Тренинг толерантности для педагогов
методическая разработка
Цели:
осознание педагогами своей индивидуальности;
познакомить с понятием “толерантность”;
показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны;
помочь педагогам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Задачи:
создание комфортного психологического климата в группе;
создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_tolerantnosti.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг толерантности для педагогов
Цели:
осознание педагогами своей индивидуальности;
познакомить с понятием “толерантность”;
показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны;
помочь педагогам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Задачи:
создание комфортного психологического климата в группе;
создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.
Упражнение «Мировое приветствие».
Цель: Приветствовать коллег без слов, принятыми в различных странах способами.
Материал: таблица с вариантами приветствий:
• Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.
• Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
• Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.
• Индия – легкий поклон, ладонь к ладони руки согнуты перед грудью.
• Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.
• Испания – поцелуй в щеку, ладони лежат на предплечьях партнера.
• Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.
• Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.
• Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.
Инструкция: Встанем в круг и по очереди поприветствуем друг друга без слов, принятыми в разных странах способами, используя подсказку.
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ.
Толерантный человек:
справедливый,
умеет видеть в человеке прежде всего положительные черты,
умеет конструктивно выходить из конфликтов,
принятие СЕБЯ и других такими, какие они есть
Быть толерантным значит:
уважать личность за отличные от тебя взгляды, убеждения и даже внешность
принять инакомыслие как норму.
признать ценность человеческой личности независимо от расовой, национальной, половой и другой принадлежности
Это личность, хорошо знающая себя и понимающая других людей
Толерантность:
Сотрудничество, дух партнёрства.
Готовность мириться с чужим мнением.
Уважение человеческого достоинства.
Уважение прав других.
Принятие другого таким, какой он есть.
Способность поставить себя на место другого.
Уважение права быть иным.
Признание многообразия.
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Упражнение «Мои хорошие и плохие качества».
В вашем окружении наверняка есть люди, которые вам не очень нравятся, может быть, которые вас чем-то раздражают, вызывают ваше недовольство своим поведением. Возьмите лист бумаги, разделите его на две равных части. В левой части напишите плохие качества этих людей, те, которые вызывают в вас негативные чувства. В правой части напишите качества этих же людей, которые вам нравятся, ведь, согласитесь, не бывает полностью плохих людей. Просто одни нам нравятся, а другие – нет. Педагоги выполняют задание. А теперь давайте обсудим написанное. Кто желает выступить? Педагоги рассказывают о плохих и хороших качествах. Спасибо, хочу раскрыть вам один маленький секрет. Сейчас вы поделились с нами своими собственными хорошими и плохими качествами. Окружающих мы видим сквозь призму своей собственной души. И в них мы видим самих себя, свои качества. И те качества, которые нам особенно не нравятся в людях, мы отрицаем в себе. Поэтому первое правило толерантности гласит: «Если тебе что-то не нравится в другом человеке, ищи это в себе».
Упражнение «Поводырь». Я попрошу вас разбиться на пары. И желательно, чтобы в пару себе вы выбрали человека, которого меньше всего знаете. Педагоги разбиваются на пары. Распределите в вашей паре, кто будет кто. Среди вас один должен быть «слепым», а другой – его «поводырём». «Поводырь» завяжет «слепому» глаза шарфом и поведёт его по «улицам» Дома детского творчества. «Поводырь» должен всё делать молча, просто вести, прикасаясь к «слепому» руками. «Слепой» тоже должен молчать. Это основное правило упражнения. Итак, начали! Затем «слепой» и «поводырь» меняются местами. Обсуждение упражнения: в каком случае вам было легче, в качестве «слепого» или «поводыря»? Какие чувства вы испытывали в ходе упражнения? Какие новые знания вы обрели в результате этого упражнения? Какой вывод вы сделали для себя? Второе правило толерантности гласит: «Относись к другому человеку с нежностью и уважением. Помни, что все наши мысли и поступки в этом мире возвращаются к нам самим».
Тест на самооценку. Возьмите лист бумаги. Начертите вертикальную линию. Затем на этой вертикальной линии нарисуйте горизонтальную. Расшифровка: те, кто нарисовал горизонтальную линию ровно посередине вертикальной, имеют адекватную самооценку; те, кто нарисовал линию выше середины – завышенная самооценка, и чем выше, тем более завышенная; те, кто нарисовал линию ниже середины вертикальной, имеют заниженную самооценку, и чем ниже, тем больше она занижена. Люди с неадекватной оценкой самих себя не могут адекватно оценить других. Они ценят других сквозь призму своей самооценки. Помните этот момент, когда будете оценивать человека. Третье правило толерантности гласит: «Давая негативную оценку человеку, помни о своих собственных недостатках».
Упражнение “Чем мы похожи”
Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.
Необходимое время: 10 мин.
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
Четвёртое правило толерантности: «Не оценивай человека исходя из его внешности, профессии, места жительства, особенностей речи и привычек. Помни о том, что внешность бывает обманчива». Рассказ о Генри Форде.
- Упражнение «Композиция»
Группа делится на две команды. Обеим командам дается задание: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур — двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника (размеры и место размещения — на усмотрение команды).
Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок и своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.
По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.
7. Упражнение «Работник и работодатели»
Желающие 6 человек: 1 научный работник и 5 работодателей.
Задача каждого работодателя убедить за 2мин. работника поработать на субботнике в выходной день.
Научный работник не должен соглашаться и приводить аргументы.
Работники получают в свободном порядке карточки с рекомендациями по своему поведению с работником.
1. Кощей Бессмертный
Вы очень скупой человек и ищете выгоду только для себя. Ваше настроение часто меняется, вы очень вспыльчивы. Вы безжалостны к тем, кто вам не подчиняется.
2. Иван-дурак
Вы надеетесь на удачу, знаете, что в любом случае вам повезет. Вы необязательный и несерьезный человек. Любите развлекаться. Умеете “давить на жалость”.
3. Баба-яга
Вы обладаете оталкивающей внешностью и сварливым характером. Вы очень мудры и рассудительны, однако злы и недоверчивы. Часто позволяете себе кричать на других.
4. Крокодил Гена
У вас мягкий и деликатный характер. Вы меланхоличны и боитесь обидеть кого-нибудь. У вас мало друзей, вы одиноки. Очень дружелюбны и милы.
5. Глупая принцесса
Вы очень избалованны и раздражительны. Вам невыносимо терпеть, когда кто-нибудь вам перечит. Все должны выполнять любые ваши желания и прихоти. Вы не выносите неподчинения.
После сценки происходит обсуждение.
Примерные вопросы
Работнику:
-кто из работодателей был более убедительным?
- кому бы вы не подчинились никогда?
- вам бы хотелось иметь такого начальника?
Начальникам:
- ваши убеждения совпадали с убеждениями той роли, которую надо было сыграть?.
Легко было выполнить роль?
Группе:
Какой вывод можно сделать?
Пятое правило толерантности гласит: «При выработке отношения к другому человеку необходимо помнить о искажённости нашего восприятия».
Упражнение «Новый круг»
Цель: снятие напряжения
Инструкция: Пожалуйста, встаньте все в один большой круг и возьмитесь за руки. Расцепите руки. Одно мгновение постойте с закрытыми глазами совершенно неподвижно, ощутите свое тело, почувствуйте свое положение в пространстве комнаты. Хорошо, если вы сумеете расслабиться и успокоиться. Когда я дам команду, вы все начните, не открывая глаз, двигаться к центру круга до тех пор, пока не сойдетесь в середине. Сделайте это очень медленно и осторожно и вновь возьмите друг друга за руки. Когда вы окажитесь в центре, то постойте там минуту спокойно, но глаз не открывайте. Потом вы должны так же медленно и спокойно, все еще не открывая глаз, снова отойти назад и там открыть глаза. Вот и все.
Упражнения дает возможность участникам почувствовать солидарность и уважение друг к другу. Физический контакт является символом единства группы
Упражнение «Листочки».
Сложите листочек пополам, оторвите правый верхний угол, снова сложите и повторите процедуру еще раз, и ещё, и ещё. Спасибо, разверните получившуюся снежинку. Обратите внимание. Первоначально у всех листочки были совершенно одинаковые и каждый выполнял одни и те же действия, но тем не менее узор у всех получился разный. Почему? (После обсуждения.) Потому что вы все разные, не похожи друг на друга, каждый из вас уникален.
Каждый человек уникален, и этим он представляет ценность для других.
4. Игра «Ресторанчик»
Вы пришли в уютный ресторан, приятная атмосфера, национальная кухня.
1. «Столик на двоих» Пригласите в пару партнёра, договоритесь, какое национальное блюдо закажите.
2. «Столик на четверых» Объединитесь в четвёрки и договоритесь, какую страну хотели бы посетить вчетвером.
3. «Столик на восьмерых» Каждая восьмёрка получает детали-пазлы кусочка русского национального орнамента.
Надо сложить сначала свой орнамент, а затем присоединить его к общему целому орнаменту.
Упражнение “Я заслуживаю…”
Хочу предложить Вам упражнение, вернее, игру : “Я заслуживаю...”.
« Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывает много таких кусочков, но мы их не замечаем. А вот научиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые Вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните всё то хорошее, что у Вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, чтобы Алексей выполнил домашнее задание” и т.п.
Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте – это изменит Ваше отношение к себе и окружающим»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг толерантности для педагогов
Тренинг...
Тренинг толерантности для педагогов
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ. Если обратиться к словарю С.И.Ожегова, то можно обнаружить три слова, близких по значению: «терпение», «тер...
Тренинг толерантности для педагогов
Тренинг толерантности для педагогов...
Тренинг толерантности для педагогов
Тренинг толерантности для педагогов...
Тренинг толерантности для педагогов
Цели: -осознание педагогами своей индивидуальности; -познакомить с понятием «толерантность»; -показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны; -помочь педагогам внимател...
Тренинг толерантности для педагогов
Данный тренинг поможет педагогам внимательно относится к себе, принимать и уважать себя....
Тренинг толерантности для педагогов
laquo;Терпением мы можем добиться больше, чем силой». Э.Берн...