Особенности учебной деятельности дошкольников
презентация для интерактивной доски
Особенности учебной деятельности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно Д.Б. Эльконину , учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, мотивы собственного интеллектуального роста, собственного совершенствования
Учебная деятельность может рассматриваться соответственно как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта - совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным и В.В . Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение и включает: учебную задачу; учебные действия; контроль и оценку.
Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебная задача - это цель, сущность которой заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки).
Контроль предполагает наличие трех компонентов: 1) модели, образа потребного, желаемого результата действия; 2) процесса сличения этого образа и реального результата 3) принятия решения о продолжении или коррекции действия. Оценка - определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Особенности учебной деятельности дошкольника, педагогические условия ее формирования «Ребенок дошкольного возраста развивается в деятельности . Ведущим видом деятельности для ребенка является игра» - аксиома, особо не требующая доказательства, так как основана на закономерностях психического развития дошкольника. На этапе от 2 до 3 лет -необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности На этапе от 3 до 4 лет - учить освоению различных способов деятельности После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются следующие элементы учебной деятельности умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.
Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога Ребёнок не реагирует на оценку отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт) снижает возможности его обучения . Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка : " интересно", "хочу знать (уметь) Внешняя мотивация вызвана не познавательными (внешними) мотивами. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
Планируемая деятельность должна быть мотивирована. Мотив – это интерес, желание. Мотивация практическая – научиться сделать. Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов ) Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как живут птицы в лесу?…). и т.д
Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми. В общих психологических концепциях развития ребенка (Д.Б. Эльконин , А.Н. Лернтьев , Э. Эриксон и др.) выделяется игровое отношение дошкольника к действительности как ведущее. В рамках деятельностного подхода деятельность, наравне с обучением, рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования
Практическая дошкольная педагогика и разработчика образовательных программ, как правило, исходят из резкого разделения: игра (сфера свободы ребенка) – жестко регламентированные учебные занятия (сфера господства взрослого), причем последние занимают основное место в образовательном процессе по объему отведенного для них времени. При таком подходе игра как специфическая развивающая деятельность дошкольника выпадает из образовательного пространства, превращаясь в «чистый» досуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гендерные особенности изобразительной деятельности дошкольников".
Все дети любят рисовать - это чудесная возможность выраэить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать неприятие его....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-306000-1397322657.jpg)
Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития
Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач.(Психологический словарь 199...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/30/picture-954055-1506758852.jpg)
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ
Сущностьучебнойдеятельности.Определениекатегорииобучающихся с ОВЗ. Основные формы обучения учащихся с ОВЗ. Психолого-педагогическая характеристика учебной деятельности школьников с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/03/picture-1027794-1522739614.jpg)
Консультация для родителей подготовительных групп. "Особенности учебной деятельности ребенка с ТНР"
Обучение в школе -это новая ступень взросления, которая меняет всю жизнь ребенка: его самооценку и отношение с взрослыми и сверстниками. Ребенок становится личностью, учеником,...
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ
Термин «учебная деятельность» понимается исследователями в узком и широком значении. В широком смысле учебная деятельность - это процесс (деятельность) по овладению новым опытом (привычкам...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/15/picture-1387560-1644918051.jpg)
Консультация «Особенности учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»
В качестве причин неуспеваемости ребенка можно назвать множество самых разных обстоятельств (часто болеет, поменяли детский сад), черт личности и характера (застенчивость, агрессивность, чрезмер...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-831488-1476561620.jpg)
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ
Сущность учебной деятельности. Определение категории обучающихся с ОВЗ. Основные формы обучения учащихся с ОВЗ. Психолого-педагогическая характеристика учебной деятельности школьников с ОВЗ....