Эссе на тему: «Ребенок с ОВЗ: мой опыт общения»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.
142530, тел. 8(49643)3-29-55
Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru
Эссе на тему:
«Ребенок с ОВЗ: мой опыт общения»
Воспитатель:
Масленникова Наталья Андреевна
Региональная дистанционная педагогическая конференция
«Образование детей с ограниченными возможностями здоровья:
равные возможности-новые перспективы»
г.о.Электрогорск, 2020г.
Содержание:
1.Введение.
2.Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.Эссе на тему: «Ребенок с ОВЗ: мой опыт общения».
4.Список использованной литературы.
Введение.
Для каждого родителя его ребенок – единственный и неповторимый. Конечно, от всех проблем родители не могут оградить своего ребенка, и, рано или поздно, ему приходится самому преодолевать трудности, которые возникнут у него на пути. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения бороться сначала за выживание, а потом за возможность нормального развития и образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Если окружить таких детей должным вниманием, они вполне способны адаптироваться и стать гармоничной частью современного общества. При этом образование детей с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»[1].
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблеме особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья посвящали свои труды многие ученые. Этим вопросом занимались С. Рубинштейн, Л. Выготский, Т. Егорова, В. Лебединский, и мн. др. Чтобы определить, кто попадает под понятие ОВЗ, приведем здесь определение, данное исследователем Т.В. Егоровой: «Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания»[2].
В группы детей с ОВЗ входят дети сразными нарушениями: дефектами слуха, зрения, речи, проблемами с опорно-двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-волевыми расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии. В такой ситуации, я считаю, основной целью является правильное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и индивидуальный подход во время обучения. Самое важное – не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком.
Некоторые дети с ОВЗ испытывают лишь временные проблемы, другие больны тяжело и необратимо. Но самая главная проблема заключается в том, что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от полностью здоровых детей, но они имыслят по-другому.
Эссе на тему: «Ребенок с ОВЗ: мой опыт общения».
«Аномальное развитие –
не дефектное, а своеобразное развитие,
не ограничивающееся
отрицательными признаками, а
имеющее целый ряд положительных,
возникающих в силу
приспособления ребенка
с дефектом к миру».
Л. С. Выготский.
Свою педагогическую деятельность я начала в 21 год, устроившись воспитателем в детский сад. И сразу попала в группу, где среди здоровых детей был один «особенный». Тогда ещё я не понимала, что это такое, как вести себя с такими детьми. Этот ребёнок плохо ходил, не разговаривал, не сразу понимал обращённую к нему речь, не мог самостоятельно одеться и раздеться и как следствие, детям было с ним не интересно ни играть, ни общаться. Когда мы с детьми делали зарядку он сидел на скамейке, потому что ему было тяжело бегать и выполнять физические упражнения. Мне было жалко его.
Он был непосредственен и беззащитен и очень нуждался в помощи и поддержке. Я решила объяснить детям, что это «особенный» ребёнок, он всё понимает, просто не может сказать, в группе он такой один и ему очень непросто. Он нуждается в их помощи и поддержке. С ним надо играть и общаться, и тогда он научится всему быстрее. Да, он плохо двигается, но он научится, просто ему надо больше времени, чем остальным. Со временем, он будет бегать и прыгать, как и все дети. Это было в старшей группе и детям было уже по 5 лет, поэтому, я думаю, они меня поняли и услышали. Д. стали принимать в игру и даже стали помогать ему на занятиях. На тот момент ещё не шла речь о тьюторе.
Со временем и я нашла к нему подход, стала понимать его. Я стала стараться заниматься с ним индивидуально, а дети мне помогали. Особое внимание я уделяла развитию мелкой и крупной моторике, так как ручки у него были слабенькие. Мы лепили, рисовали, я даже стала доверять Д. ножницы, не боясь, что он может порезаться. Он старался сам одеваться и раздеваться. С развитием речи, конечно, были проблемы, так как он совсем не разговаривал, но мы рассматривали картинки, я задавала вопросы, а он показывал.
Так же мы делали и на занятиях по математике, я спрашивала, а он, молча, делал. Помимо воспитателя с Д. занимался учитель-дефектолог и учитель-логопед. Ведь таким детям, чтобы учиться и развиваться, необходима помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без помощи взрослых.
И тогда я для себя поняла, что главным для работы с детьми с ОВЗ, является привитие ребёнку общечеловеческих ценностей, норм поведения, навыков самообслуживания, формирование адекватного самовосприятия. Сейчас Д. уже 18 лет, и я уверена, что у него всё хорошо.
Моя позиция по отношению к «особенному» ребёнку такова: такой ребёнок имеет право на несогласие, сомнение и ошибку.
И в заключении хочу сказать: «Любите детей такими какие они есть».
Список использованной литературы:
1. Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.
3. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003.
4. [1] Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
5. [2] Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – С. 80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическое эссе на тему "Помочь ребенку увидеть мир"
Алексеева Фагиля Насимьяновна Старший воспитатель структурного подразделения «Березка» /высшая категория/ Структурное подразделение «Березка» Государственного бюджетного общеобразовательного учреж...
ЭССЕ на тему: "Опыт гуманного отношения"
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобрете...
Эссе на тему:"Каждый ребенок - это личность".
Ребенок может быть любым, но обязательно любимым....
Консультация для родителей на тему:"Опыт общения с природой"
воспитание бережного отношения к природе...
Опыт работы воспитателя по теме «Формирование культуры речи и речевого общения по средствам ознакомления с художественной литературой»
Опыт работы воспитателя по теме «Формирование культуры речи и речевого общения по средствам ознакомления с художественной литературой»...
Эссе на тему: "Мои ресурсы и ограничения в деловом общении"
Эссе на тему: "Мои ресурсы и ограничения в деловом общении"...