Консультация для родителей подготовительных групп. "Особенности учебной деятельности ребенка с ТНР"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Обучение в школе -это новая ступень взросления, которая меняет всю жизнь ребенка: его самооценку и отношение с взрослыми и сверстниками. Ребенок становится личностью, учеником, ведущая деятельность которого-получение знаний.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка, в которой можно выделить три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и социально-психологический.
Если рассматривать проблему готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи (ОНР)с точки зрения логопедии то она является одной из наиболее актуальных так как дети попадают в так называемую «группу риска».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onr_shkola.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности учебной деятельности ребенка с ТНР.
Обучение в школе -это новая ступень взросления, которая меняет всю жизнь ребенка: его самооценку и отношение с взрослыми и сверстниками. Ребенок становится личностью, учеником, ведущая деятельность которого-получение знаний.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка, в которой можно выделить три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и социально-психологический.
Если рассматривать проблему готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи (ОНР)с точки зрения логопедии то она является одной из наиболее актуальных так как дети попадают в так называемую «группу риска».
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте первоклассника являются
- сформированное фонематическое восприятие;
-правильное произношение всех звуков родного языка;
-наличие элементарных навыков звукового анализа.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуальна.
При переходе с дошкольной ступени на школьную у ребенка с ТНР все еще сохраняется ряд несформированных умений и функций мешающих успешному освоению школьной программы.
- ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной но и письменной речи.
- Снижена потребность в общении, не сформированы навыки коммуникации (диалогическая и монологическая речь)
- Оптико-пространственный гнозис на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие нарушения письменной речи. (дислексию и дисграфию), нарушения счета (акалькулию)
- Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.
- Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (вербального) мышления.
В связи с этими нарушениями учебная деятельность ребенка с ТНР имеет ряд особенностей
- Замедленный темп восприятия учебной информаии, сниженная работоспособность.
- Затруднения в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным анализатором.
- Трудности в организации произвольной деятельности, низкий уровень самоконтроля и мотивации,
- Возможное ослабление памяти, отклонения в пространственной ориентировке и конструктивной дятельности,
- Нарушения мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации
- Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи.
- Ситуация неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом.
Типчные недостатки письма у детей с ФФНР (НОНР)
- Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дефференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам
- Пропуски гласных
- Пропуски согласных в их стечении
- Слияние слов на письме
- Раздельное написание частей одного слова
- Пропуски, наращивания, или перестановки слов
- Орфграфические ошибки.
Типичные ошибки при чтении у детей с ФФНР (НОРН)
- Трудности слияния звуков в слоги и слова
- Взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящие-шипящие, твердые-мягкие, глухие-звонкие).
- Побуквенное чтение
- Искажение слоговой структуры слова.
- Угадывающее чтение
- Слишком медленный темп чтения
- Нарушение понимания прочитанного.
Список литературы
1. Азарова Т. В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе [Текст] / Т. В. Азарова, М. Р. Битянова // Мир психологии, № 1,1996. - С. 147 - 170.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Цветковой Л. С, 2006.
3. Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н. В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2006. – С. 36-38.
4. Дудьев В. П. Развитие невербальных коммуникаций у дошкольников с ОНР [Текст] / В. П. Дудьев // Логопед в детском саду, № 2, 2006. - С. 16-20.
5. Ильина М. Н. Подготовка к школе [Текст] / М. Н. Ильина. С.-Пб.: Дельта, 1999. – 224 с.
6. Колягина В. Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития: Дис. канд. псих. наук. –М., 2011
7. Юсупова Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. канд. псих. наук. –Н. Новгород, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».
Консультация для родителей подготовительной группы:« Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими...
Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка»
Не все родители знают, что с ребенком нужно играть, развивать способность играть. Детям интересен действующий ( тот , который играет) взрослый....
Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет»
Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...
Консультация для родителей подготовительной группы: «Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».
Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...
Консультация для родителей подготовительной группы: «Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».
Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...
Консультация для родителей подготовительной группы "Особенности и виды игр дошкольников".
Консультация для подготовительной группы....