Статья "Народная поэзия в развитии и воспитании детей"
статья на тему

Аннотация: В статье предложены методические и организованные приёмы педагогической работы с детьми. Данный материал рекомендован воспитателями ДОУ студентам педагогических колледжей и родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_narodnaya_poeziya_v_razvitii_i_vospitanii_detey.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Народная поэзия в развитии и воспитании детей»

Из опыта работы воспитателя группы

 раннего возраста  Айрапетянц И. И.

 ГБДОУ д/с № 86

Я много лет работаю с детьми раннего возраста и полностью согласна с программой, где физическое развитие детей стоит на первом месте, так как считаю, что если ребёнок развит физически, то и развитие речи и умственное развитие у него идёт успешнее.

Занимаясь с детьми ФИЗО, я составляю комплекс упражнений так, чтобы можно было использовать потешки, считалки. Вот, например, у нас есть такой комплекс под названием «Бабка сеяла горох». Дети с удовольствием выполняют все действия из этой потешки. В комплекс входят:

  • ходьба, высоко поднимая ноги;
  • прыжки;
  • приседания;
  • элементы русской пляски;
  • держа руки на поясе, ногу на носок и на пятку.

Выполняя упражнения, дети с удовольствием повторяют слова. Игры проходят настолько эмоционально, что получается настоящая инсценировка. Если нельзя использовать потешку, то я стараюсь использовать считалку. Например:

  1. Шел баран, по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку,

Кто её возьмёт, тот и вон пойдёт.

  1. Катилось яблоко мимо сада, мимо града,

Кто поднимет – тот и выйдет.

К нам в группу приходят дети, которые в начале года понимают речь, а говорить ещё не умеют, только отдельные слова типа «ляля», «тетя», «биби» и объясняются жестами. Поэтому приходится работать с каждым ребёнком индивидуально, рассчитывая на эмоциональный отклик. Правда, во время игр подгруппами хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают рост словарного запаса, так как маленькие дети стараются подражать тем детям, которые уже умеют говорить. У меня в практике был такой случай: мальчик Максим, который пришел в группу чуть позже других детей совсем не умел разговаривать, но был очень эмоциональный и подвижный, объяснялся со всеми жестами. Он увидел у нас на стене картинку (у нас в группе есть большие картинки с изображениями домашних животных) с петухом и заплакал. Я сначала не поняла в чем дело, спросила, кто его обидел, почему плачет, где у него болит. На все вопросы был один ответ: Максим показывал пальцем на петуха. Я спросила: «Тебе что нравится картинка?» Максим покачал головой, что означало «нет». Я его решила отвлечь и на этом все успокоилось. Через несколько дней мы играли, я показывала детям картинки с изображением домашних животных, и дети пели песенки про этих животных:

     Корова му – му, лошадка иго – го,

     Киса мяу – мяу, собачка гав – гав,

     Петушок ку – ка – ре – ку.

Когда дело дошло до петуха, Максим опять заплакал. Я как – то упустила тот случай с большой картинкой и даже испугалась, когда ребенок снова заплакал. Я спросила: «Чего ты плачешь? Кто тебя обидел?» Он показывал пальцем на петуха. Тогда я поняла, что это не просто так. Я побеседовала с мамой. Оказалось, что ребенок был в деревне и на него налетел петух и очень больно его клюнул. Теперь для него нет страшнее зверя, чем петух. Выяснив это, я стала думать, как же можно это исправить. Опять помогли потешки. Но, правда, не сразу. У нас в группе есть каталка – лошадка. Я сделала голову петушка и прикрепила её к этой каталке. Получился симпатичный петушок. Я внесла этого «петушка» в группу и сказала, что он пришел к нам в гости и на нем можно покататься, если дети споют ему песенку:

     Петушок, петушок – золотой гребешок,

     Масляна бородушка, шелкова головушка,

     Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь.

Все дети обрадовались новой игрушке и стали наперебой рассказывать. Но Максим нам всё испортил. Он опять заплакал, и пришлось эту игрушку убрать. Дети играли с ней когда Максима не было в группе. Но как же быть? Как же это все исправить? Эта мысль не давала мне покоя. Я стала наблюдать за Максимом и заметила, что он жалостливый. Когда мы читали стихи Агнии Барто «Игрушки», про «Зайку» и «Мишку», он чуть не плакал. Я решила использовать это чувство и подобрала потешку:

     Две курицы на улице

     С петухом дерутся,

     Две маленькие девочки

     Смотрят и смеются:

     Хи – хи, да ха – ха

     Как нам жалко петуха!

Я нарисовала картинку с изображением жалкого петуха. Очень волновалась, так как предстояла работа над эмоциональными чувствами и состоянием ребёнка. Я переждала недели две и вот опять у нас в гостях домашние животные. Я рассказала потешку, мы повторили её с детьми. Детям было жалко петушка. Мы все его жалели и Максим тоже. Когда я показала картинку, Максим не заплакал, а очень внимательно посмотрел. Я спросила его, жалко ли ему петушка. Максим в знак согласия кивнул головой. Я предложила Максиму пожалеть и погладить петушка по голове, и он сделал это. Потом мы с Максимом еще несколько раз «жалели» петушка из потешки. И Максим не плакал. После этого я предложила детям покататься на петушке, а сама пошла с Максимом строить мебель. Он все время смотрел на детей и не плакал, построение мебели его совершенно не интересовало. Я спросила его, хотел бы он покататься на петушке, и Максим кивнул головой. Он катался и смеялся вместе с детьми.

Практика показала, что народная поэзия помогает развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развивает его речь, движения, знакомит с определенными понятиями. Стараюсь сделать так, чтобы фольклорная тема проходила через все виды деятельности детей.  

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий для родителей по грамотному развитию и воспитанию детей: "Все о наших детях. Доступные вершины развития"

1. Как помочь детям реализовать свой потенциал?
2. «КАК помочь детям реализовать свой П О Т Е Н Ц И А Л? Сенситивные периоды развития» 3. Темперамент ребёнка. 
4. Общение в жизни ребёнка и взрослых.
5...

«Роль дидактической игры в развитии и воспитании детей с отклонениями в развитии»

laquo;Роль дидактической игры в развитии и воспитании детей  с отклонениями в развитии»...

Проект Образовательная область – познавательное развитие (экологическое воспитание детей) «Наши пушистые друзья (кошки)» для детей 2 младшей группы

Актуальность выбранной темы.В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Проект позволяет расширить представления у детей о домашних животны...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....

Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"

Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....