Творческое название проекта: «Творим, выдумываем, сочиняем…»
методическая разработка (старшая группа)
Цель проекта:
Развитие словесного творчества и активизация творческого рассказывания старших дошкольников через театрально – игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-k.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческое название проекта:
«Творим, выдумываем, сочиняем…»
Воспитатель МБДОУ № 81 «Центр развития ребенка Детский сад «Конек -Горбунок»
Карачун Светлана Геннадьевна
Цель проекта:
Развитие словесного творчества и активизация творческого рассказывания старших дошкольников через театрально – игровую деятельность.
Задачи
Обучающие:
- учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
- учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения;
- учить испытывать радость от сочинительства, возможности поделиться с друзьями;
- учить эмоционально – чувственному восприятию произведения.
Развивающие:
- развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
- развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях;
- развивать навыки содружества педагогов и детей;
- развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь;
- дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к произведению разными способами.
Актуальность темы
Потребность детей проявлять себя в творчестве, которая очень велика. Ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Именно период дошкольного детства является сензитивным для формирования словесного творчества.
В основу проекта положена идея организации театрально- игрового подиума. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка, основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности..Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова). Как писал Б.М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.
Основные принципы реализации проекта
Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности.
Принцип гуманистичности- предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности - развитие речи и познавательной активности осуществляется через различные виды детской деятельности.
Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи.
Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
Педагогические принципы - сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность детей;
деятельный подход, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с развивающей средой группы, детского сада и социумом.
Предполагаемый результат:
В результате работы над проектом предполагается, что произойдет:
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка
- Повышение уровня знаний о детской художественной литературе
- Расширение кругозора
- Знания о писателях и поэтах, их произведений
- Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении
Формы и методы работы:
- Выразительное чтение
- Образное рассказывание
- Беседа
- Игры-беседы с куклами-персонажами
- Детские поделки
- Пальчиковый театр
- Кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений
- Организованные ролевые игры
- Драматизация сказок
Этапы проекта
1 этап: Организационный | -подбор материала -первичная диагностика детей (память, внимание) -ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта -подбор дидактического и методического оснащения проекта -консультации со специалистами ДОУ |
2 этап: Практический | - цикл мероприятий по реализации проекта -конкурсы, открытые занятия, инсценировки, чтение по ролям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов. -мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта |
3 этап: Заключительный | -Итоговая диагностика познавательных процессов. Сравнительный анализ. -отчет о реализации проекта -сбор полученного материала по проекту, монтаж -конкурс чтецов, выдача грамот, благодарностей Стихотворный праздник «А я знаю наизусть» |
Реализация проекта
Тема (ноябрь – декабрь-январь) | Творчество К. И.Чуковского |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей |
|
Совместная деятельность | « Нас сказка учит говорить» - развлечение |
Работа с родителями | -Изготовление костюмов для постановки. |
Тема ( февраль-март) | Творчество С.Я. Маршака |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей |
|
Совместная деятельность |
|
Работа с родителями |
|
Тема (апрель- май) | Русские народные песенки, потешки, считалки, скороговорки |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей |
|
Совместная деятельность |
|
Работа с родителями | Памятка для родителей «А я знаю наизусть» |
Содержание проекта
Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания, является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Именно эти проблемы волновали меня давно. Очень хочется видеть своих детей, с красивой, правильной выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире. Поэтому я занялись реализацией вопросов речевого развития у детей своей группы. Речевое развитие дошкольников эффективнее если:
- на занятии используются театральные игры, упражнения и этюды, ритмопластика, речевые игры и упражнения, кукольный театр, арт – терапия;
- созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей;
- имеет место постановка проблемной ситуации;
- развито чувство взаимоуважения;
- ребенка окружают яркие игрушки , содержательная атрибутика;
- родители, семья принимают активное участие в развитии ребенка, оказывает помощь педагогам;
- рядом неравнодушный, опытный педагог
- ;регулярно проводить и строить работу на основе диагностики
Исходя из этого, было решено связать работу по развитию речи с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов .Используя собственные разработки, опыт известных педагогов, была создана рабочая программа по развитию речи через театрально – игровую деятельность, в которой выделялись основные задачи:
- создание театрально – развивающей среды в группе
- создание условий для практической деятельности детей;
- подбор методической литературы, игр, театральных атрибутов
- расширить базу игр, развивающих речевые функции;
- использование межпредметных связей;
- привлечение родителей в развивающий процесс.
Опираясь на данные задачи в ходе реализации проекта был создан перспективный план занятий при составлении которого использовали знания психолого – педагогического характера, возрастные особенности дошкольников, новые технологии. В планировании я использовала принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Результаты показывают, что проводимая работа по развитию речевой системы в целом, позволило проявить детям речевые навыки в самостоятельной речевой деятельности и взаимоуважение в коллективе.Использую межпредметные связи (например, развитие пальчиковой моторики ведется на занятиях по лепке, рисованию, конструированию; элементы ритмопластики на занятиях по математике, развитию речи, музыке) У меня в группе функционирует театрально-речевой подиум. В ходе реализации проекта дети научились рисовать, клеить элементы для настольного, теневого и пальчикого театров, придумывать элементы к сказкам. Через драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому продолжу начатую работу, буду искать новые приемы, способы обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по теме «23 февраля» .Название проекта "Наши защитники"
Материал содержит подробное описание краткосрочного проекта по потреатическому воспитанию в старшей группе "Наши защитники"...
Выступление на семинаре - практикуме тема: Развитие творческих способностей детей с разными образовательными потребностями. Творческий проект " Творим вместе"
Сегодня я хотела бы представить Вам один из проектов, реализуемых в нашем Территориальном отделении, который называется «Творим вместе»...
Познавательно-творческий проект "Творим, выдумываем, пробуем"
Познавательно-творческий проект "Творим, выдумываем, пробуем"...
Творческое название проекта в подготовительной группе компенсирующей направленности (коррекция зрения) « Играя, учимся познавать мир природы» Тема «Осень»
Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой проект....
Мастер класс для педагогов. "Твори, выдумывай, пробуй"
Мастер класс для педагогов.Передача коллегам профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности через изготовление объемной игрушки из соленого теста "Ёжик"...
Творческое название проекта: «Вовлечение семьи в образовательный процесс детей через совместное создание игр по ФЭМП»
проект по ФЭМП с детьми 4-6 лет...