Опыт работы воспитателя по теме «Формирование культуры речи и речевого общения по средствам ознакомления с художественной литературой»
методическая разработка

Трембач Ирина Владимировна

Опыт работы воспитателя по теме «Формирование культуры речи и речевого общения по средствам ознакомления с художественной литературой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_sayta.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя по теме «Формирование культуры речи и речевого общения посредствам ознакомления с художественной литературой»


Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Р
ечевое развитие: это
а) владение речью как средством общения;
б) обогащение активного словаря;
в)
 развитие звуковой и интонационной культуры речи,
г) знакомство с детской художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы;

Чтобы это было достигнуто не стоит забывать, что мы воспитываем 
современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.    

         
Вот уже несколько лет я занимаюсь над проблемой развития речи детей и памяти.
От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.

Прошлая тема по самообразованию звучала так: ««Развитие связной речи посредствам моделирования литературных текстов» Она тоже была направлена на развитие речи детей, но здесь была более углубленно затронута память при запоминании стихов и пересказе сказок. Материал был отработан и апробирован.
 Поработав над этой темой, поняла, что речевое общение – следующая  форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.

Личные наблюдения показывают, что дети, хорошо владеющие своей речью, чувствуют себя в группе комфортнее, они чаще становятся центром внимания сверстников, так как могут поделиться своими впечатлениями, рассказать что-то интересное, легче общаются, чаще других выступают на утренниках: читают стихи, участвуют в разыгрывании мини - сценок. Остальные же дети остаются лишь пассивными наблюдателями и слушателями. Таких детей в группе – меньше, но они есть.

Я считаю, что проявить себя, выразить свою мысль, поделиться своими знаниями, чувствами должен каждый ребенок.

  • Я поставила перед собой цель:
  •  Научить детей дошкольного возраста правильно пользоваться диалогической речью, как формой  речевого  общения

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

  • Изучена методическая литература по данной тематике.
  • Составлен перспективный план по возрастным группам.
  • Разработан и оформлен инструментарий к данной теме.

 С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько: - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.


«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… 
Поэтому в группе были созданы развивающие зоны: «Учимся говорить правильно!», «Театральный уголок» «Природа и экспериментирование» «Книжный» и т.д
Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, связной речи, сюжетно - ролевые игры.
Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.
В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, рисование на свободную тему опираясь на мнемосхемы, которые я продолжаю использовать с детьми с плохой памятью, чтобы повысить их самооценку. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
Во вторую половину дня наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно у детей «растворяется» закомплексованность, и дети преодолевают страхи, участвуют в конкурсах.
Использую в своей практике речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной. Они короткие, четкие, полны глубокой, 
выработанной веками мудрости.

В своей 
работе я стараюсь использовать
речевые игры на занятиях, в утренние часы приёма детей, одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии;  во вторую половину дня, в свободной деятельности детей, они позволяют закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе.
Например, такие игры, как: «Угадай из какой сказки», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Чудесный мешочек» и т.д, Учимся рассуждать, беседовать..
Таким образом, в процессе 
работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заметить ошибки сверстников и исправить их,  значительно обогатился словарный запас, дети пользуются обобщающими словами и понятиями.
Речь становится более грамотная и выразительная. Игры дома с родителями могут продолжить развитию правильной речи:
Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Я начну, а ты закончи» и т. д. Аналогичные игры импровизировать  несложно, главное, чтобы общение не прекращалось.
Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки.
Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора. Это помогает сблизить отношения педагог – ребенок – родитель.
Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получают через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары,
запланированы и некоторые уже проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье – залог правильного общения», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого общения детей определённого возраста», семинар – практикум «Играем с пальчиками», совместно с родителями изготавливали игры для речевого развития. Они принимают активное участие в конкурсах и  в подготовке детей к ним.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно - пространственной средой речевое развитие и правильное общение ребенка будет полноценным и эффективным. И, в конце, хочется прочитать слова:

Прекрасная речь, когда она как ручеёк.
Бежит среди камней: чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток.
И восклицать: «О! Как же ты красива!»
Е.Щукина

Подготовила воспитатель: Трембач Ирина Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА Г. ТУЛЫ  БАЗОВАЯ МОДЕЛЬОБОБЩЕННОГО ОПЫТА Валуевой Галины Петровны ВОСПИТАТЕЛЯ ...

План работы по теме самообразования "Развитие речи у детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой"

В данном материале содержится План по  теме самообразования: "Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой" 2023-2024 у.г....

Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...

Опыт работы воспитателя по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

В данном опыте раскрываются особенности развития связной речи дошкольников; условия, методы, приемы их развития....

Перспективный план работы с воспитанниками и родителями на 2022-2023г. на тему «Развитие связной речи детей 3-4 лет посредством ознакомления с художественной литературой»

Развивать интерес к книгам, формировать потребность (привычку) в регулярном чтении: рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, зас...

«Формирование культуры речи и речевого общения посредствам ознакомления с художественной литературой»

Современный речевой  этикет — это правила поведения и речи, помогающие производить приятное впечатление и строить эффективное общение. Они включают в себя культуру речи, вежливость и умение...