«Трудовая деятельность по программе «Детский сад - дом радости» Н. М. Крыловой»
консультация

Решетова Наталья Юрьевна

«Трудовая деятельность по программе

 «Детский сад - дом  радости» Н. М. Крыловой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-trud_v_dome_radosti_.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудовая деятельность по программе

 «Детский сад - дом  радости» Н. М. Крыловой»

«Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений».

Сухомлинский В.А. «Гармония трех начал»

Наш детский сад работает по программе Натальи Михайловны Крыловой «Детский сад - дом  радости». Привлекает данная программа тем, что вся педагогическая система направлена на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности. Она опирается на отечественные и зарубежные научные достижения, на традиции воспитания дошкольника в семье и в детском саду.

Большое значение придается трудовому воспитанию, привлечению детей к самостоятельному посильному труду, наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, формированию у ребенка нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

Труд, по мнению Н. М. Крыловой – это целенаправленная деятельность человека по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и трудовых действий в результат, удовлетворяющий какие – либо потребности человека.

  Как и во всей отечественной педагогике в программе «Детский сад – Дом радости» выделяются 4 вида труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, ручной труд и труд в природе, а так же три формы его организации: поручения, дежурства, коллективный труд.

Методика руководства трудом включает такие средства и приемы мотивации, которые вызывают у ребенка желание охотно принимать поставленную цель и достигать ее, позволяют ребенку испытывать радость от самостоятельного процесса труда (“Я сам сделал”).

Чаще всего используется прием Тома Сойера (вспомните, как он красил забор, как он показывал, что от этой работы получает огромное удовольствие, что всем его друзьям тоже захотелось покрасить забор). Воспитатель моет чашку, игрушку, стул с таким неподдельным удовольствием, что ребенок, глядя на него, говорит: “Я тоже так хочу научиться”.

Уже в группах раннего возраста дети приучаются к тому, что необходимо прогнозировать результат своего труда. Для этого используется модель выполнения любой работы – рука, где:

1. мизинец – цель, т. е., что я задумал сделать (например, убрать игровую комнату);

2. безымянный палец – предмет труда (игрушки, шкафы и пр.);

3. средний палец - средства труда (какие инструменты нам нужны, чтобы это сделать: руки, голова, ноги);

4. указательный палец – действия (порядок действий, постройки разбираем сверху вниз, каждую игрушку на свое место…);

5. большой палец – результат (какой мы получим результат от проделанной работы: игровая комната убранная).

Трудовое воспитание детей 3 – 4 лет представлено такими видами трудового воспитания как самообслуживание и хозяйственно – бытовой труд. В соответствии с указаниями автора программы «Детский сад – Дом радости», в группах данного возраста много времени уделяется обучению детей самообслуживанию: одевание, раздевание, умывание, уборка игрушек, уборка столовых принадлежностей после еды.

Дети приучаются самостоятельно убирать в определенном порядке посуду после приема пищи. Здесь тоже существуют определенные правила:

- бокал держим правой рукой за ручку,

- под донышко подставляем ладошку,

- тарелку несем двумя руками,

- носим только по одному предмету.

При организации одевания, для возникновения интереса у детей к данному процессу, используется игровой персонаж – Мишка, который делает «глупости», а дети помогают ему, объясняя, как нужно одеваться по – порядку, раздеваться, складывать правильно вещи в шкафчик. Так же в данном направлении ведется работа с родителями воспитанников: проводятся консультации, беседы, с целью знакомства их (родителей) с последовательностью в одевании, раздевании, и для поддержания начатой работы в домашних условиях.

При организации деятельности, важное значение имеет мотивация предстоящего. Например, чтобы научиться правильно мыть руки, нужно сделать мыльные перчатки, надеть их на каждый пальчик, рассмотреть, нет ли дыр.

Для закрепления всех компонентов умывания используются пальчиковые игры, потешки.

Детей 3 – 4 лет, уже с сентября месяца учат организовывать свое рабочее место, т. е. «научить ребенка самообслуживанию своей деятельности».  Дети подлезают под стол и приносят предметы для своей деятельности. Для детей предоставляется выбор в материале, например, кистей, чтобы уже в оценке своего результата (рисунке, поделке) могли понять, почему получилось, а почему нет (ошибся в выборе бумаги, выбрал не ту кисть и.т.д.). Дети постепенно учатся и уже через месяц самостоятельно, следуя алгоритму деятельности, организуют свое рабочее место.

Мытье игрушек  представлено  в технологично и четко разработанных занятиях. Ребенок в данной форме  осваивает очень важные умения трудовой деятельности. Такие занятия состоят из 3 частей:

  1. Мотивация трудовой деятельности (хочется поиграть в игрушки, но они грязные);
  2. Подготовка рабочего места, предметов деятельности и непосредственно качественное мытье игрушек по определенным действиям, сохраняя порядок;
  3. Самооценка, самоанализ полученных ребенком результатов.

Тем самым формируется самосознание ребенка. Дети довольны собой, чувствуют значимость сделанного и действительно испытывают удовольствие.

В начале учебного года, у детей трех лет умения ограничены и несовершенны, нелегко ему адекватно оценить результаты своих действий. Однако, возрастающие возможности ребенка, его стремление к самостоятельности позволяют сделать новые шаги в освоении им трудовой деятельности, развитии всех ее компонентов: задумки, материала, инструментов, порядка действий и результата.    

Труд в среднем дошкольном возрасте слит с игрой, игровые мотивы значительно более действенны, чем трудовые. Однако, отмечено, что у детей среднего дошкольного возраста появляется стремление к самостоятельности, а это в свою очередь, позволяет сделать новые шаги к освоению трудовой деятельности.

Со второй половины года детей обучают сервировке стола – дежурство по столовой. Используется игровой прием – игра «Трик, трак,  это не так». Этот вид деятельности открывает для ребенка то, что он научился заботиться не только о себе, но и о своих товарищах, показывает свою самостоятельность и ответственность за взятое на себя дело.

Следуя данному мотиву, дети становятся настойчивее, терпеливее, появляется чувство собственного достоинства и уважения к чужому труду.

В старшем дошкольном возрасте данные виды труда (самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой) переходят в форму самовыражения ребенком нравственного воспитания.

Через индивидуальные и подгрупповые занятия осваиваются разные формы организации трудовой деятельности: труд рядом, поручения, дежурство и коллективный труд (в бригадах, цехами), где одними из главных задач являются – сотрудничество и умение планировать и прогнозировать свою деятельность.

С помощью наблюдений за трудом взрослых, чтения книг, рассказов из жизни взрослых (педагогов и родителей), занятий – бесед, смены содержания развивающих центров, дети открывают для себя то, что трудовая деятельность – это система взаимосвязанных компонентов и что от результата труда одного человека будет зависеть результат труда другого. 

Полученные знания отражаются в таких сюжетно – ролевых играх, как «Прачечная», «Столовая», «Ферма», «Садоводы», «Столовая» и др.

Одновременно детям дается понимание общественной ценности труда, для восприятия любого предмета, окружающего ребенка, как результата труда людей разных профессий и проявления к нему (труду другого) таких качеств, как бережливость и уважение.

Кроме представленных видов труда, так же проводится работа и по труду в природе, ручному труду (работа с бумагой, нитками, тканью), где у детей появляются определенные успехи и формируются нравственные качества.

Ребенок – выпускник применяет системные знания о трудовом процессе на уровне графического моделирования, переносит их как способ познания на другие виды деятельности. Владеет разными видами труда на уровне самостоятельности, способен адекватно оценивать полученный им результат. По собственной инициативе включается в разные формы трудовой деятельности (поручение, дежурство, коллективный труд, бригадный труд) и сам находит партнеров для исполнения их совместно. Стремится научиться быть «менеджером-бригадиром» бригады в совместном труде и овладевает умением подчиняться задачам, которые ставит сверстник «бригадир». Владеет рефлексией и адекватной самооценкой полученного результата (продукта) осуществленной деятельности.

Таким образом, развитое чувство справедливости, повышенное чувство ответственности и аккуратное выполнение принятых на себя обязательств, вот тот набор качеств, который должен развиться в ребенке к моменту поступления в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по программе «Детский сад по системе Монтессори» «Солнышко в гостях у ребят» в средней группе

Конспект совместной деятельности по программе «Детский сад по системеМонтессори»   «Солнышко в гостях у ребят»в средней группе...

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.

Не  нужно, наверное, никому  доказывать  важность  вопроса  трудового  воспитания  детей.  Все мы  знаем,  что  трудовое воспитание  - это...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

"Трудовая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Структура, цели, задачи. условия трудовой деятельности"

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба....

Проект по трудовой деятельности из опыта работы "Приобщение детей 2-3 х лет к доступной трудовой деятельности посредствам проекта "Труд и терпение превращаются в умение "

Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.Поощерять интерс детей к трудовой деятельности взрослых.Потдерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по мест...

Консультация для молодых педагогов «Виды трудовой деятельности. Формы организации трудовой деятельности в ДОУ»

Консультация поможет систематизировать знания у молодых педагогов о видах трудовой деятельности, о формах организации трудовой деятельности в ДОУ...