разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого пальца)
Вышли пальчики гулять
(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять
(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак,
начиная с мизинца),
В домик спрятались опять (ритмичное сжимание всех пальцев
дновременно).
8.«Поезд»
Поезд отправляется в депо на ремонт( дети шагают на месте)
Начинается ремонт ( похлопайте в ладоши много раз)
Прыгните на одной ноге - 2 раза.
Присядьте - 5 раз
По команде « Займите место» (один стул уберите)
Чего больше стульчиков или вагончиков?
9. «Осень»
Осень, обсыпает - лист за спину.
Весь наш бедный сад - лист над головой
Листья пожелтелые - лист вперед, вправо, влево, вниз.
По ветру летят.
10. « Прятки»
( дети грибочки, воспитатель большой гриб
Мы по лесу шли, шли - дети идут по группе, ищут грибы.
Подберезовик нашли - сколько грибов нашли?
Раз грибок, два грибок,
Положили в кузовок.
11. « Насос»
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем,
Влево - раз, вправо – два,
1-2- 3- 4, 1 -2- 3 -4,
Хорошо мы потрудились.
12. «Солнышко»
Вышло солнце (дети поднимают руки вверх)
Вышли тучи (руки к бровям)
Грянул гром ( хлопок руками)
И дождь пошел ( пальцами правой руки ударяют о ладошку левой руки)
Одна капелька, вторая капелька, третья капелька,
Четвертая капелька, пятая капелька.
И много – много капелек. (хлопки ладошками).
13. « Медведи»
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте.)
Папа был большой - большой, (дети поднимают руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом (руки у груди)
Ну, а сын малютка просто,
Очень маленький он был (дети присели)
С погремушкою ходил.
14. « Часы»
Тик – так, тик – так,
Ходят часики вот так, (дети делают наклоны вправо, влево)
Шаг налево, шаг направо,
Шаг вперед и шаг назад.
15. « Счет»
Мы хлопаем руками 1, 2,
Мы топаем ногами 3,4,
Машем мы руками 5, 6,
Выше голова, руки шире 7,8,,
9, 10 - тихо сесть.
16. « Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу,
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой. (дети поочередно выставляют ноги.)
Литература
1.Михайлова З.А, Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх. «Детство – Пресс» 2004г.
2. Столяр А.А. Давайте поиграем.,М.,2000г.
3.Колесникова Е.В. Математика для дошкольников.,М.,2000г.
4. Бойко Е.А. Физкультурная минутка, динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М., 2008г.
5. Каралашвили Е.А. Растем играя. М., 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование активного, творческого педагогического коллектива - важнейшая составляющая совершенствования качества образовательного процесса ДОУ"
Опыт работы по изучению потенциала коллектива педагогов , детского сада-новостройки, актуальным методам формирования творческого коллектива....
Зрительная память - составляющая "школьной готовности"
Материал подобран на основе собственного опыта работы. Возможен для использования в работе воспитателя или в домашних условиях родителями. Зрительная память - необходимая составляющая при подготовке р...
презентация "Составляющие психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"
презентация для использования в детском саду - воспитателями, психологами для повышения педагогической компетентности родителей...
Консультация для родителей«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».
«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»....
Статья «Режим дня – одна из составляющих сохранения и укрепления здоровья детей»
Статья предназаначена для родителей, будущих мам и молодых педагогов дошкольных учреждений....
Дидактические игры как важная составляющая развития речи детей.
Развитие речи дошкольника- актуальная проблема нашего времени, требующая решения. Дидактические игры являются неотъемлемой частью педагогического процесса и позволяют в увлекательной для дошкольника ф...
Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Внимание, как составляющая всех психических процессов»
Знание особенностей внимания детейпозволит найти адекватные средства воспитания внимания в игровой, учебнойи других видах деятельности, а у детей с нарушениями внимания правильнопостроить коррек...