Программа развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством сказкотерапии
статья (старшая группа)
В качестве основного направления программы является использование сказкотерапии в развитии творческого воображения детей 6-7 лет.
Сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, верить в добро, приоткрывать дверь в непознанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Анисимова А.В.
Воспитатель
МДОУ детский сад
№ 51 «Центр детства»
Г.о. Серпухов
Программа развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством сказкотерапии
Проанализировав теоретические аспекты по проблеме исследования, была поставлена задача изучить развитие творческого воображения детей 6-7 лет на констатирующем этапе.
В результате проведенного исследования по определению уровня развития творческого воображения, возникла необходимость в разработке и реализации программы.
В качестве основного направления программы является использование сказкотерапии в развитии творческого воображения детей 6-7 лет.
Сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, верить в добро, приоткрывать дверь в непознанное.
Цели программы:
- стимулирование раскрытия творческого потенциала ребенка;
- расширение границ творческого восприятия мира.
Задачи:
- развитие творческого воображения с помощью использования сказок;
- стимулирование творческого самовыражения;
- развитие умения выделения, анализа и оценки ситуации;
- гармонизация эмоционального состояния.
Программа состоит из 16 занятий, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста. Групповые занятия можно проводить как в первой, так во второй половине дня. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30 минут. Форма проведения подгрупповая (индивидуальная).
Программа включает в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, тематическое рисование и лепку, изготовление коллажей, релаксационные этюды, визуализации, игровую терапию, арт-терапию, цветотерапию.
Каждое занятие включает в себя приветствие, ритуал входа в сказку, основную часть, рефлексию, ритуал выхода из сказки.
Программа занятий составлена с учетом следующих основных принципов:
1. Принцип соответствия возрастных и индивидуальных возможностей ребенка (программа строится в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития).
2. Принцип систематичности и последовательности (устанавливает взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному).
3. Принцип индивидуализации (переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего занятия).
4. Принцип наглядности (построение задания с использованием всех видов наглядных средств, привлечение детей к восприятию).
Содержание программы развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством сказкотерапии представлен в таблице 9.
Таблица 9
Содержание программы развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством сказкотерапии
№ | Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
1 | «Где водятся волшебники» | -знакомство детей друг с другом и психолога с группой - создание сказочной атмосферы -стимулирование творческого самовыражения | 1. Приветствие «Моя бабушка из Бразилии делает вот так..» 2.Знакомство. «На что похоже имя?» 3.Ритуал входа в сказку «Волшебное перышко»(превращаемся в сказочный персонаж) 4.Упражнение «Ассоциации» 5.Арт-терапия «Цвет моей сказки» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из сказки |
2. | Путешествие на Волшебную поляну (песочная терапия) | - сплочение детского коллектива -создание атмосферы группового доверия и принятия -формирование навыков позитивной коммуникации, снятие психоэмоционального напряжения | 1.Приветствие «Я рад тебя видеть» 2. Ритуал входа в сказку «Листопад» З.Пескотерапия «Волшебная поляна» 4.Релаксационное упражнение «Танец рук» 5.Рефлексия 6.Ритуал выхода из сказки
|
3. | На Горизонтских островах | -развитие творческого воображения и фантазии -развитие вариативности и оригинальности мышления - поддержка и развитие творческого самовыражения | 1. Приветствие «»Мое настроение похоже на фрукт» 2.Ритуал входа в сказку Полет на пузыре» 3.Психогимнастическое упражнение «Мое воображение» 4.Упражнение «Путешествие на горизонтские острова» 5.Арттерапевтическое упражнение «Рисование мыльными пузырями» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из сказки |
4. | Игры с Изюминкой | -развитие произвольного внимания; - развитие творческого мышления и воображения; -совершенствование механизмов саморегуляции; -сплочение группы | 1.Приветствие «Карусель хлопков» 2.Ритуал входа в сказку «Волшебное зеркальце» 3.Знакомство с Изюминкой 4.Артерапевтическое упражнение «Подружка для Изюминки»(изготовление пальчиковых кукол) 5.Рефлексия 6.Ритуал выхода из сказки |
5 | Музыкальная шкатулка | - развитие творческого воображения и фантазии -гармонизация эмоционального состояния - развитие сенсорно-перцептивной сферы | 1.Приветствие «Солнышко в подарок» 2.Ритуал входа в сказку «Волшебный колокольчик» 3.Упражнение «Музыкальная шкатулка» 4.Арт-упражнение «Волшебные звуки» 5.Рефлексия 6.Ритуал выхода из сказки |
6 | Волшебные краски | - развитие сенсорно-перцептивной сферы; -развитие произвольности поведения; - развитие воображения, символических представлений, креативности; -гармонизация эмоционального состояния | 1.Приветствие «Добрые ладошки» 2.Ритуал входа в сказку «Волшебный мешочек» 3.Арттерапетическое упражнение «Волшебные краски» 4.Рефлексия 5.Ритуал выхода из сказки |
7 | Путешествие на Чудо-остров | -развитие сенсорно-перспективной сферы; - развитие .воображения, оригинальности мышления; -стимулирование творческого самовыражения. | 1.Приветствие «Паровозик» 2.Ритуал входа в сказку «Волшебная мантия» 3.Сказка о «Чудо-острове» 4.Артерапевтическое упражнение «Создание Чудо-острова» (коллективная работа) 5.Рефлексия 6.Ритуал выхода |
8 | Деревья-характеры | -раскрытие своего «Я» -гармонизация эмоционального состояния; - развитие творческого воображения; -совершенствование механизмов саморегуляции.
| 1.Приветсвие «Локотки» 2.Ритуал входа в сказку «Рукопожатие» 3 Сказка «Деревья-характеры». 4.Артерапевтическое упражнение «Волшебное дерево» 5.Рефлексия 6.Ритуал выхода из сказки |
9 | Чудесные маски | -развитие интереса к самому себе; - повышение самооценки. - развитие творческого воображения; -совершенствование механизмов саморегуляции. | 1.Приветствие «Я сегодня вот такое» 2.Ритуал входа в сказку «Волшебные качели» 3.Сказка о Волшебной стране чувств» 4.Артерапевтическое упражнение «Волшебные маски» 5.Рефлексия 6.Ритуал выхода из сказки |
10 | Обыкновенное чудо | -развитие сенсорно-перспективной сферы; - развитие .воображения, оригинальности мышления; -стимулирование творческого самовыражения. | 1.Приветствие «Пятка , локоть, спина , коленка» 2.Вход в сказочную страну «Волшебный камень» 3.Упражнение «Разговор с камнем» 4.Легенда о камне 5.Арттерапевтическое упражнение «Рисование на камнях» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из сказки |
11 | Удивительные существа | - развитие сенсорно-перцептивной сферы; -развитие произвольности поведения; - развитие воображения, символических представлений, креативности | 1.Приветствие «Подари улыбку» 2.Ритуал входа в сказку «Облако» 3.Сказка об удивительных существах 4.Арттерапевтическое упражнение «Существа из воздушного шарика» 5.Рефлексия 6.Ритуал выхода из сказки |
12 | Приключения Смешка | - стимулирование творческого самовыражения - развитие творческих способностей -развитие эмоциональной сферы | 1.Приветствие «Комплимент» 2.Ритуал входа в сказку «Волшебное зеркальце» 3.Упражнение «Продолжи сказку » 4.Упражнение «шкатулка улыбок» 5.Артерапевтическое упражнение «Удивительные приключения Смешка» 6.рефлексия 7.Ритуал выхода из сказки |
13 | Пластилиновая страна | стимулирование творческого самовыражения - развитие творческих способностей -развитие эмоциональной сферы | 1.Приветствие «Доброе пожелание» 2.Ритуал входа в сказку «Волшебная палочка» 3.Сказка о пластилиновой стране 4.Арттерапевтическое упражнение «Создание страны из пластилина» 5.Рефлексия 6.Ритуал выхода из сказки |
14 | На Горизонтских островах | -развитие творческого воображения и фантазии -развитие вариативности и оригинальности мышления - поддержка и развитие творческого самовыражения | 1. Приветствие «»Мое настроение похоже на фрукт» 2.Ритуал входа в сказку «Волшебная вода» 3.Психогимнастическое упражнение «Мое воображение» 4.Упражнение «Путешествие на горизонтские острова» 5.Арттерапевтическое упражнение «Веселая клякса» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из сказки |
15 | Выдумщик | -развитие творческого воображения -активизация познавательного интереса и мыслительного процесса - развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли | 1.Приветствие «коровы, кошки и собаки» 2.Ритуал входа в сказку «Путешествие на пушечном ядре» 3.Игра «так бывает или нет?» 4.Артерапевтическое упражнение «Нарисуй небылицу» 5.Рефлексия 6.Ритуал выхода из сказки |
16 | Облачковое молочко | -стимулирование развития творческих способностей -активизация познавательного интереса и мыслительного процесса -гармонизация эмоционального состояния | 1.Приветствие «Я рад тебя видеть» 2.Ритуал входа в сказку «Волшебная капелька» 3.Сказка «Облачковое молочко» 4.Упражнение «Чудесные облака» 5.Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из сказки |
Подробное содержание занятий представлено в Приложении 7.
Таблица 10.
Перспективный план работы с родителями
№ п/п | Формы работы | Тема |
Консультация - рекомендация на информационном стенде | «Роль сказки в жизни ребенка» | |
Участие в подготовке выставки фоторабот - совместная деятельность детей и родителей Выставка детских рисунков | «Вкусная сказка из теста» «Моя любимая сказка» | |
Выставка фоторабот Консультация - рекомендация на информационном стенде Семейное словотворчество - совместная деятельность детей и родителей | «Сказки вместе сочиняем!» «Мастерим из носков куклу для театра!» | |
Папка-передвижка | «Прививаем любовь к книгам» | |
Фоторепортаж Консультация - рекомендация на информационном стенде | «Сказка в гости к нам пришла» «Ребенок и книга» |
Таблица 11.
Перспективный план работы с педагогами
№ п/п | Формы работы | Тема |
1. | Оформление картотеки | «Подвижные Дидактические игры мотивам русских народных сказок» |
2. | Мастер-класс (персонажи кукольного театра) | «Сказка из… носков!» |
Так программу можно условно разделить на 4 блока. Первый (установочный) блок включает в себя 1 занятие и направлен на побуждение желания взаимодействовать, создание атмосферы, благоприятной для продуцирования творческого воображения детей. Также в данном блоке проводится работа с педагогами и родителями которая включает в себя консультацию - рекомендацию на информационном стенде «Роль сказки в жизни ребенка» и оформление картотеки «Подвижные, дидактические игры по мотивам сказок»
Второй (коррекционный) блок включает в себя 12 занятий и направлен собственно на развитие творческого воображения, креативного решения поставленных задач. В данном блоке проводится следующая работа с педагогами и родителями: Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка», консультация - рекомендация на информационном стенде «Семейное словотворчество – совместная деятельность детей и родителей», «Сказки вместе сочиняем!», мастер-класс (персонажи кукольного театра) «Сказка из… носков!»
Третий (закрепляющий) блок включает в себя 2 занятия и направлен на закрепление у детей старшего дошкольного возраста навыков самостоятельной деятельности детей по замыслу, используя полученные знания. В данном блоке работа с педагогами и родителями включает в себя: папка-передвижка «Прививаем любовь к книгам», семейное словотворчество – совместная деятельность детей и родителей.
Четвертый (контрольный) блок включает в себя 1 занятия и направлен на определение динамики развития творческого воображения. Здесь подводятся итоги работы с родителями проводится консультация - рекомендация «Сказка в гости к нам пришла» и оформляется фоторепортаж «Ребенок и книга»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»
В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....
Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.
Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения....
Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»
Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...
методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...
Аналитический отчет за межаттестационный период на тему: "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии"
Аналитический отчет за 2018-2022 межаттестационный период на тему: "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии" на высшую квалификационную категори...
Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений и основ танцевального искусства «Если хочешь танцевать».
Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспита...