Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.
материал
На ранних стадиях развития человеческого общества и уход за детьми было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информация для родителей о воспитании детей на руси с давних времен. | 831.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание
мальчиков и девочек
в русских традициях.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи – старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудие труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).
Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением пищи, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.д.
Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше, чем матери, но, начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3 лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери,
а за сыновей – отцы.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины – матери. Ее воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение.
Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье.
Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата, Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка, или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.
Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3 до 4 лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек – матери, а мальчиков – отцами.
Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.
В настоящее время, когда многие девочки и мальчики имеют низкую самооценку, страдают от застенчивости, этот опыт народной педагогики имеет особое значение. Становится очевидным, что, с одной стороны, труд девочки рядом с матерью, а мальчика – рядом с отцом способствовал тому, что у детей просто и естественно формировалась гендерная идентичность.
С другой стороны – заинтересованные в воспитании хорошего работника родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его душевном покое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "О русских традициях, обычаях и народном творчестве"
Педсовет в рамках работы с педагогами по теме "Толерантность". Проводится в форме деловой игры. Полный текст педсовета не загружается (очень много материала). Кого заинтересует этот матери...
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...
"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.
Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...
Конспект НОД «Ознакомление с народной культурой» в мини-музее «Русская изба» «Знакомство с русскими традициями»
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры...
Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"
Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...
Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )
Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...
Конспект занятия для детей второй группы раннего возраста «Пчёлки» по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Дорога в волшебный мир русских традиций» Приобщение к истокам русской культуры.
Цель: Знакомство с русскими народными играми и потешками, через русскую сказку «Репка».Задачи:Обучающие: обогащать кругозор детей и развивать их эмоциональный потенциал;Развивающие: развив...