Программа по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств.
рабочая программа (старшая группа)

Пыльнева Лариса Николаевна

Программа по формированию духовно-нравственых ценностей и патриотических чувств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_duhovno-nravst_na_18-19.docx48.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Новохоперский детский сад общеразвивающего вида

 "Ласточка".

Принята:

На заседании педсовета

протокол № __ от ___________г.

Утверждена:

           заведующий МКДОУ

"Новохоперский детский

сад общеразвивающего вида "Ласточка"

приказ № ___ от  __________ г.

_____________ С.В. Кончакова

Рабочая программа

 по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств в МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

для детей старшего дошкольного возраста

на 2019-2020уч.год

автор-составитель программы:

воспитатель Пыльнева Л.Н

                                                    р.п. Новохоперский 2019

Пояснительная записка

  «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу - (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо воспитать».

                                                       В.А.Сухомлинский.

 Программа духовно-нравственного воспитания детей разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, на основании Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания личности гражданина России.

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее  актуальных,  так как  на рубеже 21 века в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения   в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность экономики не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют представлению о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и духовности.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, c которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В компьютерный век, в век высоких технологий духовно – нравственное воспитание детей, воспитание души маленького человека отошло на задний план.  Дети  зомбированы  компьютерными играми, интернетом, с экрана телевизора «льётся» постоянно эротика, жестокость, человеконенавистничество,  религиозная  непримиримость.  Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Раннее развитие дошкольников, не способствует духовному развитию.  В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат  этого  эмоциональная,  волевая  и духовная незрелость.

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Из числа многих образовательных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственного и социокультурных ценностей  и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.   Функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать  у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.

Дошкольное детство – это время развития маленького человека, всех его качеств, чувств, приобретения знаний и накопление жизненного опыта, в том числе становление духовно – нравственного мировоззрения.  В то же время, именно  в этом возрасте у детей появляются негативные качества, которые требуют корректировки, и в этом возрасте   можно еще  «нащупать спасительные точки опоры». Поэтому  духовно – нравственное воспитание ребенка надо начинать в детском саду, когда еще можно из маленького человека сформировать гармоничную личность. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения.  Огромную роль в формировании духовно – нравственной культуры ребенка играет    семья, семейные традиции и обычаи. Ведь именно родители закладывают основы морали, эстетику вкусов, духовный мир ребенка. А детский сад развивает все эти качества, реализуя программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.  Известный русский философ И.А. Ильин сказал:  «Духовность человека предполагает существование в его душе веры, совести, верности, любви и патриотизма». Все эти качества души человеческой призвана воспитать, разработанная нашим коллективом  на основе традиций нашего народа, на основе православных традиций, на основе патриотического воспитания   программа  духовно – нравственного воспитания «Истоки нравственности».

Задача воспитателей  помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит от согласованности  совместной работы воспитателя и родителей. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые детям педагогами.  Поэтому для реализации этой задачи  мы вовлекаем  родителей  в образовательную  деятельность используя следующие формы работы: родительские собрания, фотовыставки «Вот моя улица,  вот мой дом родной», театрализованные представления, вернисаж совместного творчества детей и родителей      беседы о героях земляках, экскурсии к памятникам,   привлекаем к организации и участию в  тематических  утренниках, выставках, к рукоделию.

И еще одна задача педагогов, которая реализуется в  программе « Истоки нравственности» это задача – отобрать из массы впечатлений, полученных ребенком, наиболее доступные ему: родной край, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или родного края.  Особым жанром, влияющим на духовно – нравственное воспитание детей являются пословицы и поговорки, колядки.  Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей  даже короткие фольклорные произведения, ведь в поговорках,  закличках,  потешках  часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи. Для этого необходим  специальный наглядный материал, и развивающая среда.  Подойдя к этой проблеме творчески, в небольшой комнате     детского  сада воспитатели     организовали мини музей «Русская изба».  На полатях    разместились    -  чугунный утюг, лампа, лапти, корзинки плетеные, кувшины, горшки (домашняя утварь) у печки -  ухват, кочерга; на резных полках - предметы, прикладного искусства; в закрытой тумбочке – книги, пластинки, магнитофон, проигрыватель.       Помимо настоящих вещей  как  старинный диван, кровать ,  сундук, столешница,  ит.д. в «избу»   помещены  предметы имитирующие реальные например как русская печь. Отступлением от традиционного убранства русской избы было размещение на одной из навесных полок разнообразных произведений  - предметов прикладного искусства (Городец,  Хохлома  ит.д.) В домашней теплой обстановке  мы знакомим детей не только со своим краем, но всей России. Для полноты реальности воспитатель играет роль бабушки или хозяйки избы. Опыт показал, что такое  непосредственное   и тесное приобщение  детей  к истокам   Русской народной  культуры дает свои плоды в воспитании духовно- нравственной личности ребенка.  Таким образом, если планировать воспитательный процесс в соответствии с программой «Истоки нравственности», то это значительно  повысит эффективность воспитательной  работы по духовно – нравственному развитию детей, повысит компетентность педагогов,   родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит  активный выход на социум. Нами разработанная программа «Истоки нравственности»  -  это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании и развитии у детей духовности и  нравственности.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется  в образовательных областях:

1.  Социально – коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2.  Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

3.  Развитие речи включает владение речи как средством общения и культуры.

4.  Художественно – эстетическое развитие   развивает у детей восприятия  и понимания произведений искусства, реализация  самостоятельную творческую деятельности детей.

Цель программы

Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Изучение истории, культуры, родного края, через кружковую работу: «Наследие». Стремление возродить традиции семейного воспитания, через мини – музей «Русская изба».

Задачи программы

  1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.
  2. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
  3. Развивать способность быть заботливым, отзывчивым к сверстникам,  проявлять уважение к старшим, умению мирно разрешать конфликты, быть щедрым, терпеливым, внимательным.
  4. Прививать трудовые навыки, развивать умения выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
  5. Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию,  совместному переживанию радости и адекватному проявлению этих чувств.
  6. Формировать чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций  через театр, игру, сказку.
  7. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами  духовности  русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями  подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
  8. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.
  9. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
  10. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
  11. Формировать чувство гражданского достоинства, способствовать расширению знаний о правах человека.
  12. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, выражать чувства, обогащать словарный запас.
  13. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям  Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
  14. Способствовать восстановлению духовных связей между поколениями нашего народа.
  15. Развивать музыкальную культуру, классической, духовной и народной музыки.
  16. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
  17. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)

Основные принципы программы

  1. Научной обоснованности и практической применимости.
  2. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  3. Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
  4. Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
  5. Наглядность.
  6. Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.
  7. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
  8. Системно – организованный подход, который предполагает  скоординированную работу всех специалистов.
  1. Принципы духовно-нравственного воспитания.

 Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

 II. Принципы отбора содержания образования.

 Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).

Учет требований типовых программ.

Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации непосредственно – образовательной деятельности.

 Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основные характеристики деятельности.

  1. Сочетание обучения  и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкально-эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие, трудовое воспитание.
  2. Доступность предлагаемого материала.
  3. Подбор соответствующей наглядности, звуковое оформление  подбирается с учетом возможностей детей.
  4. Организация практической деятельности детей  проводится как до и после образовательной деятельности.
  5. Систематичность.
  6. Организация разных видов деятельности детей  по теме театрального занятия (ИЗО, ручной труд, конструирование, художественно-речевая деятельность, игры, музыкальные занятия, походы, экскурсии, наблюдения и т.д.)

Для реализации программы   предлагаем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод  используется во время: 

Наглядный метод  используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсий в картинную галерею; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

                                Формы работы с детьми. 

  1. Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  2. Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  3.  Проведение совместных праздников.
  4. Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  5. Экскурсии, целевые прогулки (Краеведческий музей, парк Победы, Аллея героев, по историческим местам поселка).
  6. Детская благотворительность.
  7. Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  8. Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  9. Постановка музыкальных сказок  духовно - нравственного содержания.
  10.  Творческие вечера.
  11. Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы:

  1. Духовно-образовательное (НОД, беседы, устные поучения).
  2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
  3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
  4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам). Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Роль семьи в формировании духовно-нравственных качеств и воспитании патриотических чувств

Трудно спорить, когда говорят: "Воспитывает все, что окружает растущего человека". Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается "моральная арматура" личности. Многие родители не считают главной задачей воспитывать патриота, так как думают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте; многие надеются на детский сад, школу. Необходимо разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитывать сдержанность - привить важные понятия: быть сильным не физически, а духовно.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей традиции, то это все постепенно, и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. В данном направлении работы можно провести этические беседы о семье, о близких родственниках; предложить детям составить рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Совместно с родителями оформить альбом "Моя дружная семья", пополнять музей "Русская изба". Играя вместе с детьми, объяснить назначение тех или иных предметов, показать историческую преемственность с современными аналогами, приобщить детей к истокам русского народного творчества.

В работе с семьей необходимо обязательно опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. Организовывать совместно экскурсии, принимать участие в различных конкурсах.

 

Формы работы с родителями:

  1. Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  2. Вечера вопросов и ответов; проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские - семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары);
  3.  Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  4. Индивидуальные консультации специалистов;
  5. Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  6. Совместные экскурсии;
  7. Визиты домой;
  8. Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
  9. Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
  10. Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  11. Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Целевые ориентиры

Младший дошкольный возраст

  • Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи
  • Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах
  • Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым
  • Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи
  • Формирование начал экологической культуры

Средний дошкольный возраст

  • Осознание принадлежности к своему городу, национальности
  • Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку
  • Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться
  • Развитие способности верить в себя и в свои возможности
  • Формирование представлений о природе родного края и гуманного отношения к ней

Старший дошкольный возраст

  • Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству
  • Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины
  • Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться
  • Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества
  • Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения

Перспективное планирование

по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Работа с детьми в старшей группе

Работа с детьми в подготовительной группе

Работа с родителями

Методическое обеспечение

Сентябрь

Я и моя семья

I-II неделя - диагностика

1. Этическая беседа "Мои мама и папа, бабушка и дедушка"

1. Составление творческих рассказов: "С кем я живу", "Моя семья"

1. Тестирование "Какие мы родители".

1. Тест "Какие мы родители"

2. Фотографии, книги, альбомы, игры

2. Беседа "Как я помогаю дома"

2. Беседы "Где работают мои родители", "Мамины руки"

2. Привлечение родителей к сбору познавательного и краеведческого материала

3. Составление рассказов из личного опыта "Как мы отдыхаем"

3. Чтение рассказа М. Гамзатова "Мой дедушка"

3. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.

4. Заучивание стихотворения Е. Благининой "Вот так мама"

4. Чтение пословиц, поговорок, загадок о семье.

4. Консультация "Формирование начал патриотических чувств"

5. Чтение рассказов С. Капутикян "Моя бабушка", Ю. Яковлева "Мама"

5. Заучивание стихотворения Л. Квитко "Бабушкины руки"

5. Сбор фотографий для составления альбома о рабочем поселке.

6. Рисование на темы: "С кем я живу", Портрет моей мамы", "Семейные праздники"

6. Рисование на темы "Выходные в семье", Генеалогическое дерево"

7. Сюжетно-ролевые игры "Семья, дом".

7. Сюжетно-ролевые игры "Профессия моих родителей", "Семейный праздник"

8. Дидактический игры "Какая моя мама", "Мое имя"

8.  Дидактический игры "Узнай настроение", "Моя родословная"

Октябрь

Природа родного края

1. Беседа "Растения и животные нашего края"

1. Беседа "Все растения нужны, все растения важны"

1. Рекомендации "Куда повести

1.Подбор картин о природе.

2.Иллюстрации и фотографии "Растения, животные родного края"

3.Стихи и приметы об осени.

4.Красная книга края.

ребенка в выходной день?"

2. Экскурсия "Деревья и цветы на участке"

2. Составление творческого рассказа "Почему мне нравится осень"

2. Совместный труд родителей и детей на участке детского сада.

3. Игра-перевоплощение "Я осенний листочек"

3. Беседа "Ты часть природы" Знакомство с Красной книгой края.

3. Выставка поделок из природного материала "Что нам осень подарила?"

4. Беседа "Природа рядом со мной"

4. Чтение рассказа М. Аджиева "Покинутый лес"

4. Развлечение "Осень, осень в гости просим"

5. Игра-перевоплощение "Представь себе, что ты паучок"

5. Народные приметы про осень.

6. Лепка "Орешки и грибы для белочки"

6. Рисование "Красавица - осень"

7. Рисование "Такие разные деревья"

7. Дидактическая игра "По муравьиной тропе"

8. Дидактические игры "Узнай с какого дерева листок", "Кто, где живет?", "Кто лишний", "Зеленая аптека"

8. Развлечение "Осень, осень в гости просим"

Ноябрь

Мой город (рабочий поселок)

1.Беседа «Где я живу?»

1.Беседа «Город Новохоперск»

1.Экскурсия по р.п. Новохоперский.

1.Подбор фотографий о Новохоперске.

2.Стихи, рассказы о Новохоперске.

2.Рассматривание фотографий, альбомов о городе.

2.Экскурсия по р.п. Новохоперский

3. Чтение стихотворений о городе.

3.Посещение библиотеки.

4.Экскурсия в музей.

4.Рисование «Я люблю свой город»

5. Рисование «Мой любимый город»

5.Спортивный досуг «Русские народные игры»

6.Дидактические игры «Где мы были – мы расскажем», «Родные улицы»

6. Игра на развитие творчества «Когда я вырасту большим»

7.Экскурсия в музей детского сада.

7.Дидактическая игра  «Расскажи, что знаешь о Новохоперске»

8.Знакомство с предметами быта.

Декабрь

Быт и традиции

1.Беседа «Русские народные игрушки»

1.Беседа «Знакомство детей с русскими народными промыслами «Россия моя мастеровая»

1.Привлечение родителей к сбору предметов быта в музей ДОУ.

1.Предметы быта: самовар, ухват, кочерга, печень, чугунок, прялка.

2.Русская народная музыка, пословицы, поговорки, скороговорки.

3.Альбомы с народными росписями.

4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева

2.Тематическое занятие «Наша добрая матрешка»

2.Стихи-потешки про дымковские игрушки.

2.Сотворчество родителей и детей в конкурсе рисунков «Золотая хохлома», «Голубая гжель», «Жостово»

3.»Сундучок бабушки Арины» (русское прикладное искусство)

3.Беседа «Народные традиции на Руси»

3.Участие в спортивном досуге.

4.Беседа «Народные праздники на Руси»

4.Разучивание стихотворения А. Дьякова «Веселая дымка»

5. Устное народное творчество – скороговорки.

5.Изготовление простейших оберегов-сувениров «Куклы-обереги»

6.Чтение русских народных сказок «Иван-царевич и Серый волк», «Сивка-бурка», «Конек-Горбунок»

6.Тематическое занятие «Во что одевались на Руси, как праздники встречали»

7.Народные подвижные игры: «Пятнашки», «Жмурки»

7.Русские игры-хороводы: «Каравай», «Гори, гори ясно», «Ручеек»

8.Рисование «Хохломские ложки»

8.Рисование «Роспись рушника»

9.Аппликация «Матрешки в хороводе»

9.Лепка «Гжельский чайник»

10.Спортивный досуг «Русские игрища»

10.Аппликация «Лоскутный коврик»

Январь

Наша Родина - Россия

1.Беседа «Что мы знаем о нашей Родине»

1.Беседа «Москва – столица нашей Родины»

1.Участие родителей в развлечении.

1.Карта, глобус.

2.Дидактические игры "Символика", "Найди флаг России"

3.Рассказы, стихи, пословицы, поговорки о Родине.

2.Знакомство с российским флагом, гербом, гимном.

2.Символика страны: герб, флаг, гимн.

2. Консультация "Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей"

3.Беседа «Россия на шаре земном»

3.Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о Родине.

4.Экскурсия в музей «Русская изба»

4. Аппликация "Наш флаг"

5.Чтение стихотворений о Родине, пословиц и поговорок.

5.Конкурс рисунков "Герб моей семьи"

6.Рисование «Флаг России»

6.Дидактические игры "Символика", "Узнай наш флаг, герб"

7.Дидактическая игра «Найди флаг России»

7.Развлечение "Колядки"

8.Развлечение «Рождественские встречи»

Февраль

Наши защитники

1.Беседа "Кто такие богатыри"

1.Беседа "Защитники Отечества"

1. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков "Богатыри земли русской"

1.Картина В.М.Васнецова "Три богатыря"

2.Книги с иллюстрациями подвигов богатырей на Руси.

3.Картины с изображением родов войск, военной техники.

4.Кондрыкинская Л.А. "Дошкольникам о защитниках отечества"

2.Рассматривание картины В.М.Васнецова "Три богатыря"

2. Рассматривание картин с изображением родов войск.

2. Участие родителей в спортивном развлечении "Защитники Отечества"

3.Знакомство со службой пограничника.

3.Составление творческого рассказа "Где бы я хотел служить"

4.Чтение произведений о былинных героях, воинах Великой  Отечественной войны.

4.Творческая игра "Мы - защитники"

5. Рисование "Богатыри земли русской".

5.Сюжетно-ролевая игра "Военные моряки"

6.Рисование "Пограничник на посту"

6. Рисование "Мой папа в армии"

7.Изготовление подарков для пап и дедушек.

7.Изготовление подарков для пап и дедушек.

8.Сюжетно-ролевые игры: "Пограничники", "Моряки", "Спасатели"

8.Спортивное развлечение "Защитники отечества"

9.Спортивное развлечение "Защитники Отечества"

Март

Нет никого краше - мамочек наших

1.Беседа "Как я помогаю своей маме."

1.Составление рассказа "За что я люблю свою маму"

1. Участие в фотовыставке "Вот какие мамы"

1.Подбор иллюстраций о женских профессиях.

2.Пословицы, поговорки, стихи о маме.

3.Дидактические игры "Кому что нужно для работы", "Назови ласково".

2.Чтение пословиц и поговорок о маме.

2.Заучивание наизусть стихотворения Е. Благининой "Вот так мама"

2. Сотворчество детей и родителей в выставке рисунков "Моя мама лучше всех"

3.Выставка рисунков "Моя мама лучше всех"

3. Фотовыставка "Вот какие мамы"

3.Участие родителей в праздниках.

4.Разучивание стихотворений, песен, танцев, сценок к весеннему празднику.

4.Чтение пословиц и поговорок о маме.

4. Сотворчество детей и родителей в составлении рассказа "За что я люблю свою маму"

5.Изготовление подарков для мам и бабушек.

5.Рисование "Мамина фотография"

6.Рисование "Портрет моей мамы"

6.Изготовление праздничных открыток для мам и сотрудников детского сада.

7.Декоративное рисование "Барыня"

7.Дидактическая игра "Назови ласково"

8.Сюжетно-ролевые игры "День рождения у мамы", "Семья"

10.Праздничный концерт для мам.

9.Дидактическая игра "Кому что нужно для работы".

10.Праздничный концерт для мам.

Апрель

Богатство нашего края

1.Беседа "Откуда хлеб пришел"

1. Беседа "Как хлеб на стол пришел"

1. Помощь в организации экскурсий на хлебозавод и в хлебный магазин.

1. Книга о родном крае.

2. Образцы колосьев пшеницы, ячменя, ржи.

3. Картины из серии "Выращивание хлеба.

4.Фотоиллюстрации с изображением хлеба, различных хлебобулочных, кондитерских изделий.

5. Рушник.

2.Знакомство с природными богатствами края.

2. Рассматривание фотографий и иллюстраций природных богатств края.

2. Участие в выставке рисунков "Хлеб всему голова"

3.Рассматривание колосьев пшеницы, ячменя, ржи.

3. Беседа о профессиональных действиях механизатора, агронома, комбайнера, водителя грузовика.

4.Беседа о пользе зерновых культур, о пользе культур, о профессии хлебороба.

4. Игра "Сложи картинку" Составление рассказа по картинке.

5.Разучивание стихотворения Ю. Ждановского "Нива"

5. Объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

6.Чтение рассказа К. Паустовского "Твердый хлеб"

6. Экскурсия на хлебозавод.

7.Загадывание загадок о хлебе, заучивание стихов и песен о хлебе.

7. Дидактическая игра "Что было до"

8.Экскурсия в хлебный магазин

8. Сюжетно-ролевая игра "Что делают из муки"

9.Дидактическая игра "Узнай по вкусу"

9. Выставка рисунков "Хлеб - всему голова".

10.Сюжетно-ролевая игра "Мы -хлеборобы"

10. Чтение рассказов М. Глинского "Хлеб", М. Пришвина "Лисичкин хлеб"

11. Рисование "Уборка урожая"

Май

И помнит мир спасенный...

1.Знакомство с понятием "Музей боевой славы".

1.Знакомство с понятием "Музей боевой славы".

1. Сотрудничество детей и родителей в конкурсе рисунков "Этот День Победы"

1. Военная атрибутика, медали, картины, аудиозаписи: "Звуки войны", песни фронтовых лет, песня "День Победы"

2.Рассматривание картин и беседа по их содержанию.

2.Рассматривание картин и беседа по их содержанию.

2.Помощь в организации экскурсии.

3. Прослушивание фронтовых песен.

3. Прослушивание фронтовых песен.

4. Заучивание стихотворений о войне.

4. Заучивание стихотворений о войне.

5. Конкурс рисунков "Этот День Победы"

5. Конкурс рисунков "Этот День Победы"

6. Экскурсия к памятнику "Мемориал славы".

6. Экскурсия к памятнику "Мемориал славы".

7. Изготовление подарков для ветеранов.

7. Изготовление подарков для ветеранов.

8. Праздник ко Дню Победы.

8. Праздник ко Дню Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в реализации Патриотического акта «Мәңгілік Ел»

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина?...

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Программа по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность "В хороводе народных традиций".

Данная программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлена решать следующие задачи:-  Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развити...

Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине.

Презентация на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине"....

Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств У старших дошкольников посредством дидактического пособия Додекаэдр «Я патриот»

Тема : «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств у старших дошкольников посредством    дидактического  пособия «Додекаэдр «Я патриот&ra...

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ РУССКОГО НАРОДА

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любо...