Тренинг толерантности для педагогов
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Тренинг толерантности для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_tolerantnosti_dlya_pedagogov.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг толерантности для педагогов
Цели:
- осознание педагогами своей индивидуальности;
- познакомить с понятием “толерантность”;
- показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;
- помочь педагогам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Задачи:
- создание комфортного психологического климата в группе;
- способствовать педагогам в самопознании и приобретении опыта позитивного общения.
Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало, визитные карточки, булавки
ХОД ЗАНЯТИЯ
Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский
1. Упражнение “Смысл имени”.
Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.
Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.
2. Упражнение “Аплодисменты”.
Предлагаю Вам принять участие в практическом занятии на тему: “Развитие толерантности педагогов”.
Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.
3. “Мои положительные черты”.
- Напишите свои положительные черты.
- Трудно ли было написать эти черты? Почему?
- Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что вы у себя отметили.
- Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?
4. “Отражение в воде”.
- Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тем, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
- человек скорчил страшную рожицу;
- человек замахнулся палкой;
- человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке;
- что вы чувствовали, когда ваш партнёр скорчил вам рожу (замахнулся на вас, улыбнулся вам);
- что вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться;
- как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале;
- наша злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;
- замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.
5. “Волшебное озеро”.
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?
- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
6. Знакомство с понятием “толерантность”.
Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом “терпимость” является слово “толерантность”.
А что, по-вашему, означает слово “толерантность”?
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах: в английском языке толерантность – “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”, во французском – “уважение свободы другого”, в китайском – быть толерантным значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”, в арабском - “прощение, снисхождение”, в персидском – “терпение, выносливость, готовность к примирению”.
7. “Я люблю тебя…”.
Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.
Вы должны сказать “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему вы себя любите.
(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили.
Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.
- Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?
Что вы при этом чувствовали?
8. “Похвали себя и других”.
Участники делятся на пары.
Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру, что вам в нём нравится. Партнёр, выслушав вас, должен сказать: “А кроме того, я…” - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
Например “Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде”. Вера продолжает: “А кроме того, я настойчивая”. Затем Вера должна похвалить меня.
- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам?
Легко ли было хвалить себя?
9. “Я заслуживаю..”.
Завершая наши занятия, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру – “Я заслуживаю...”.
- Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, что Алексей выполнил домашнее задание”, и т.п.
Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.
10. “Я желаю себе и другим…”.
Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг толерантности для педагогов
Тренинг...
Тренинг толерантности для педагогов
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ. Если обратиться к словарю С.И.Ожегова, то можно обнаружить три слова, близких по значению: «терпение», «тер...
Тренинг толерантности для педагогов
Тренинг толерантности для педагогов...
Тренинг толерантности для педагогов
Цели: -осознание педагогами своей индивидуальности; -познакомить с понятием «толерантность»; -показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны; -помочь педагогам внимател...
Тренинг толерантности для педагогов
Цели:осознание педагогами своей индивидуальности;познакомить с понятием “толерантность”;показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны;помочь педагогам вни...
Тренинг толерантности для педагогов
Данный тренинг поможет педагогам внимательно относится к себе, принимать и уважать себя....
Тренинг толерантности для педагогов
laquo;Терпением мы можем добиться больше, чем силой». Э.Берн...