Деловая игра для воспитателей "Психологические особенности игры в дошкольном возрасте"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Синеглазка» г.Ноябрьск
Деловая игра для воспитателей
"Психологические особенности игры в дошкольном возрасте"
Педагог-психолог: Ревицкая В.М.
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творческий потенциал каждого педагога
Ход деловой игры:
Сегодняшнюю деловую игру хочется начать словами известного педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире». Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Игра – Это форма жизни дошкольника.
Необходимо выбрать качества присущие участнику.
Действие по инструкции «Продолжи фразу». Участники размышляют на тему «Со мною вот, что происходит».
- Я грущу, когда …
- Мне весело, когда …
- Я обижаюсь, когда …
- Я злюсь, когда …
- Я радуюсь, когда …
- Мне нравится, когда…
- Я теряюсь, когда…
- Я страдаю, когда…
- Я плачу, когда…
А сейчас немного разомнемся:
1. Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
2. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
3. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
5. Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?
6. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?
7. Что Красная шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?
8. Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?
Задание 1
И начнём нашу деловую игру с задания «Заморочки из бочки». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)
Вопросы к обсуждению:
• Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? ( в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс», «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры, всё зависит от игровых предпочтений детей)
• Назовите условия, необходимые для развития игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации)
• Допустима ли в игре регламентация (установление правил) и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил)
Задание 2
Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста и способствует всестороннему развитию личности ребенка. А вот значение и роль игры мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю выбрать одну из карточек и ответь на поставленный вопрос, как вы об этом думаете.
1. В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
2. Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?
3. В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. В игре развивается воображение.
Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.
Задание 3
Сейчас мы вам предлагаем проявить свои творческие способности. Вам предложены различные предметы, а вы должны придумать варианты использования этих предметов в игре.
Упражнение «Забавный штурм»
Инструкция: педагогам предлагается какой-нибудь подручный материал, каждая команда должна придумать варианты его использования в игре.
Задание 4
При организации, руководстве и проведении игр многие из вас сталкивалось с определёнными проблемами, которые вам требовалось решить. Мы думаем, для вас не будет сложностей выполнить наше следующее задание «педагогические ситуации»
Ситуация 1: Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы:Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»? Какие требования предъявляются к подбору игрушек в
группе? Были ли у вас в детстве любимые игрушки, и почему Вы их любили?
Ситуация 2: Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы: Объясните, почему не получилась игра? Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
Ситуация 3: Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Вопросы:Как должен поступить воспитатель? Как бы вы поступили?
Задание 5
Рефлексивно – оценочная игра «Конфликтная ситуация». Мы не всегда можем и не обязаны объяснять окружающим свои поступки. Но, учитывая предполагаемые оценки, мы должны быть уверены в непредосудительности своих действий.
- Холодно. Вы на остановке. Замерзли. Решили потанцевать или сделать зарядку. На вас недоуменно смотрят и говорят: «Вот ненормальный!»
- Вы идете по улице и читаете собеседнику хорошие стихи, вызывая у людей недоуменные взгляды.
- В автобусе вы кому-то наступили на ногу, вас обругали.
Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро хмурым, настроение – унылым, глаза – мокрыми, дела – заброшенными. Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе.
Консультация для родителей по вопросу подготовки дошкольников 6-7 лет к школе....
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и являе...
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
В данной консультации для родителей описываются психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и о готовности ребенка к школьному обучению...
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Советыф родителям будущих первоклашек с учетом возростных особенностей...
возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
В чем особенности детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста "
Консультация рекомендуется педагогам младших групп....
Семинар для воспитателей: "Психологические особенности игры детей дошкольного возраста".
Семинар для воспитателей...