Программа по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств.
рабочая программа (старшая группа)
Программа по формированию духовно-нравственых ценностей и патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_duhovno-nravst_na_18-19.docx | 48.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Новохоперский детский сад общеразвивающего вида
"Ласточка".
Принята: На заседании педсовета протокол № __ от ___________г. | Утверждена: заведующий МКДОУ "Новохоперский детский сад общеразвивающего вида "Ласточка" приказ № ___ от __________ г. _____________ С.В. Кончакова |
Рабочая программа
по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств в МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»
для детей старшего дошкольного возраста
на 2019-2020уч.год
автор-составитель программы:
воспитатель Пыльнева Л.Н
р.п. Новохоперский 2019
Пояснительная записка
«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу - (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо воспитать».
В.А.Сухомлинский.
Программа духовно-нравственного воспитания детей разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, на основании Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания личности гражданина России.
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как на рубеже 21 века в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность экономики не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют представлению о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и духовности.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, c которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В компьютерный век, в век высоких технологий духовно – нравственное воспитание детей, воспитание души маленького человека отошло на задний план. Дети зомбированы компьютерными играми, интернетом, с экрана телевизора «льётся» постоянно эротика, жестокость, человеконенавистничество, религиозная непримиримость. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Раннее развитие дошкольников, не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Из числа многих образовательных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственного и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.
Дошкольное детство – это время развития маленького человека, всех его качеств, чувств, приобретения знаний и накопление жизненного опыта, в том числе становление духовно – нравственного мировоззрения. В то же время, именно в этом возрасте у детей появляются негативные качества, которые требуют корректировки, и в этом возрасте можно еще «нащупать спасительные точки опоры». Поэтому духовно – нравственное воспитание ребенка надо начинать в детском саду, когда еще можно из маленького человека сформировать гармоничную личность. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Огромную роль в формировании духовно – нравственной культуры ребенка играет семья, семейные традиции и обычаи. Ведь именно родители закладывают основы морали, эстетику вкусов, духовный мир ребенка. А детский сад развивает все эти качества, реализуя программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. Известный русский философ И.А. Ильин сказал: «Духовность человека предполагает существование в его душе веры, совести, верности, любви и патриотизма». Все эти качества души человеческой призвана воспитать, разработанная нашим коллективом на основе традиций нашего народа, на основе православных традиций, на основе патриотического воспитания программа духовно – нравственного воспитания «Истоки нравственности».
Задача воспитателей помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит от согласованности совместной работы воспитателя и родителей. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые детям педагогами. Поэтому для реализации этой задачи мы вовлекаем родителей в образовательную деятельность используя следующие формы работы: родительские собрания, фотовыставки «Вот моя улица, вот мой дом родной», театрализованные представления, вернисаж совместного творчества детей и родителей беседы о героях земляках, экскурсии к памятникам, привлекаем к организации и участию в тематических утренниках, выставках, к рукоделию.
И еще одна задача педагогов, которая реализуется в программе « Истоки нравственности» это задача – отобрать из массы впечатлений, полученных ребенком, наиболее доступные ему: родной край, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или родного края. Особым жанром, влияющим на духовно – нравственное воспитание детей являются пословицы и поговорки, колядки. Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткие фольклорные произведения, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи. Для этого необходим специальный наглядный материал, и развивающая среда. Подойдя к этой проблеме творчески, в небольшой комнате детского сада воспитатели организовали мини музей «Русская изба». На полатях разместились - чугунный утюг, лампа, лапти, корзинки плетеные, кувшины, горшки (домашняя утварь) у печки - ухват, кочерга; на резных полках - предметы, прикладного искусства; в закрытой тумбочке – книги, пластинки, магнитофон, проигрыватель. Помимо настоящих вещей как старинный диван, кровать , сундук, столешница, ит.д. в «избу» помещены предметы имитирующие реальные например как русская печь. Отступлением от традиционного убранства русской избы было размещение на одной из навесных полок разнообразных произведений - предметов прикладного искусства (Городец, Хохлома ит.д.) В домашней теплой обстановке мы знакомим детей не только со своим краем, но всей России. Для полноты реальности воспитатель играет роль бабушки или хозяйки избы. Опыт показал, что такое непосредственное и тесное приобщение детей к истокам Русской народной культуры дает свои плоды в воспитании духовно- нравственной личности ребенка. Таким образом, если планировать воспитательный процесс в соответствии с программой «Истоки нравственности», то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно – нравственному развитию детей, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум. Нами разработанная программа «Истоки нравственности» - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании и развитии у детей духовности и нравственности.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется в образовательных областях:
1. Социально – коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
3. Развитие речи включает владение речи как средством общения и культуры.
4. Художественно – эстетическое развитие развивает у детей восприятия и понимания произведений искусства, реализация самостоятельную творческую деятельности детей.
Цель программы
Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Изучение истории, культуры, родного края, через кружковую работу: «Наследие». Стремление возродить традиции семейного воспитания, через мини – музей «Русская изба».
Задачи программы
- Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.
- Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
- Развивать способность быть заботливым, отзывчивым к сверстникам, проявлять уважение к старшим, умению мирно разрешать конфликты, быть щедрым, терпеливым, внимательным.
- Прививать трудовые навыки, развивать умения выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
- Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, совместному переживанию радости и адекватному проявлению этих чувств.
- Формировать чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций через театр, игру, сказку.
- Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
- Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.
- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
- Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
- Формировать чувство гражданского достоинства, способствовать расширению знаний о правах человека.
- Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, выражать чувства, обогащать словарный запас.
- Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
- Способствовать восстановлению духовных связей между поколениями нашего народа.
- Развивать музыкальную культуру, классической, духовной и народной музыки.
- Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
- Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)
Основные принципы программы
- Научной обоснованности и практической применимости.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
- Наглядность.
- Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.
- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
- Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
- Принципы духовно-нравственного воспитания.
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
II. Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации непосредственно – образовательной деятельности.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Основные характеристики деятельности.
- Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкально-эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие, трудовое воспитание.
- Доступность предлагаемого материала.
- Подбор соответствующей наглядности, звуковое оформление подбирается с учетом возможностей детей.
- Организация практической деятельности детей проводится как до и после образовательной деятельности.
- Систематичность.
- Организация разных видов деятельности детей по теме театрального занятия (ИЗО, ручной труд, конструирование, художественно-речевая деятельность, игры, музыкальные занятия, походы, экскурсии, наблюдения и т.д.)
Для реализации программы предлагаем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время:
Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсий в картинную галерею; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми.
- Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки (Краеведческий музей, парк Победы, Аллея героев, по историческим местам поселка).
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы:
- Духовно-образовательное (НОД, беседы, устные поучения).
- Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
- Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
- Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам). Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.
Роль семьи в формировании духовно-нравственных качеств и воспитании патриотических чувств
Трудно спорить, когда говорят: "Воспитывает все, что окружает растущего человека". Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается "моральная арматура" личности. Многие родители не считают главной задачей воспитывать патриота, так как думают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте; многие надеются на детский сад, школу. Необходимо разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитывать сдержанность - привить важные понятия: быть сильным не физически, а духовно.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей традиции, то это все постепенно, и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. В данном направлении работы можно провести этические беседы о семье, о близких родственниках; предложить детям составить рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Совместно с родителями оформить альбом "Моя дружная семья", пополнять музей "Русская изба". Играя вместе с детьми, объяснить назначение тех или иных предметов, показать историческую преемственность с современными аналогами, приобщить детей к истокам русского народного творчества.
В работе с семьей необходимо обязательно опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. Организовывать совместно экскурсии, принимать участие в различных конкурсах.
Формы работы с родителями:
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- Вечера вопросов и ответов; проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские - семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары);
- Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- Индивидуальные консультации специалистов;
- Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- Совместные экскурсии;
- Визиты домой;
- Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
- Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
- Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Целевые ориентиры
Младший дошкольный возраст |
|
Средний дошкольный возраст |
|
Старший дошкольный возраст |
|
Перспективное планирование
по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Работа с детьми в старшей группе | Работа с детьми в подготовительной группе | Работа с родителями | Методическое обеспечение |
Сентябрь | |||
Я и моя семья | |||
I-II неделя - диагностика | |||
1. Этическая беседа "Мои мама и папа, бабушка и дедушка" | 1. Составление творческих рассказов: "С кем я живу", "Моя семья" | 1. Тестирование "Какие мы родители". | 1. Тест "Какие мы родители" 2. Фотографии, книги, альбомы, игры |
2. Беседа "Как я помогаю дома" | 2. Беседы "Где работают мои родители", "Мамины руки" | 2. Привлечение родителей к сбору познавательного и краеведческого материала | |
3. Составление рассказов из личного опыта "Как мы отдыхаем" | 3. Чтение рассказа М. Гамзатова "Мой дедушка" | 3. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье. | |
4. Заучивание стихотворения Е. Благининой "Вот так мама" | 4. Чтение пословиц, поговорок, загадок о семье. | 4. Консультация "Формирование начал патриотических чувств" | |
5. Чтение рассказов С. Капутикян "Моя бабушка", Ю. Яковлева "Мама" | 5. Заучивание стихотворения Л. Квитко "Бабушкины руки" | 5. Сбор фотографий для составления альбома о рабочем поселке. | |
6. Рисование на темы: "С кем я живу", Портрет моей мамы", "Семейные праздники" | 6. Рисование на темы "Выходные в семье", Генеалогическое дерево" | ||
7. Сюжетно-ролевые игры "Семья, дом". | 7. Сюжетно-ролевые игры "Профессия моих родителей", "Семейный праздник" | ||
8. Дидактический игры "Какая моя мама", "Мое имя" | 8. Дидактический игры "Узнай настроение", "Моя родословная" | ||
Октябрь | |||
Природа родного края | |||
1. Беседа "Растения и животные нашего края" | 1. Беседа "Все растения нужны, все растения важны" | 1. Рекомендации "Куда повести | 1.Подбор картин о природе. 2.Иллюстрации и фотографии "Растения, животные родного края" 3.Стихи и приметы об осени. 4.Красная книга края. |
ребенка в выходной день?" | |||
2. Экскурсия "Деревья и цветы на участке" | 2. Составление творческого рассказа "Почему мне нравится осень" | 2. Совместный труд родителей и детей на участке детского сада. | |
3. Игра-перевоплощение "Я осенний листочек" | 3. Беседа "Ты часть природы" Знакомство с Красной книгой края. | 3. Выставка поделок из природного материала "Что нам осень подарила?" | |
4. Беседа "Природа рядом со мной" | 4. Чтение рассказа М. Аджиева "Покинутый лес" | 4. Развлечение "Осень, осень в гости просим" | |
5. Игра-перевоплощение "Представь себе, что ты паучок" | 5. Народные приметы про осень. | ||
6. Лепка "Орешки и грибы для белочки" | 6. Рисование "Красавица - осень" | ||
7. Рисование "Такие разные деревья" | 7. Дидактическая игра "По муравьиной тропе" | ||
8. Дидактические игры "Узнай с какого дерева листок", "Кто, где живет?", "Кто лишний", "Зеленая аптека" | 8. Развлечение "Осень, осень в гости просим" | ||
Ноябрь | |||
Мой город (рабочий поселок) | |||
1.Беседа «Где я живу?» | 1.Беседа «Город Новохоперск» | 1.Экскурсия по р.п. Новохоперский. | 1.Подбор фотографий о Новохоперске. 2.Стихи, рассказы о Новохоперске. |
2.Рассматривание фотографий, альбомов о городе. | 2.Экскурсия по р.п. Новохоперский | ||
3. Чтение стихотворений о городе. | 3.Посещение библиотеки. | ||
4.Экскурсия в музей. | 4.Рисование «Я люблю свой город» | ||
5. Рисование «Мой любимый город» | 5.Спортивный досуг «Русские народные игры» | ||
6.Дидактические игры «Где мы были – мы расскажем», «Родные улицы» | 6. Игра на развитие творчества «Когда я вырасту большим» | ||
7.Экскурсия в музей детского сада. | 7.Дидактическая игра «Расскажи, что знаешь о Новохоперске» | ||
8.Знакомство с предметами быта. | |||
Декабрь | |||
Быт и традиции | |||
1.Беседа «Русские народные игрушки» | 1.Беседа «Знакомство детей с русскими народными промыслами «Россия моя мастеровая» | 1.Привлечение родителей к сбору предметов быта в музей ДОУ. | 1.Предметы быта: самовар, ухват, кочерга, печень, чугунок, прялка. 2.Русская народная музыка, пословицы, поговорки, скороговорки. 3.Альбомы с народными росписями. 4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева |
2.Тематическое занятие «Наша добрая матрешка» | 2.Стихи-потешки про дымковские игрушки. | 2.Сотворчество родителей и детей в конкурсе рисунков «Золотая хохлома», «Голубая гжель», «Жостово» | |
3.»Сундучок бабушки Арины» (русское прикладное искусство) | 3.Беседа «Народные традиции на Руси» | 3.Участие в спортивном досуге. | |
4.Беседа «Народные праздники на Руси» | 4.Разучивание стихотворения А. Дьякова «Веселая дымка» | ||
5. Устное народное творчество – скороговорки. | 5.Изготовление простейших оберегов-сувениров «Куклы-обереги» | ||
6.Чтение русских народных сказок «Иван-царевич и Серый волк», «Сивка-бурка», «Конек-Горбунок» | 6.Тематическое занятие «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» | ||
7.Народные подвижные игры: «Пятнашки», «Жмурки» | 7.Русские игры-хороводы: «Каравай», «Гори, гори ясно», «Ручеек» | ||
8.Рисование «Хохломские ложки» | 8.Рисование «Роспись рушника» | ||
9.Аппликация «Матрешки в хороводе» | 9.Лепка «Гжельский чайник» | ||
10.Спортивный досуг «Русские игрища» | 10.Аппликация «Лоскутный коврик» | ||
Январь | |||
Наша Родина - Россия | |||
1.Беседа «Что мы знаем о нашей Родине» | 1.Беседа «Москва – столица нашей Родины» | 1.Участие родителей в развлечении. | 1.Карта, глобус. 2.Дидактические игры "Символика", "Найди флаг России" 3.Рассказы, стихи, пословицы, поговорки о Родине. |
2.Знакомство с российским флагом, гербом, гимном. | 2.Символика страны: герб, флаг, гимн. | 2. Консультация "Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей" | |
3.Беседа «Россия на шаре земном» | 3.Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о Родине. | ||
4.Экскурсия в музей «Русская изба» | 4. Аппликация "Наш флаг" | ||
5.Чтение стихотворений о Родине, пословиц и поговорок. | 5.Конкурс рисунков "Герб моей семьи" | ||
6.Рисование «Флаг России» | 6.Дидактические игры "Символика", "Узнай наш флаг, герб" | ||
7.Дидактическая игра «Найди флаг России» | 7.Развлечение "Колядки" | ||
8.Развлечение «Рождественские встречи» | |||
Февраль | |||
Наши защитники | |||
1.Беседа "Кто такие богатыри" | 1.Беседа "Защитники Отечества" | 1. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков "Богатыри земли русской" | 1.Картина В.М.Васнецова "Три богатыря" 2.Книги с иллюстрациями подвигов богатырей на Руси. 3.Картины с изображением родов войск, военной техники. 4.Кондрыкинская Л.А. "Дошкольникам о защитниках отечества" |
2.Рассматривание картины В.М.Васнецова "Три богатыря" | 2. Рассматривание картин с изображением родов войск. | 2. Участие родителей в спортивном развлечении "Защитники Отечества" | |
3.Знакомство со службой пограничника. | 3.Составление творческого рассказа "Где бы я хотел служить" | ||
4.Чтение произведений о былинных героях, воинах Великой Отечественной войны. | 4.Творческая игра "Мы - защитники" | ||
5. Рисование "Богатыри земли русской". | 5.Сюжетно-ролевая игра "Военные моряки" | ||
6.Рисование "Пограничник на посту" | 6. Рисование "Мой папа в армии" | ||
7.Изготовление подарков для пап и дедушек. | 7.Изготовление подарков для пап и дедушек. | ||
8.Сюжетно-ролевые игры: "Пограничники", "Моряки", "Спасатели" | 8.Спортивное развлечение "Защитники отечества" | ||
9.Спортивное развлечение "Защитники Отечества" | |||
Март | |||
Нет никого краше - мамочек наших | |||
1.Беседа "Как я помогаю своей маме." | 1.Составление рассказа "За что я люблю свою маму" | 1. Участие в фотовыставке "Вот какие мамы" | 1.Подбор иллюстраций о женских профессиях. 2.Пословицы, поговорки, стихи о маме. 3.Дидактические игры "Кому что нужно для работы", "Назови ласково". |
2.Чтение пословиц и поговорок о маме. | 2.Заучивание наизусть стихотворения Е. Благининой "Вот так мама" | 2. Сотворчество детей и родителей в выставке рисунков "Моя мама лучше всех" | |
3.Выставка рисунков "Моя мама лучше всех" | 3. Фотовыставка "Вот какие мамы" | 3.Участие родителей в праздниках. | |
4.Разучивание стихотворений, песен, танцев, сценок к весеннему празднику. | 4.Чтение пословиц и поговорок о маме. | 4. Сотворчество детей и родителей в составлении рассказа "За что я люблю свою маму" | |
5.Изготовление подарков для мам и бабушек. | 5.Рисование "Мамина фотография" | ||
6.Рисование "Портрет моей мамы" | 6.Изготовление праздничных открыток для мам и сотрудников детского сада. | ||
7.Декоративное рисование "Барыня" | 7.Дидактическая игра "Назови ласково" | ||
8.Сюжетно-ролевые игры "День рождения у мамы", "Семья" | 10.Праздничный концерт для мам. | ||
9.Дидактическая игра "Кому что нужно для работы". | |||
10.Праздничный концерт для мам. | |||
Апрель | |||
Богатство нашего края | |||
1.Беседа "Откуда хлеб пришел" | 1. Беседа "Как хлеб на стол пришел" | 1. Помощь в организации экскурсий на хлебозавод и в хлебный магазин. | 1. Книга о родном крае. 2. Образцы колосьев пшеницы, ячменя, ржи. 3. Картины из серии "Выращивание хлеба. 4.Фотоиллюстрации с изображением хлеба, различных хлебобулочных, кондитерских изделий. 5. Рушник. |
2.Знакомство с природными богатствами края. | 2. Рассматривание фотографий и иллюстраций природных богатств края. | 2. Участие в выставке рисунков "Хлеб всему голова" | |
3.Рассматривание колосьев пшеницы, ячменя, ржи. | 3. Беседа о профессиональных действиях механизатора, агронома, комбайнера, водителя грузовика. | ||
4.Беседа о пользе зерновых культур, о пользе культур, о профессии хлебороба. | 4. Игра "Сложи картинку" Составление рассказа по картинке. | ||
5.Разучивание стихотворения Ю. Ждановского "Нива" | 5. Объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе. | ||
6.Чтение рассказа К. Паустовского "Твердый хлеб" | 6. Экскурсия на хлебозавод. | ||
7.Загадывание загадок о хлебе, заучивание стихов и песен о хлебе. | 7. Дидактическая игра "Что было до" | ||
8.Экскурсия в хлебный магазин | 8. Сюжетно-ролевая игра "Что делают из муки" | ||
9.Дидактическая игра "Узнай по вкусу" | 9. Выставка рисунков "Хлеб - всему голова". | ||
10.Сюжетно-ролевая игра "Мы -хлеборобы" | 10. Чтение рассказов М. Глинского "Хлеб", М. Пришвина "Лисичкин хлеб" | ||
11. Рисование "Уборка урожая" | |||
Май | |||
И помнит мир спасенный... | |||
1.Знакомство с понятием "Музей боевой славы". | 1.Знакомство с понятием "Музей боевой славы". | 1. Сотрудничество детей и родителей в конкурсе рисунков "Этот День Победы" | 1. Военная атрибутика, медали, картины, аудиозаписи: "Звуки войны", песни фронтовых лет, песня "День Победы" |
2.Рассматривание картин и беседа по их содержанию. | 2.Рассматривание картин и беседа по их содержанию. | 2.Помощь в организации экскурсии. | |
3. Прослушивание фронтовых песен. | 3. Прослушивание фронтовых песен. | ||
4. Заучивание стихотворений о войне. | 4. Заучивание стихотворений о войне. | ||
5. Конкурс рисунков "Этот День Победы" | 5. Конкурс рисунков "Этот День Победы" | ||
6. Экскурсия к памятнику "Мемориал славы". | 6. Экскурсия к памятнику "Мемориал славы". | ||
7. Изготовление подарков для ветеранов. | 7. Изготовление подарков для ветеранов. | ||
8. Праздник ко Дню Победы. | 8. Праздник ко Дню Победы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в реализации Патриотического акта «Мәңгілік Ел»
Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина?...
Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».
Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ
Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...
Программа по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность "В хороводе народных традиций".
Данная программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлена решать следующие задачи:- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развити...
Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине.
Презентация на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине"....
Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств У старших дошкольников посредством дидактического пособия Додекаэдр «Я патриот»
Тема : «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств у старших дошкольников посредством дидактического пособия «Додекаэдр «Я патриот&ra...
ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ РУССКОГО НАРОДА
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любо...