Народная поэзия для малышей
консультация (младшая группа)

Альфия Равилевна

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_formirovanii_duhovno_bogatoy.docx14.45 КБ

Предварительный просмотр:

В формировании духовно богатой, гармонически развитой личности огромную роль играет художественная литература. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего народа. Первые художественные произведения, с которыми знакомятся дети,- народная поэзия: потешки («Ладушки», «Сорока-белобока», песенки («Киска», «Петушок» и др.). Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат, выражаясь словами М. Горького, тонкостям родного языка, развивают речь.

Чтение народной поэзии требует от взрослого большого мастерства. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент.

По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. В них рассказывается о детях («Наша доченька в дому», «Наша Маша маленька…», о забавах и играх («Ладушки», «Этот пальчик…», о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока-белобока», «Петушок, петушок, золотой гребешок»).

Язык народных произведений яркий, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, личико, обращений (солнышко, водичка, умой мое личико). Часто они имеют диалогическую форму («Ладушки», «Мальчик-пальчик» и др.) некоторые построены по типу обращения «Петушок, петушок», сообщения («Идет коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).

Цель рассказывания народной поэзии- развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.

Чтение потешек и народных песенок проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым. Особое место занимает народная поэзия в игровой деятельности.

Так, например, чтение потешки «Сорока-белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней как бы помешивая воображаемую кашу, которую варила сорока. При словах «этому дала» загибает и разгибает один пальчик за другим, при словах «ты мал…» берет мизинчик и покачивает им.

Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчётливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти.

К чтению народной поэзии детям следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать текст и выразительно рассказывать. Формы подачи народной поэзии разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

Используемая литература:

• Г. М. Ляминой «Воспитание и развитие детей раннего возраста» М. 1981г.

• Журнал «Дошкольное воспитание» 1988г.

• Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная поэзия для детей

Стихи, помогающие воспитателю в режимных моментах...

Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»

Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»...

Статья "Народная поэзия в развитии и воспитании детей"

Аннотация: В статье предложены методические и организованные приёмы педагогической работы с детьми. Данный материал рекомендован воспитателями ДОУ студентам педагогических колледжей и родителям....

Сценарий детского спектакля по мотивам стихотворения "Дом, который построил Джек" из английской народной поэзии в переводе С.Маршака.

В помощь педагогам  дополнительного образования, воспитателям, работающим в ДОУ. Для детей 5-6 лет....

Консультация: "Чтение народной поэзии малышам.

В формировании духовно богатой, гармонически развитой личности огромную роль играет художественная литература. Первые художественные произведения, с которыми знакомятся дети,— народная поэзия: п...

Городской конкурс "Поэзия для малышей" 2022

Конкурсные материалыПедагоги: Косарева Юлия Владимировна - воспитатель, Муталова Эльвира Ринатовна - музыкальный руководитель. https://youtu.be/DSokKNz5aRk https://youtu.be/Jr1ogabqR2c...