Консультация для родителей подготовительных групп. "Особенности учебной деятельности ребенка с ТНР"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Говорушкина Елена Александровна

Обучение в школе  -это  новая ступень взросления, которая меняет всю  жизнь ребенка:  его самооценку и отношение с взрослыми и сверстниками. Ребенок становится личностью, учеником, ведущая деятельность которого-получение знаний.

         Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка, в которой можно выделить три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и социально-психологический.

          Если рассматривать проблему  готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи (ОНР)с точки зрения логопедии то она является одной из наиболее актуальных так как  дети попадают в так называемую «группу риска». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onr_shkola.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности учебной деятельности ребенка с ТНР.

Обучение в школе  -это  новая ступень взросления, которая меняет всю  жизнь ребенка:  его самооценку и отношение с взрослыми и сверстниками. Ребенок становится личностью, учеником, ведущая деятельность которого-получение знаний.

         Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка, в которой можно выделить три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и социально-психологический.

          Если рассматривать проблему  готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи (ОНР)с точки зрения логопедии то она является одной из наиболее актуальных так как  дети попадают в так называемую «группу риска». 

Необходимыми предпосылками для  обучения  грамоте первоклассника являются

- сформированное фонематическое восприятие;

-правильное  произношение всех звуков родного языка;

-наличие элементарных навыков звукового анализа.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуальна.

При  переходе с дошкольной ступени на  школьную у  ребенка с ТНР все еще сохраняется ряд  несформированных умений и функций мешающих успешному  освоению школьной программы.  

  • ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в  формировании не только устной но и письменной речи.
  • Снижена  потребность в общении, не сформированы навыки коммуникации (диалогическая и монологическая речь)
  • Оптико-пространственный гнозис на более низком уровне  развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие  нарушения письменной речи. (дислексию и дисграфию), нарушения счета (акалькулию)
  • Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны  возможности смыслового, логического запоминания.
  •  Специфические особенности вербального мышления, которые  по своему психо-речевому механизму первично связаны  с недоразвитием всех компонентов  речи, а не  с нарушением  собственно (вербального) мышления.

В  связи с  этими нарушениями  учебная  деятельность ребенка  с ТНР  имеет ряд  особенностей

  • Замедленный темп восприятия учебной информаии, сниженная работоспособность.
  • Затруднения в  установлении  ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным анализатором.
  • Трудности в организации произвольной деятельности, низкий уровень самоконтроля и мотивации,
  • Возможное ослабление памяти, отклонения в пространственной ориентировке и конструктивной дятельности,
  • Нарушения мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации
  • Несовершенство устной речи  препятствует полноценному усвоению программного материала, что создает неблагоприятные  условия для формирования письменной речи.
  • Ситуация неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только  речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом.

Типчные недостатки письма у детей с ФФНР (НОНР) 

  • Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дефференцировок соответствующих звуков, близких по  акустическим или артикуляционным признакам
  • Пропуски гласных
  • Пропуски согласных в их стечении
  • Слияние слов на письме
  • Раздельное написание  частей одного слова
  • Пропуски, наращивания, или перестановки слов
  • Орфграфические ошибки.

Типичные ошибки при чтении у  детей с ФФНР (НОРН)

  • Трудности слияния звуков в слоги  и  слова
  • Взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящие-шипящие, твердые-мягкие, глухие-звонкие).
  • Побуквенное чтение
  • Искажение слоговой структуры слова.
  • Угадывающее чтение
  • Слишком медленный  темп чтения
  • Нарушение понимания прочитанного.

Список литературы

1. Азарова Т. В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе [Текст] / Т. В. Азарова, М. Р. Битянова // Мир психологии, № 1,1996. - С. 147 - 170.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Цветковой Л. С, 2006.

3. Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н. В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2006. – С. 36-38.

4. Дудьев В. П. Развитие невербальных коммуникаций у дошкольников с ОНР [Текст] / В. П. Дудьев // Логопед в детском саду, № 2, 2006. - С. 16-20.

5. Ильина М. Н. Подготовка к школе [Текст] / М. Н. Ильина. С.-Пб.: Дельта, 1999. – 224 с.

6. Колягина В. Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития: Дис. канд. псих. наук. –М.,  2011

7. Юсупова Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. канд. псих. наук. –Н. Новгород,   2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».

Консультация для родителей подготовительной группы:« Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими...

Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка»

Не все родители знают, что с ребенком нужно играть, развивать способность играть. Детям интересен действующий ( тот , который играет) взрослый....

Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет»

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...

Консультация для родителей подготовительной группы: «Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...

Консультация для родителей подготовительной группы: «Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...