Зрительная память - составляющая "школьной готовности"
статья (подготовительная группа) по теме

Материал подобран на основе собственного опыта работы. Возможен для использования в работе воспитателя или в домашних условиях родителями. Зрительная память - необходимая составляющая при подготовке ребенка к школе. С помощью зрительной памяти видимый образ оставляет "отпечаток" в мозгу, а в последующем позволяет воспроизвести его в нужное время и нужный момент.

Иллюстрированный материал к статье размещен в фотоальбоме "Зрительная память - составляющая "школьной готовности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx600.61 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительная память-составляющая «школьной готовности»

Часто приходиться сталкиваться с вопросами родителей о том, как подготовить ребенка к школе. Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения (умение читать и считать), а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным.                                                                                                                                                                      Какие же  составляющие  должны входить  в набор  «школьной готовности»?                   

  1. Мотивационная, личностная готовность  –  наличие у ребенка желания учиться.       2.Внутренняя позиция  –  умение делать то, что НАДО, а не то, что ХОЧЕТСЯ.                     3.Волевая готовность  –  понять и принять инструкцию учителя, сдерживать двигательную активность во время урока, сосредоточиться на поставленной задаче.                                                                                                                                    4.Достаточный уровень развития зрительно - моторной координации  –  движения рук и глаз  должны  быть  согласованы:  пальцы  должны  «слышать»  информацию,  которую «дает»  глаз.                                                                                                                                                    5.Интеллектуальная готовность.

Но сегодня мы будем говорить не обо всем перечне набора «школьной готовности», а лишь о составляющей интеллектуальной готовности – зрительной памяти. Зрительная память необходима для выполнения работы по образцу – списывание с доски, работа с прописями, работа в тетради по памяти.                                                                                                Уже в младенчестве память выступает в своей самой простой форме – запечатления зрительного образа (лицо мамы, первая игрушка и прочее)  и последующего узнавания. На этом этапе зрительная память носит непроизвольный характер  ( малыш еще не умеет ставить цель - запомнить).                                                                                                                              На протяжении  дошкольного  возраста  происходит  постепенный   переход  от  непроиз-вольной памяти к произвольной.  Сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить.   В старшем дошкольном возрасте у ребенка проявляются зачатки самоконтроля над запоминанием определенного материала.                                                      

Для развития зрительной памяти  необходимо научить ребенка работать с образцом:        - сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой (смотрит на картинки, игрушки, предметы) в течение 15-20 секунд, но так, чтобы смог рассмотреть и запечатлеть этот самый образец;                                                                                                                                               - на следующем этапе этот самый рассматриваемый образец убирается  (прячется)  и ребенку предлагают вспомнить по памяти какие игрушки (предметы)  «исчезли» или переместились.                                                                                                                                                          – в последующем  (возраст- 5-7 лет) предлагается таблица с различными картинками для запоминания. Ребенку ставится цель: запомнить как можно больше картинок, а потом  нарисовать их по памяти. Картинок сначала должно быть не больше 5-6, в последующем их можно увеличить до 8-10.

                      

               Тема: Посуда                                Набор случайных предметов

  Один из важных путей на этом этапе  научить ребенка использовать вспомогательные средства при запоминании,  как то: ассоциации,  местоположение картинки ( груша:  в верхнем левом углу или: в верхней части листа находятся - стол, кресло и ваза), счет  : всего 8 картинок,  из них 3 - это мебель, а  5 картинок  - это овощи).

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов таких таблиц. Картинки могут быть одной тематики, например: «Овощи» или «Фрукты», а могут быть не объедены темой; могут быть с элементами дифференциации, например: елочные игрушки «перемешаны» с обычными игрушками. Тогда задача усложняется, так как сначала нужно выделить елочные игрушки из общего количества, а затем запомнить и нарисовать только их.                                          

                                    Тема: Овощи                                                            Тема: Фрукты

            Как один из вариантов ассоциативного запоминания предлагаю вашему вниманию следующую «историю»:  «Мама купила в магазине  яблоко, вишню и бутылку молока (показываю указкой на эти предметы, расположенные в таблице). Положила продукты в сумку и пошла домой (картинка - домик). По дороге домой начался дождь и чтобы не промокнуть, она открыла зонт. Когда мама пришла домой (еще раз домик), она очень устала и села отдохнуть…куда? ( дети уже включаются в игру) – в кресло. А дома было так тепло! Почему? – потому что теплая батарея». По примеру этой «истории» вы можете сами, вместе с ребенком придумать свою «историю» или даже коротенькую сказку.

                  Вариант: вместо таблицы с картинками можно использовать и мягкие игрушки, выставляя их в ряд. Но этот вариант больше годиться для детей 4- 5 лет, а наша задача – подготовить ребенка старшего возраста к работе с плоскостным изображением, размещенным  на доске – зрительный образ картинки (задания, предмета) должен быть перенесен в тетрадь.

 Задания дифференцированного характера считаются более сложными и предлагаются детям уже освоившим предыдущие. Здесь нужно выделить из общего количества картинок только заданные, например: к овощам добавлены фрукты. Инструкция: Назовите все картинки. А теперь постарайтесь запомнить только овощи. (Таблица убирается). Нарисуйте по памяти все овощи, которые вы запомнили.                                                                                                                           Дифференциация:  Овощи                               Дифференциация: Елочные игрушки

Хочу предложить вам игру «Прятки», которую я придумала для детей и часто использую её в работе по развитию зрительной памяти. Вместо таблиц с картинками я использую использованные календари. Суть игры в том, что нарисованные или готовые картинки «перемещаются»: остается 2, а 1 новая появляется, либо остается 1, а заменяются 2 другие, либо заменяются все три картинки.

                  

Составитель: Педагог – психолог Белоус А.И., МБДОУ № 50, г. Кемерово.

Контактный телефон: 8-904-378-70-19, e-mail: annet390@list.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать зрительную память у ребенка 5-6 лет?

Поможет  родителям  развивать у детей зрительную память с помощью упражнений и тем самым подготовить ребенка к школе....

Как развивать зрительную память детей

консультация для родителей....

ТРЕНИРУЕМ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

                                                      ...

Как развить зрительную память с помощью ассоциаций

Зрительная память — это залог интеллектуального развития ребенка.Ребенок исследует окружающий мир при помощи всех доступных ему средств, в первую очередь слуха и зрения. Он у...

Зрительная память советы для родителей

Память играет важнейшую роль в жизни человека, а в жизни пока маленького человека    в особенности.  Ежедневно ребёнок получает новую информацию и новые навыки, которые сохраняет б...

Развиваем зрительную память детей 5-7 лет

При ознакомлении малышей с предметами и явлениями окружающей жизни их основными помощниками становятся зрение и слух. Полученные зрительные образы запечатлеваются в памяти детей, создавая достоверную ...

Книжка для родителей и педагогов "Слухоречевая и зрительная память дошкольников"

Что такое слухоречевая и зрительная память? Как ее развивать у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения... Нарушение зрения детей сказывается прежде всего на их восприятии. Отмечается замедленн...