Воспитание основ нравственности детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
статья (подготовительная группа)

Скопцова Татьяна Александровна

 

Игровая деятельность возникает на самых ранних исторических этапах развития общества. Игра сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Мы рассмотрели взгляды ученых и философов на роль игры. Таких как, Ж.-Ж. Руссо, Фридриха Вильгельма Августа Фребеля, К. Гроса, Януша Корчака, Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Сухомлинского В.А. Также ознакомились с современными исследованиями Морозовой Е.Ю., Гордеевой Д.С., Бажановой Т.В., Касаткиной Е.И. С научной точки зрения психологов и педагогов, теория игры стала одним из важнейших направлений научной мысли.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание основ нравственности детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

        Дошкольное детство – это особый период в развитии личности, когда ребенок осваивает жизненное пространство с опорой на ценности и быстро приобретаемый жизненный опыт.

        За последние двадцать пять лет в российском обществе наблюдается процесс отчуждения детей и родителей, в определенной мере разрыв между поколениями. С одной стороны, повышенная занятость родителей (А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин). С другой стороны, благодаря изменившимся экономическим условиям, достижениям техники (усиленного внедрения в повседневность компьютера, мобильного телефона, электронных игровых средств) другими стали не только интересы самих дошкольников, но и изменились дети, изменилось наполнение и содержание игровой деятельности ребенка – игра стала воспитывать индивидуума.

Как отмечает в своем исследовании Гудрева О.В.: «Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние годы произошли существенные изменения в играх дошкольников. Однако эти изменения остаются не исследованными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их внутреннего мира и особенности их психического развития». [5].

Советский психолог Д.Б. Эльконин в своем значительном труде «Психология игры» определил 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка [8] Он писал: «Развитие мотивационно-потребностной сферы - освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.

Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.

Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.

Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам».

Многие психологи, ученые-педагоги, философы, такие как: Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Дж. Леви, Р. Кайц, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинский, Й. Хейзинги и др. заложили основы общетеоретического подхода к содержанию и организации нравственного воспитания детей в игровой деятельности.

Н.Г. Алексеева, Б.Г. Ананьев, В.М. Демин, М.С. Каган, В.И. Устиненко, ГЛ. Щедровицкий и др. постоянно обращались к детальному изучению теории игры, к философско-методологического ее аспекта.

Н.П. Аникеева, О.С. Газман, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, И.И. Фришман, Г.Т. Черный, С.А. Шмаков и многие др. считали игру средством формирования личности, развития ее нравственных потенциалов.

В связи с этим, нами была разработана программа для старшего дошкольного возраста. Основным направлением в ходе разработке программы социально-педагогических мероприятий,  мы взяли непосредственно игровую деятельность. Программа «Мы – дети России» включает в себя три блока игр: русские национальные игры, игры, направленные на осознание связи человека и природы и патриотические игры. Программа включает в себя такие формы работы как игра, игра по станциям, досуговое мероприятие и беседа (в ходе предварительной работы перед некоторыми играми). Мы определили ожидаемые результаты и возможные риски.

В ходе апробации данной программы мы выявили такие результаты:

- у детей расширился кругозор в разнообразии игр, что способствовало их творчеству в ходе самостоятельной игровой деятельности,

- исследуемые дети, получив знания об особенностях и культурных традициях русского народа, стали самостоятельно интересоваться более глубоко национальными особенностями русского народа в других сферах познания, например, в декоративно-прикладном творчестве, в быту русских крестьян, истории появления некоторых праздников, например, Масленица,

- у детей улучшились такие психические процессы, как память, мышление, воображение, восприятия,

- конфликтные ситуации в группе резко уменьшились, дети научились самостоятельно решать конфликты,

-  сформировалось чувство коллективизма в исследуемой группе.

Таким образом, можно считать, что наши ожидания подтвердились. Однако дальнейшая работа может быть продолжена в рамках следующих вопросов: совершенствование программы для всех возрастных групп дошкольного возраста, корректировка подборки игр, а также поиск новых средств, форм и методов использования игры в нравственном воспитании дошкольников.  

Список литературы:

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер. 2010 - 464 с.
  2. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников / Под ред. A.M. Виноградовой. М., 1980. -112 с.
  3. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2010. – 130 с.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. СПб, Питер, 2001. С.56-79.
  5. Гришина Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: Автореф. дис. . канд. пед .наук. М., 1990. - 23 с.
  6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 176 с.
  7. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой.  М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.
  8. Эльконин Д.Б., Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...

План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».

Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

                                   Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста  ч...