Проект по трудовой деятельности из опыта работы "Приобщение детей 2-3 х лет к доступной трудовой деятельности посредствам проекта "Труд и терпение превращаются в умение "
методическая разработка (младшая группа)
Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.
Поощерять интерс детей к трудовой деятельности взрослых.
Потдерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по местам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_zaharova_i.n.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный семинар
«Создание пространства детской реализации для поддержки инициативы детей в трудовой деятельности»
24.03.2023
Тема выступления:
«Приобщение детей 2 – 3 лет к доступной трудовой деятельности посредством проекта «Труд и терпение превращаются в умения»
Захарова И.Н.
Я работаю в группе детей раннего возраста с полутора до трех лет. Трудовое воспитание детей раннего возраста рассматриваю как процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребенка.
В Программе Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой «От рождения до школы», трудовое воспитание представлено в разделе «Формирование социальных представлений, умений, навыков», а именно:
«Развитие навыков самообслуживания» и «Приобщение к труду».
*Развитие навыков самообслуживания предполагает обучение детей самостоятельно пить из чашки, правильно держать ложку, и др.
2 – 3 года | Способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания; поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания. |
Учить самостоятельно пить из чашки, правильно держать ложку. | |
Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности. |
* Приобщение к труду учит поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по местам, поощрять интерес детей к деятельности взрослых
2 – 3 года | Создавать условия для приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Привлекать их к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и др. |
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по местам. | |
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый: как ухаживает за растениями (поливает); как дворник подметает дорожки. Убирает снег в детском саду, объяснить, зачем он выполняет те или иные действия. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. |
Для формирования у малышей положительного отношения к труду, умения и желания трудиться, в группе создана разнообразная предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей:
- в игровом уголке размещены сюжетные картинки для детей на темы: «Как приучать ребенка к труду», «Следи за чистотой своей комнаты», и др.
- в раздевальной комнате размещена для детей схема последовательности одевания одежды на улицу;
- имеется оборудование для труда в группе: фартуки из ткани и клеенчатые для мытья игрушек, для работы в уголке природы; тазы разного размера; ведра
- подобрано оборудование для труда детей на участке: лопаты; грабли; лейки; метелки,
- и др.
Трудовое воспитание реализую в рамках проектной деятельности посредством проведения разного вида труда:
- в 2021-2022 учебном году это: внедрение познавательно-творческого проекта «Только вместе, только дружно помогать природе нужно».
- В 2022-2023 учебном году: внедрение познавательно-творческого проекта «Труд и терпение превращаются в умения».
Сегодня я поделюсь опытом работы по проекту: «Труд и терпение превращаются в умения».
Срок проекта: долгосрочный, апрель – сентябрь 2022 года
Участники проекта: воспитатель, дети, их родители
Цель проекта:
- Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.
- Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по местам.
- Поощрять интерес детей к трудовой деятельности взрослых.
В этот проект включены разные виды труда: самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд.
Реализация проекта проходит через все образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Использовала следующие методические приемы:
- Игровые методические приемы:
- проведение дидактических игр на темы: «Накроем стол для кукол»; «Что хочет делать Маша»; «Угадайте, что я делаю?»; «Что сначала. Что потом»; «Подберем куклам одежду»;
- проведение подвижных игр на темы: «Быстро возьми предмет»; «Пойдем в гости»; «Беги к своему предмету» и т. д
- Словесные методические приемы:
- чтение и рассказывание стихов (А. Барто «Девочка чумазая»), потешек («Чистая водичка»; «Ты водичка лей, лей»; «Дождик, дождик пуще»; «Теплую водичку льем на нашу птичку»), русских народных сказок («Колосок») и др.;
- рассматривание картины: «Наш дом – наведем порядок в нем»;
- проведение бесед с использованием игрового оборудования на темы: «Каждой вещи свое место»; «Игрушки любят чистоту»; «Каждой игрушке свое место»; «Помоем кукольную посудку»;
- рассматривание картинок на темы: «Как приучить ребенка к труду»; «Виды труда дошкольников»; «Трудовое воспитание в семье»; «Следи за чистотой своей комнаты»
- Наглядные методические приемы:
- показ и рассматривание оборудования и инвентаря для приобщения детей к труду в природе (лопаты, грабли, лейки, метелки, и др.).
4. Практические:
- выполнение совместных трудовых действий воспитателя и ребенка
Самообслуживание
Развивая элементарные навыки самообслуживания, использовала сюжетно-ролевые игры на темы, например:
- сюжетно-ролевая игра «Наведем порядок в игрушках» вместе с родителями. Посредством этой игры дети приучались поддерживать порядок в игровой комнате: вместе с родителями мыли посудку в кукольном уголке, игрушки мелкого и крупного размера, протирали полки в игровом уголке. По окончании игры расставили игровой материал, проявив инициативу. Все участники игры были в хорошем настроении, довольны результатами труда.
- В сюжетно-ролевой игре «Накроем стол для кукол» дети обучались простейшим трудовым действиям: расставляли тарелки, раскладывали ложки, ставили кружки куклам. В результате, дети приобщались к доступной трудовой деятельности и получали первоначальные навыки для дальнейшего дежурства по столовой.
- посредством сюжетно-ролевой игры «Стирка кукольной одежды» приучаю детей к опрятности на примере одежды кукол.
- и т.д.
В результате проделанной работы у детей возник интерес к трудовой деятельности, желание трудиться. Конечно, я всегда поддерживаю интерес и инициативу детей.
Приобщение к труду
Труд в природе заинтересовал детей больше всего.
Была проделана большая предварительная работа: во время прогулки дети наблюдали за трудом дворника (как он подметает дорожки). Обратила внимание детей на результат труда дворника: «Дворник Светлана Николаевна подмела дорожки. Как стало чисто на дорожках!». Таким образом воспитываю уважительное отношение к труду взрослых. Затем я сама подмела на веранде, обратив внимание детей: «Ребята! Посмотрите, я подмела полы на веранде. Как стало на веранде чисто!». Дети захотели трудиться вместе со мной, самостоятельно разбирали детские метелки, вместе со мной малыши активно собирали сухие листья, подметали дорожки и убирали мусор с игрового оборудования, выкладывали собранные сухие листья в носилки, мусорные мешки и выносили в определенное место. По окончании труда похвалила детей, и все порадовались, какой участок у нас чистый и красивый. В зимнее время года с удовольствием чистили дорожки и сметали снег детскими метелками, все хотели трудиться. Поддерживала инициативу детей.
Обращаю внимание детей на труд взрослых и поощряю их интерес к деятельности взрослых, а также желание детей трудиться. Например:
- В уголке природы я поливаю комнатные растения, а затем дети аккуратно протирают листья комнатных растений влажными ткаными салфетками. Я постоянно напоминаю: «Ребята! Осторожно протираем листик, чтобы он не сломался. Вот какой он стал красивый, блестящий!»
- Весной с большим интересом дети наблюдали, как я перекапывала большой лопатой грядку на огороде детского сада, и сажала семена овощей (морковь, капуста, тыква). Мои маленькие помощники раскладывали семена в заранее подготовленные мной борозды, и самостоятельно поливали их детскими лейками. Осенью мы дружно убирали урожай с огорода (морковь, капуста и тыква). Посмотрите видео, где мы убираем капусту;
- Папы нашей группы смастерили скамейки, привезли их, и на нашем игровом участке стали их устанавливать. Это вызвало большой интерес у детей, все малыши были рядом с папами! Наблюдали за их действиями, помогали, лопатами сыпали землю в готовые ямы для скамеек. Таким образом, совместная работа с родителями послужила развитию инициативы детей, желанию трудиться вместе со взрослыми. От проделанной работы и взрослые, и дети получили радость.
Таким образом, познавательно-творческий проект «Труд и терпение превращаются в умения» способствует воспитанию положительного отношения к труду, умения и желания трудиться, уважения к труду взрослых, приобщает к доступной трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Труд и терпение превращаются в умения» Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников.
«Труд и терпение превращаются в умения»Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников....
Проект по самообслуживанию "Труд и терпение превращаются в умение"
Проект по самообслуживанию "Труд и терпение превращаются в умение"...
Проект "Труд и терпение, превращаются в умения"
Важно малышей приобщать к самообслуживанию, развивать представления об одежде....
Изучение процесса доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет.
Проблема трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста остается на сегодня актуальной, так как современные образовательные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста ...
Проект "Труд и терпение превращается в умение".
quot;Труд и терпение превращается в умение"....
Проект: «Труд и терпение превращаются в умения»
В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взр...
Развитие личности ребёнка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности.
Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немаловажно участие детей в доступных им трудовых мероприятиях. По мере ознакомления с т...