Проект по трудовой деятельности из опыта работы "Приобщение детей 2-3 х лет к доступной трудовой деятельности посредствам проекта "Труд и терпение превращаются в умение "
методическая разработка (младшая группа)

Захарова Ирина Николаевна

Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.

Поощерять интерс детей к трудовой деятельности взрослых.

Потдерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по местам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_zaharova_i.n.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный семинар

 «Создание пространства детской реализации для поддержки инициативы детей в трудовой деятельности»

24.03.2023

Тема выступления:

«Приобщение детей 2 – 3 лет к доступной трудовой деятельности посредством проекта «Труд и терпение превращаются в умения»

                                                                                                             Захарова И.Н.

       Я работаю в группе детей раннего возраста с полутора до трех лет. Трудовое воспитание детей раннего возраста рассматриваю как процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребенка.

   В Программе Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой «От рождения до школы», трудовое воспитание представлено в разделе «Формирование социальных представлений, умений, навыков», а именно:

«Развитие навыков самообслуживания» и «Приобщение к труду».

*Развитие навыков самообслуживания предполагает обучение детей самостоятельно пить из чашки, правильно держать ложку, и др.

2 – 3 года

Способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания; поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания.

Учить самостоятельно пить из чашки, правильно держать ложку.

Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

* Приобщение к труду учит поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по местам, поощрять интерес детей к деятельности взрослых

2 – 3 года

Создавать условия для приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Привлекать их к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и др.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по местам.

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый: как ухаживает за растениями (поливает); как дворник подметает дорожки. Убирает снег в детском саду, объяснить, зачем он выполняет те или иные действия. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

       Для формирования у малышей положительного отношения к труду, умения и желания трудиться, в группе создана разнообразная предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей:

  • в игровом уголке размещены сюжетные картинки для детей на темы: «Как приучать ребенка к труду», «Следи за чистотой своей комнаты», и др.
  • в раздевальной комнате размещена для детей схема последовательности одевания одежды на улицу;
  • имеется оборудование для труда в группе: фартуки из ткани и клеенчатые для мытья игрушек, для работы в уголке природы; тазы разного размера; ведра
  • подобрано оборудование для труда детей на участке: лопаты; грабли; лейки; метелки,
  • и др.

       Трудовое воспитание реализую в рамках проектной деятельности посредством проведения разного вида труда:

  • в 2021-2022 учебном году это: внедрение познавательно-творческого проекта «Только вместе, только дружно помогать природе нужно».
  • В 2022-2023 учебном году: внедрение познавательно-творческого проекта «Труд и терпение превращаются в умения».

     Сегодня я поделюсь опытом работы по проекту: «Труд и терпение превращаются в умения».

Срок проекта: долгосрочный, апрель  – сентябрь 2022 года 

Участники проекта: воспитатель, дети, их родители

      Цель проекта: 

  1. Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.
  2. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по местам.
  3. Поощрять интерес детей к трудовой деятельности взрослых.

     В этот проект включены разные виды труда: самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд.

Реализация проекта проходит через все образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

Использовала следующие методические приемы:

  1. Игровые методические приемы:
  • проведение дидактических игр на темы: «Накроем стол для кукол»; «Что хочет делать Маша»; «Угадайте, что я делаю?»; «Что сначала. Что потом»; «Подберем куклам одежду»;
  • проведение подвижных игр на темы: «Быстро возьми предмет»; «Пойдем в гости»; «Беги к своему предмету» и т. д
  1. Словесные методические приемы:
  • чтение и рассказывание стихов (А. Барто «Девочка чумазая»), потешек («Чистая водичка»; «Ты водичка лей, лей»; «Дождик, дождик пуще»; «Теплую водичку льем на нашу птичку»), русских народных сказок («Колосок») и др.;
  • рассматривание картины: «Наш дом – наведем порядок в нем»;
  • проведение бесед с использованием игрового оборудования на темы: «Каждой вещи свое место»; «Игрушки любят чистоту»; «Каждой игрушке свое место»; «Помоем кукольную посудку»;
  •  рассматривание картинок на темы: «Как приучить ребенка к труду»; «Виды труда дошкольников»; «Трудовое воспитание в семье»; «Следи за чистотой своей комнаты»
  1. Наглядные методические приемы:
  • показ и рассматривание оборудования и инвентаря для приобщения детей к труду в природе (лопаты, грабли, лейки, метелки, и др.).

4. Практические:

  • выполнение совместных трудовых действий воспитателя и ребенка

Самообслуживание

   Развивая элементарные навыки самообслуживания, использовала сюжетно-ролевые игры на темы, например:

  • сюжетно-ролевая игра «Наведем порядок в игрушках» вместе с родителями. Посредством этой игры дети приучались поддерживать порядок в игровой комнате: вместе с родителями мыли посудку в кукольном уголке, игрушки мелкого и крупного размера, протирали полки в игровом уголке. По окончании игры расставили игровой материал, проявив инициативу. Все участники игры были в хорошем настроении, довольны результатами труда.
  • В сюжетно-ролевой игре «Накроем стол для кукол» дети обучались простейшим трудовым действиям: расставляли тарелки, раскладывали ложки, ставили кружки куклам. В результате, дети приобщались к доступной трудовой деятельности и получали первоначальные навыки для дальнейшего дежурства по столовой.
  • посредством сюжетно-ролевой игры «Стирка кукольной одежды» приучаю детей к опрятности на примере одежды кукол.
  • и т.д.  

      В результате проделанной работы у детей возник интерес к трудовой деятельности, желание трудиться. Конечно, я всегда поддерживаю интерес и инициативу детей.

Приобщение к труду

   Труд в природе заинтересовал детей больше всего.

   Была проделана большая предварительная работа: во время прогулки дети наблюдали за трудом дворника (как он подметает дорожки). Обратила внимание детей на результат труда дворника: «Дворник Светлана Николаевна подмела дорожки. Как стало чисто на дорожках!». Таким образом воспитываю уважительное отношение к труду взрослых. Затем я сама подмела на веранде, обратив внимание детей: «Ребята! Посмотрите, я подмела полы на веранде. Как стало на веранде чисто!».  Дети захотели трудиться вместе со мной, самостоятельно разбирали детские метелки, вместе со мной малыши активно собирали сухие листья, подметали дорожки и убирали мусор с игрового оборудования, выкладывали собранные сухие листья в носилки, мусорные мешки и выносили в определенное место. По окончании труда похвалила детей, и все порадовались, какой участок у нас чистый и красивый. В зимнее время года с удовольствием чистили дорожки и сметали снег детскими метелками, все хотели трудиться. Поддерживала инициативу детей.

     Обращаю внимание детей на труд взрослых и поощряю их интерес к деятельности взрослых, а также желание детей трудиться. Например:

  • В уголке природы я поливаю комнатные растения, а затем дети аккуратно протирают листья комнатных растений влажными ткаными салфетками. Я постоянно напоминаю: «Ребята! Осторожно протираем листик, чтобы он не сломался. Вот какой он стал красивый, блестящий!»
  • Весной с большим интересом дети наблюдали, как я перекапывала большой лопатой грядку на огороде детского сада, и сажала   семена овощей (морковь, капуста, тыква). Мои маленькие   помощники раскладывали семена в заранее подготовленные мной борозды, и самостоятельно поливали их детскими лейками. Осенью мы дружно убирали урожай с огорода (морковь, капуста и тыква).  Посмотрите видео, где мы убираем капусту;
  • Папы нашей группы смастерили скамейки, привезли их, и на нашем игровом участке стали их устанавливать. Это вызвало большой интерес у детей, все малыши были рядом с папами! Наблюдали за их действиями, помогали, лопатами сыпали землю в готовые ямы для скамеек. Таким образом, совместная работа с родителями послужила развитию инициативы детей, желанию трудиться вместе со взрослыми. От проделанной работы и взрослые, и дети получили радость.  

     Таким образом, познавательно-творческий проект «Труд и терпение превращаются в умения» способствует воспитанию положительного отношения к труду, умения и желания трудиться, уважения к труду взрослых, приобщает к доступной трудовой деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Труд и терпение превращаются в умения» Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников.

«Труд и терпение превращаются в умения»Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников....

Проект по самообслуживанию "Труд и терпение превращаются в умение"

Проект по самообслуживанию "Труд и терпение превращаются в умение"...

Проект "Труд и терпение, превращаются в умения"

Важно малышей приобщать   к самообслуживанию, развивать  представления об одежде....

Изучение процесса доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет.

Проблема трудовой деятельности детей старшего  дошкольного возраста остается на сегодня актуальной, так как современные образовательные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста ...

Проект "Труд и терпение превращается в умение".

quot;Труд и терпение превращается в умение"....

Проект: «Труд и терпение превращаются в умения»

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взр...

Развитие личности ребёнка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности.

Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немаловажно участие детей в доступных им трудовых мероприятиях. По мере ознакомления с т...