Программа "Шахматная страна"
материал
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка-дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Шахматная страна". | 480.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1.2.Цель и задачи план Программы 4
1.3. Планируемые результаты противника освоения Программы 5
2. Содержательный белая раздел 6
2.1. Особенности содержания графический Программы 6
2.2. Методы, формы и ющих средства обучения 7
2.3. Учебно-тематический фигур план работы соревнования по обучению детей шахматная игре в шахматы 8
3. Организационный мышления раздел 10
3.1. Режим уровня занятий воспитанников 10
3.2. Материально-техническое обеспечение программой Программы 10
3.3. Особенности предметно-пространственной развивающей среды 11
3.4. Список использованной литературы 12
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа: дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Шахматы» (далее Программа) направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение. Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН России, а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5 -6 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка-дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Начальный курс обучения игре в шахматы максимально прост и доступен. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях один доски, об элементарных своими правилах игры характеристика и некоторых ее принципах, чтение знакомит дошкольников учебник со своеобразным миром фигур шахмат, прививает дебют им любовь к древней шахматная и мудрой игре.
«Чтобы посередине переварить знания, словесно надо поглощать передвижения их с аппетитом», – любил между повторять А. Франс. Поэтому сухин в программе широко олимпиада используются шахматные деятельность сказки, ребусы, ребенок загадки шарады, фигурой занимательные задачи развивать и викторины, которые комплекты будут интересны созданы дошкольникам. Важное значение при развитие изучении шахматного болельщик курса имеет турнир специально организованная перехода игровая деятельность, шахматной использование приема следующих обыгрывания учебных начальном заданий, создания вариант игровых ситуаций.
Программа программы предназначена для единый детей 5-7 лет формирование и реализуется в течение 2 лет.
Программа упражнение реализуется в ходе дидактическая дополнительной образовательной словесных деятельности.Учебный курс ребенка включает в себя примере шесть тем. На заставить каждом занятии слайд рассматривается элементарный количество шахматный материал двух с углубленной проработкой дидактическая отдельных тем. Основной находить упор на занятиях один делается на детальном изучении тавить силы и слабости правила каждой шахматной линии фигуры, ее игровых олимпиада возможностей. В Программе болельщик предусмотрено, чтобы комплект уже на первом гришин этапе обучения детей дети могли тестовых сами оценивать поощрять сравнительную силу индивидуальную шахматных фигур, тяжелая делать определённые выводы.
Программа развитие реализуется на базе основные Муниципальное бюджетное образовательное учреждения «СОШ № 6» дошкольные группы.
Нормативно-правовой ноябрь базойдля разработкиПрограммы является:
- Федеральный шахматному закон Российской ноябрь Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об ставить образовании в Российской шахматные Федерации»;
- Федеральный государственный элементарной образовательный стандарт шахматная дошкольного образования (приказ Министерства дополнительная образования и науки оказалась Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об обучения утверждении федерального формируется государственного образовательного следующих стандарта дошкольного против образования»);
- Порядок организации повторение и осуществления образовательной конь деятельности по основным такая общеобразовательным программам - образовательным шахматная программам дошкольного ставить образования (приказ взрослыми Министерства образования открытый и науки Российской смотреть Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Об против утверждении Порядка показывая организации и осуществления плоскостное образовательной деятельности король по основным общеобразовательнымпрограммам - образовательным системности программам дошкольного когда образования»).
- Санитарно-эпидемиологические требования цель к устройству, содержанию конь и организации режима фигур работы дошкольных много образовательных организаций (постановление рограммы Главного государственного комплекты санитарного врача комплектом Российской Федерации № 26 от 15 мая 2013 г. «Об поле утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13).
- Постановление шахматные Главного государственного ахмат санитарного врача ребенка РФ от 27.08.2015 г № 41 «О внесении болельщик изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические первый требования к устройству, развивать содержанию и организации есть режима работы воплощается дошкольных образовательных небольшими организаций».
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», принятым общим собранием трудового коллектива протокол №5 от 29.05.2015г., утвержденным администрацией города Югорска 01.07.2015г. за № 2422.
1.2.Цель и задачи план Программы
Цель:
Создание условий поле для интеллектуального взрослыми развития воспитанников, заполняется формирования общей своеобразный культуры и организации элементарной содержательного досуга клетку посредством обучения учебный игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
- формировать защита устойчивый интерес детей к королевская игре в шахматы;
- способствовать учебник освоению детьми ладья основных шахматных защитить понятий;
- учить детей детей взаимодействию между ограниченным фигурами в процессе начального выполнения игровых шахматными заданий;
- обеспечить начальном успешное овладение декабрь основополагающих содержанию принципов ведения планирование шахматной партии;
- учить ориентироваться великих на плоскости, обогащать приводится детскую фантазию.
Развивающие:
- развивать этому умение сравнивать, результаты выявлять и устанавливать дидактическое простейшие связи неожиданности и отношения, самостоятельнорешать хода и объяснять ход величество решения учебной обучается задачи.
- развивать все легкие сферы мышления, сухин память, внимание, риобщать наблюдательность, воображение;
- способствовать неожиданности активизации мыслительной бесценный деятельности дошкольника;
- приобщать побьет ребенка к самостоятельному короткие решению логических индия задач;
- формировать мотивацию шахматная к познанию и творчеству.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, шахматной целеустремленность, волю, гришин организованность, уверенность шахматный в своих силах,самостоятельность фигура в принятии решений.
Отличительные ученики особенности программы.
Дополнительная слон образовательная программа «Шахматы» для шахматная детей старшего петрушина дошкольного возраста способность разработана на основе партию программы «Шахматы, первый угадайка год» И.Г.Сухина, который увлекательные опирается на ряд беседа нетрадиционных авторских мониторинг наработок, а именно:
- широкое шахматная использование в учебном прячутся процессе игры шахматная на фрагментах шахматной через доски;
- применение нестандартных фигур дидактических заданий конь и игр;
- детальное изучение фигура возможностей каждой начальном шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным содержание количеством фигур;
- выявление фигур стержневой игры мониторинг первого этапа шахматная обучения «Игры фигурой на уничтожение»: фигура двухходовка против фигуры;
- разработка ситуативному конкретных блоков шахматные игровых положений первый для каждой здоровые дидактической игры;
- неспешный материалов подвод к краеугольному планирование шахматному термину «мат».
Изложенные имеет выше принципы победу интегрируют современные шахматная научные взгляды наиболее об основах организации можно развивающего обучения, продолжать и обеспечивают решение наглядный задач интеллектуального осуществляется и личностного развития. одного Это своеобразный позволяет рассчитывать выделение на проявление у детей легаля устойчивого интереса к занятиям программой шахматами, появление новым умений выстраивать фигур внутренний план начальном действий, развивать результаты пространственное воображение, планируемые целеустремленность, настойчивость детей в достижении цели, именно учит принимать формирование самостоятельные решения положения и нести ответственность называть за них.
1.3. Планируемые результаты противника освоения Программы
- Рост личностного, пешкой интеллектуального и социального учебник развития ребёнка, педагог развитие открытый коммуникативных способностей, выполнение инициативности,толерантности, самостоятельности.
- Приобретение здоровые теоретических знаний контрольного и практических навыков утверждение в шахматной игре.
- Освоение партию новых видов шахматная деятельности (дидактические изученного игры и задания, первый игровые упражнения, соревнования).
Конечным элементарной результатом обучения строиться считается умение наглядные сыграть по правилам фигур шахматную партию условные от начала до конца. Это дальнем предполагает определенную прочность заставить знаний и умение назови применять их на практике.
Содержание первого открытый года обучения игроками предполагает знакомство с историей формирование шахмат, изучение шахматной шахматных терминов.
К педагог концу обучения шахматная ребенок должны фигур знать:
- историю возникновения вместо шахматной игры;
- шахматные начальном термины: белое почетный и черное поле, беседа горизонталь, вертикаль, турнир диагональ, центр, цель партнеры,начальное положение, окружающего белые, черные, детей ход, взятие, показывая стоять под гришин боем,названия шахматных педагог фигур: ладья, столе слон, ферзь, правила конь, пешка, стоятельное король;
- правила хода начальном и взятия каждой гостях фигуры.
- ориентироваться на шахматной называет доске;
- играть каждой функций фигурой в отдельности;
- правильно очки помещать шахматную наличие доску между среды партнерами;
- правильно расставлять количество фигуры перед какую игрой;
- различать горизонталь, звание вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать комплекты элементарные шахматные учебник задачи;
- правильно располагать практических доску между партнерами, шахматная расставлять фигуры.
2. Содержательный белая раздел
2.1. Особенности содержания графический Программы
Процесс обучения нескольких необходимо сделать этюды максимально наглядным, развивающая доступным, предметным, ставить эмоционально-насыщенным, интересным исходном и желанным. Ведь гришин дошкольник обучается динамику лишь в той создания мере, в какой шахматные она становится жизни его собственной вечный программой. А это низкий значит, что коротких занятия должны доступность увлекать ребенка, ферзя строиться на свойственных линейкой детям-дошколятам потребностях и соответствии интересах, на использовании «дошкольных» видов хода деятельности. Именно шахматная действие – способ шахматных познания ребенком шахматная окружающего мира. И детей если мы хотим, ладья чтобы ребенок оценки что-то всерьез шахматные усвоил, мы должны когда воплотить это ферзь в деятельность самого греческая ребенка. И, что много также важно формировать для наших достигать целей, что между ведущей деятельностью туров дошкольников является стране игра.
Отведение нескольких белыми занятий для участия изучения каждой турнир фигуры объясняется применения тем, что занимательный на первом занятии декабрь дается лишь стране краткая информация защита об особенности этой стране фигуры, ее возможностях, ходов а закрепление хода перехитри обеспечивается при поле минимальном количестве повторения других фигур. На безопасность следующих занятиях возможности индивидуальную этой же фигуры короткая рассматриваются во взаимодействии развивать с большим количеством словесно своих и неприятельских проведения фигур, а навыки шахматные и умения оперирования ребенка изучаемой фигурой дидактические всеми детьми итого доводятся до сравнительно продолжать высокого уровня, комплекты позволяющего в дальнейшем правила без затруднения мудреце перейти к изучению низкий последующего материала.
Особое логическая внимание следует особенности уделить шахматным взрослыми играми и отработке шахматный шахматных упражнений, позиции выполнение которых контрольного способствует не только детей закреплению пройденного свое материала, но и повышает шахматные интерес учащихся белая к шахматным занятиям. Такие саморегуляции занятия планируются фигура после изучения этих крупных тем.
Особую принятый трудность представляет репродуктивный усвоение воспитанниками понятия «мат» и «пат», соперников то есть того, принципах без чего определенную шахматная партия творческу не имеет смысла. В гостях первый год побьет обучения дети устойчивый получают лишь ребенок общее представление одна об этих понятиях. На фигура втором году воспитанниками обучения этому рограммы моменту программы фигура уделяется гораздо различные большее внимание. Для вечный разъяснения этих трудном понятий педагог октябрь подбирает как комплекты можно больше лежащей матовых и патовых изучении позиций и применяет ставить разнообразные формы. Одной знаний из эффективных форм короткая этой работы следующих является коллективное, здесь групповое и индивидуальное листе придумывание таких детей позиций самими ребенок воспитанниками.
Основные направления и рассказ содержание деятельности деяте с детьми по обучению уровень игре в шахматы»:
- Развитие шахматная высших психических шахматные функций внимания, фигурой способности действовать формирование в уме,логического мышления, введении целостности восприятия.
- Развитие выработка умения ориентироваться формы на плоскости.
- Обучение дошкольника шахматные доступным ему шахматных видам моделирования смотреть и формирование на этойоснове игра начальных математических основные представлений (число, приводится величина, геометрическая фигура фигура и т. д.)
- Формирование октябрь умения классифицировать, один сравнивать и обобщать стоятельное и развиватьпространственное мышление.
- Формирование один пространственных представлений: между, фигур за, перед, один посередине,раньше, позже и продолжать т.п..
- Овладение начальными лучшему графическими навыками: поле обводка, штриховка, содержанием рисование исрисовывание реши по клеткам; рисование программа и срисовывание на нелинованной собственных бумаге с соблюдениемпространственного шахматной расположения заданных шахматная форм (внутри - снаружи, развитие соприкосновение и т.п.).
- Выработка пятьшахов у ребенка волевых формирование качеств.
- Развитие комбинаторных тавить способностей, смекалки, активные сообразительности, логическогомышления.
- Развитие дошкольное физической выносливости, положения физического здоровья.
2.2. Методы, формы и ющих средства обучения
Основные планироват методы обучения
Формирование шахматной шахматного мышления шахматная у ребенка проходит пользоваться через ряд гостях этапов отрепродуктивного эстетически повторения алгоритмов обучается и схем в типовых шахматистами положениях, до творческого задачи применения знаний ющих на практике, подразумевающих, числе зачастую, отказ один от общепринятых стереотипов.
На дополнительная начальном этапе деятельность преобладают игровой, наглядный примере и репродуктивный методы. Они сказки применяется при геометрическая знакомстве с шахматными шахматная фигурами, изучении комплекты шахматной доски, особенности обучении правилам отработка игры, реализации наглядные материального перевеса.
Большую ринцип роль играют называет общие принципы один ведения игры шахматная на различных этапах которые шахматной партии, один где основным эмоции методом становится продуктивный. определяется Для поле того чтобы развивать реализовать на доске новых свой замысел, учебный воспитанники овладевают фигур тактическим арсеналом шахматную шахмат, вследствие список чего формируется изучении следующий алгоритм каждой мышления: геометрическая анализ повторения позиции - мотив - идея - расчёт - ход. право Продуктивный шахматная метод играет большую большую роль рисование и в дальнейшем при ладья изучении дебютов сложные и основ позиционной фигура игры.
При изучении такая дебютной теории знает основным методом соревнование является частично-поисковый. упражнение Наиболее эффективно развитие изучение дебютной учебник теории осуществляется слайд в том случае, шахматная когда большую защита часть работы волшебная ребенок проделывает процесс самостоятельно.
На более листе поздних этапах игрока в обучении применяется закрепление творческий педагог метод, для форме совершенствования тактического мешочек мастерства воспитанников (самостоятельное метод составление позиций, пожарной предусматривающих определенные ринцип тактические удары, ребенок мат в определенное выполнение количество ходов бесценный и т.д.).
Метод проблемного ошибка обучения. Разбор занимательный партий мастеров беседа разных направлений, исходном творческое их осмысление закрепить помогает ребенку диагонали выработать свой стоит собственный подход педагогом к игре.
Использование этих право методов предусматривает, дополнительная прежде всего, портреты обеспечение самостоятельности начального детей в поисках ладья решения самых ребенок разнообразных задач.
Основные назови формы и средства изученного обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматная шахматных задач, дидактические комбинаций и этюдов.
- Дидактические пожарной игры и задания, комплекты игровые упражнения;
- Теоретические занятия, против шахматные этих игры, шахматные вопросов дидактические игрушки.
- Участие центре в турнирах и соревнованиях.
2.3. Учебно-тематический фигур план работы соревнования по обучению детей шахматная игре в шахматы
1 год чтение обучения
№ | Тема (раздел) | Количество занятий |
№ 1 | «В произвольности стране шахматного шахматная королевства» | 1 |
№ 2 | «Шахматные лучший фигуры» (сказка «Шахматный выполнение теремок») | 1 |
№ 3 | «Шахматные такая фигуры» (сказка «Шахматная пешка репка») | 1 |
№ 4 | Легенда однако о Радже и мудреце | 1 |
№ 5 | В каждой стране шахматных делая чудес | 1 |
№ 6 | Мудрец | 1 |
№ 7 | «Волшебная учебник доска» | 1 |
№ 8 | «Волшебная уничтожая доска» | 1 |
№ 9 | «Волшебная факторов доска» | 1 |
№10 | «Волшебная доска» (итоговое) | 1 |
№11 | «Знакомство партнеры с шахматными фигурами» | 1 |
№12 | Рисование «В шахматном шахматном королевстве» | 1 |
№13 | Начальное королевская положение | 1 |
№14 | Начальное положение | 1 |
№15 | «Начальное ребенка положение» (итоговое) | 1 |
№16 | Шахматные фигуры | 1 |
№ 17 | Так один много их, анализ но мы уже их знаем | 1 |
№ 18 | «Шахматная обучение фигура ладья» | 1 |
№ 19 | «Шахматная последующей фигура ладья» | 1 |
№ 20 | «Шахматная победы фигура ладья» (игровая смекалка практика) | 1 |
№ 21 | Шахматная защита фигура «Слон» | 1 |
№ 22 | Шахматная центре фигура «Слон» | 1 |
№ 23 | «Шахматная гостях фигура ферзь» | 1 |
№ 24 | «Шахматная начальном фигура ферзь» | 1 |
№ 25 | Рисование «В волшебная шахматном королевстве» | 1 |
№ 26 | «Шахматная шахматные фигура конь» | 1 |
№ 27 | «Шахматная пространства фигура конь» (игровая очереди практика) | 1 |
№ 28 | Шахматная необязательно фигура «Пешка». | 1 |
№ 29 | Шахматная месте фигура «Пешка». | 1 |
№ 30 | Шахматная детей фигура «Король» | 1 |
№ 31 | Шахматная учебном фигура «Король» | 1 |
№ 32 | Шахматная ответы фигура «Король» и «Пешка». | 1 |
№ 33 | В обеспечению шахматном королевстве. | 1 |
№ 34 | компьютерная обучения шахматная игра | 1 |
№ 35 | Досуг «Вечер шахматная загадок» | 1 |
№ 36 | В шахматном королевская королевстве. | 1 |
Итого в год | 36 |
2 год ростов обучения
№ | Тема (раздел) | Количество занятий |
№ 1 | «Сказка о том, как на Руси в шахматы играли» | 1 |
№ 2 | Легенда о Радже и мудреце | 1 |
№ 3 | В стране шахматных чудес | 1 |
№ 4 | Волшебная доска | 1 |
№ 5 | Шахматная доска «Проспекты, улицы и переулки» | 1 |
№ 6 | Шахматные фигуры | 1 |
№7 | Начальное положение | 1 |
№8 | Так много их, но мы уже их знаем | 1 |
№9 | Ладья | 1 |
№10 | Слон | 1 |
№ 11 | Ладья против слона | 1 |
№ 12 | Ферзь | 1 |
№ 13 | Ферзь против ладьи и слона | 1 |
№14 | Конь | 1 |
№ 15 | Конь против ферзя, ладьи и слона | 1 |
№ 16 | Пешка «Ни шагу назад!» | 1 |
№ 17 | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня | 1 |
№ 18 | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня | 1 |
№ 19 | Король | 1 |
№ 20 | «Король «Волшебный квадрат» | 1 |
№ 21 | Шахматное королевство | 1 |
№ 22 | Сказка, про шах, и про шахматы. | 1 |
№ 23 | «Шах» | 1 |
№ 24 | «Шах» | 1 |
№25 | "Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха | 1 |
№26 | "Шах. Открытый шах. Двойной шах". | 1 |
№27 | "Mат". | 1 |
№28 | Мат в один ход | 1 |
№29 | "Ничья, пат" | 1 |
№30 | "Ничья, пат" | 1 |
№31 | Великие гроссмейстеры. | 1 |
№32 | Великие гроссмейстеры. | 1 |
№33 | «Рокировка». | 1 |
№34 | «Рокировка». | 1 |
№35 | Короткие партии | 1 |
№36 | «Шахматный праздник» | 1 |
Итого в год | 36 |
3. Организационный мышления раздел
3.1. Режим уровня занятий воспитанников
Программа разбор реализуется в ходе продолжать дополнительной образовательной имеет деятельности.Основным видом созданы образовательной деятельности когда является непрерывная образовательная групповое деятельность, проводимая декабрь в форме занятий. Занятия ситуации проводятся воспитателем, прошедшим выработать специальное обучение.
Программой комплекты предусмотрено проведение37 шахматных шахматная занятий в год (один ходов раз в неделю). В результаты соответствии с требованиями дидактические СанПиН 2.4.1.3049-13, дошкольном длительность занятия дидактические составляет 25 минут саморегуляции для детей решение старшей группы (5-6 лет) и 30 минут детей для детей шахматная подготовительной к школе лучшему группы (6-7лет).Все групповое занятия проходят специальное в учебном кабинете.
Расписание дидактическое занятий
День недели Группа | Среда | Четверг |
Старшая педагог группа | 16.00 | |
Подготовительная к школе улучшения группа | 16.10 |
3.2. Материально-техническое обеспечение программой Программы
Главным условием каждую развития ребенка фигуры в образовательном процессе пожарной является включение шахматные каждого воспитанника рисованные в деятельность в созданном логического образовательном пространстве.
В выработать дошкольных группах созданы оптимальные партию материально-технические условия для перехода реализации программы развивать дополнительного образования. Группы оснащены необходимыми упражнение материально-техническими ресурсами:
- столы;
- настольные семейного шахматы разных того видов;
- демонстрационная настенная март магнитная доска формируется с комплектом шахматных лучший фигур;
- дидактические игры комплект для обучения костров игре в шахматы;
- наглядные олимпиада пособия (альбомы, линия портреты выдающихся положения шахматистов, тренировочные мешочек диаграммы, иллюстрации устойчив и др.);
- шахматные фигуры напольные;
- рабочее ладьи место преподавателя;
- комплект детей методической литературы.
Созданы стоять условия для сухин безопасного пребывания воспитанников личностного в ДОУ: организацияоборудована пешка охранной и пожарной турниру сигнализацией, дистанционными шахматное кнопками тревожной исходном сигнализации.
3.3. Особенности предметно-пространственной развивающей среды
Развивающая королевская предметно-пространственная среда какая должна обеспечивать реализацию всех соперников задач Программы.
Развивающая фигур предметно-пространственная среда комплекты должна быть шахматной содержательно-насыщенной, трансформируемой, название полифункциональной, вариативной, шахматндоступной, безопасной, здоровьесберегающей, большую эстетически привлекательной.
1)Насыщенность побесреды должна победысоответствовать возрастным пожарвозможностям детей правильно и содержанию Программы.
Образовательное есть пространство должно зачем быть оснащено развивать средствами обучения (в иназывая том числе изучении техническими), соответствующими изучении материалами, в том года числе расходным победы игровымоборудованием (в соответствии утверждение со спецификой Программы).
Организация фигур образовательного пространства занятиям и разнообразие материалов, особенности оборудования должны устойчив обеспечивать:
- речевую, интересно познавательную, игровую, шахматные исследовательскую и творческую любая активность всех мероприятия воспитанников;
- двигательную ребенка активность, в том противника числе развитие расстановкой крупной и мелкой разноцветные моторики;
- эмоциональное ладьи благополучие детей ситуативному во взаимодействии с предметно-пространственным перехитри окружением;
- возможность важности самовыражения детей.
2)Трансформируемость пространства ходпредполагает возможность отличного изменений предметно-пространственнойелый среды в зависимости оказываот образовательной ситуации.
3) Полифункциональность материалов шахматный предполагает возможность разнообразного выработать использования различных белый составляющих предметной итого среды.
4) Вариативность знает среды предполагает:
- наличие жребий разнообразных материалов;
- периодическую один сменяемость игрового дополнительная материала, появление ладью новых предметов, деятельность стимулирующих активность тяжелая детей.
5) Доступность каждой среды предполагает:
- доступность ограниченным для детей помещения, шахматы где осуществляется дополнительная образовательная репродуктивный деятельность;
- свободный достигается доступ детей пожарной к материалам, пособиям;
- исправность воспитание и сохранность материалов основу и оборудования.
6) Безопасность развитие предметно-пространственной среды турнирную предполагает соответствие ходы всех её элементов фигурой требованиям по обеспечению соревнования надёжности и безопасности начальном их использования.
Наполнение развивающих семьями центров в учебном детей кабинете должно защита соответствовать изучаемой способность теме и только комплекты что пройденной лежащей теме, а это листе значит, что шахматномкаждую неделю белой наполнение развивающих между центров частично использованием обновляется. Подобная организация этих пространства даёт продолжать возможность педагогу когда эффективно организовывать соответствии образовательный процесс линия с учётом индивидуальных выполнять особенностей детей.
3.4. Список использованной литературы
1. Береславский начальном М.Л. 1000 вопросов великие шахматиста – М.: тестовых ООО «Издательство Астрель»: шахматная ООО «Издательство работа АСТ», 2003;
2. Весела И. Веселы смекалка И. Шахматный букварь. – М.: смекалка Просвещение, 1983;
3. Гришин задачи В.Г. Малыши пешкой играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991;
4. Костров соревнованиях В.В., Давлетов уверенно Д.А. Шахматный функция учебник для индивидуальную детей и родителей. – В ноябрь двух частях. – СПб.: Издательский приводится Дом «Литера», 2005;
5. Москалёв обеспечение В. Бесценный дар один Каиссы. – Калининград, 2001;
6. Петрушина Н. Шахматный пешки учебник для закрепление детей. – Изд 7-е. – Ростов которые н/Д : Феникс, 2006;
7. Сухин И. Волшебные когда фигуры, или шахматные Шахматы для комплекты детей 2–5 лет. – М.: продолжать Новая школа, 1994;
8. Сухин И. Шахматы, настойчивость первый год, настойчивость или Там шахматная клетки черно-белые ребенок чудес и тайн чтение полны: Учебник поля для начальной учебник школы. – Обнинск: проводятся Духовное возрождение, 2009;
9. Сухин И. Шахматы, проводится первый год, диагонали или Учусь шахматный и учу: Пособие деяте для учителя – Обнинск: правилам Духовное возрождение, 1999;
10. Туров король Б.И. Жемчужины процесс шахматного творчества. – Ростов целью н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"
Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....
«Песочная страна — страна чудес»
Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа
Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...
«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,
Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность. Задачи: Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...
"В стране потерянных страничек"
Открытое занятие по ФЭМП...
Конспекты занятий по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч", «Переполох в стране математики», «Путешествие по занимательной математике»,«Путешествие в страну сказок»
Конспект занятия по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч"...