Финансовая грамотность дошкольников. Мнение детей и родителей.
статья

Мулеева Алия Наильевна

Современное общество требует современное подрастающее поколение.
Вопрос финансовой грамотности является актуальным и мы провели опрос среди родителей на эту тему.

Как оказалось не все родители считают необхдимым проведение образовательной деятельности по финанасовой грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx196.14 КБ

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность дошкольников.

Мнение детей и родителей.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (дома и в детском саду), а также складываются первичные представления о труде взрослых, о его роли в обществе и жизни каждого человека.

Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена и этическими – честность, щедрость, экономичность.

Для проведения работы необходимо понять – насколько проинформированы родители и считают ли они необходимостью экономического воспитания дошкольников.

Результат опроса родителей

В опросе приняли 82 родителя.

59 родителей (72 %) считаю, что с дошкольниками необходимо проводить работу по финансовой грамотности, 8 ( 10 %) родителей считают что в этом нет необходимости, 15 (18 %) затрудняются ответить.

О необходимости проведения работы с дошкольниками по финансовой грамотности сказано выше.

Почти все родители считают, что необходимо детям рассказывать о деньгах. Чем раньше  родители начнут разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитают в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету. Это позволит ему раньше пройти путь проб и ошибок и понять, как действовать в будущем. Он научится планировать траты и копить, самостоятельно принимать финансовые решения, ценить свое время и ресурсы.

 Пускай его первой финансовой целью станет игрушка — зато он купит ее сам и поймет, как двигаться к своей цели.

Так же детям нужно рассказать историю появления денег. Как они появились, какой путь прошел способ оплаты товаров и услуг.

77 % родителей считают, что детей необходимо знакомить с экономикой, когда как 23 % родителей уверены, что детям еще рано знать такие понятия.

Экономика – это разумное ведение хозяйства, поэтому она с ранних лет неотъемлема от ребенка. Ведь семья – это и есть экономика и в ней дети не учатся жить, а живут. Экономическое образование дошкольника – это возможность изменить отношение к таким понятиям как деньги, бизнес, купля – продажа. Раньше эти понятия не вписывались в рамки нравственного воспитания дошкольника. Знакомя детей с экономикой, появляется возможность, по новому подойти к математике, трудовому обучению, чтению художественной литературы; а также к рассматриванию картин, рисованию – есть возможность понять, что красота – это тоже потребность. При работе с тканью, конструировании, лепке: дети строят дома, в них открывают кафе, лепят все, что нужно для работы кафе. Все это детям очень интересно.

Также родители отвечали на вопрос о том, как они относятся к желанию детей иметь копилку?

79 (96%) родителей ответили положительно, 3(4%) дали отрицательный ответ.

Копилка – это не игрушка, нужно правильно донести детям информацию о ней.

Не стоит совсем отказываться от нее, т.к. наличие копилки позволяет показать и рассказать детям о бюджете о том, как его можно распределять, копить на будущие подарки (желания).

С появлением копилки у ребенка прививаются такие качества как ответственность и умение распределять финансы в соответствии со своими желаниями и возможностями.

Домашние обязанности и насколько охотно дети помогают родителям.

63 (77%) родителей ответили, что у детей есть интерес к домашней работе, 19 (23%) родителей ответили отрицательно.

53 (64%) родителей ответили ,что дети  охотно помогают родителям, 29 (36%) родителей ответили об отсутствии желания помогать по дому.

Ребенок должен иметь обязанности по дому, к этому стоить приводить ребенка постепенно.

Чем раньше родители начнут делегировать ребенку какие-то домашние дела, тем проще будет в дальнейшем привлечь ребенка к выполнению новых обязанностей.

Домашние дела приучают ребенка к аккуратности, самодисциплине, учат планировать свои действия и рассчитывать время на их достижение.

Для ребенка его личные обязанности дают чувство самоуважения и ощущения того, что он важный и нужный член семьи.

Например, в возрасте 3-4 лет ребенок может убирать игрушки по местам, складывать книжки, расставлять и убирать посуду на обеденном столе, самостоятельно причесываться, чистить зубы, мыть руки.

4-5 лет ребенок может накрывать на стол, раскладывать еду по тарелкам, помощь в магазине (выбор продуктов, выкладывание- собирание на кассе), ухаживать за домашними животными, вытирать пыль, развешивать и снимать постиранное белье.

5-6 лет: самостоятельно одеваться, раздеваться и раскладывать свою одежду, помогать младшему, загружать белье в стиральную машину, расплачиваться на кассе, отвечать на телефонные звонки.

6-7 лет: поливать цветы, вытирать пыль, пылесосить, готовить бутерброды для всех членов семьи, выносить мусор.

Можно предложить ребенку самому выбрать домашние обязанности из списка.

Важно донести до ребенка понятие «семейный бюджет», это поможет избежать истери «хочу-купи» в магазине.

42 родителя (51%) родителей ответили, что их дети знают о семейном бюджете и 40 (49%) родителей дали отрицательный ответ.

48 (58%) родителей ответили, что их дети участвуют в планировании покупок, 34 (42%) родителей ответили отрицательно.

Ребенку необходимо понимать, как складывается семейный бюджет, на что он тратиться. Часть семейного бюджета расходуется на постоянные платежи: ЖКХ, продукты, детский сад, электроэнергия, газ, транспорт, одежда. Остальное же это свободные деньги. Нельзя купить сразу все, что тебе хочется;. семья планирует своим расходы в зависимости своего бюджета: что можно купить сейчас, а что – в следующий раз (приоритетность, планирование)

9 ( 11%) родителей ответили о том, что их дети не знают профессии свои родителей, 73 (89%) родителей ответили положительно.

Все родители рассказывают детям, откуда берутся деньги.

Каждый ребенок должен знать профессию своего родителя. Иметь представление о том, что мама и папа не просто ходят куда-то и приносят деньги. Ребенку нужно понимать, что выполняя определенную работу мама и папа получают за это зарплату (и что именно из неё складывается семейный бюджет).

Узнав мнение родителей нам необходимо было знать и мнение детей.

Прошу ознакомиться с результатами опроса детей

Всего было опрошено 27 детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Вопросы

Положительный ответ

Отрицательный ответ

Примечание

Что такое деньги?

25

2

Тебе рассказывали родители об истории денег?

5

22

Из них:

 1 вариант беседа с одним из членов семьи,

2 вариант  старшие братья/сестры показывали мультфильм

Ты помогаешь дома родителям?

25

2

У тебя есть домашние обязанности?

22

5

Один ребенок из 22 считает, что хорошее поведение это и есть домашняя обязанность

Ты помогаешь родителям в планировании покупок?

10

17

Откуда берутся деньги?

18 (зарабатывают)

6

1 ребенок считает что деньги просто выдают на сдачу в магазине, 1 ребенок ответил что их выдают в банке (Пришел – взял)

Ты знаешь профессию своих родителей?

24

3

Зачем нужны деньги?

26

1

Проведя опрос и беседуя с детьми, можно сделать вывод о том, что не все дети имеют представление «Деньги», «Бюджет», «Деньги получают за какой-то труд» и т.д.

Приятно слышать от детей, что они просто так помогают родителям по дому. Дети понимают, что родители устают на работе.

Кто-то уже помогает совершать покупки, выбирает тот или иной продукт, расплачивается на кассе. Это способствует воспитанию самостоятельности ребенка. Дополнительно был задан вопрос о наличии копилки. Копилка есть почти у всех детей, только 2-3 ребенка не знают о копилках. У детей есть цель, они копят на что-то или для себя, или для члена семьи. Это говорит о том, что семья учит ребенка распоряжаться своими карманными деньгами, знакомит с понятиями экономить и копить.

Но есть и отрицательные моменты. Небольшой процент детей не имеет понятия что такое деньги и как они зарабатываются.
Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка.

Поэтому формирование финансовой культуры  и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте.

О том с чего начать мы расскажем вам в следующей статье.

Спасибо за внимание!.


 

Используемая литература:

  1. Е.П.Шатова «Экономика для взрослых и детей», 1999г.
  2. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / Л. И. Галкина. - Челябинск, 2006.
  3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности , примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования, для детей 5-7 лет,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»

Мастер-класс для воспитателей  по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»Добрый день, уважаемые коллеги!Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно та...

Дидактическое пособие по формированию финансовой грамотности дошкольников для детей второй младшей группы

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дошкольников через чтение художественной литературы»

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дош...