Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.
статья по рисованию (старшая группа) на тему
Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого воображения средствами нетрадиционной техники рисования детей дошкольного возраста.
В последнее время в современном обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. Поэтому возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [14. с 260].
В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач [29.].
Воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни.
Основная задача воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.
Таким образом, выявленные особенности структуры воображения ребенка-дошкольника показали связь развития воображения с развитием личности ребенка и помогли разработать психолого-педагогические условия развития творческого воображения.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.
Так как развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.
Для рисования в детском саду можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности мы широко используем разнообразные материалы, и убедились: детям нравится новизна.
Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями нетрадиционного рисования позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.
Нетрадиционные техники рисования направлены на развитие не только творческого воображения, но и мышления, памяти, внимания, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.
На сегодняшний день существует множество методов нетрадиционного рисования, направленных на развитие творческого воображения:
1. Кляксография.
2. Раздельный мазок.
3. Монотипия.
4. Набрызг с помощью трафаретов.
5. Рисование на мокрой бумаге.
6. Рисование на мятой бумаге.
7. Раздувание капель.
8. Рисование свечой
9. Ниткография и др.
Овладев различными нетрадиционными методами рисования, дети могут проявить творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.
Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, мы придерживались, следующих правил:
- предоставить детям свободу выбора места, вида, содержания, предметов и технологий;
- уважение к детям и результатам их творчества;
- помощь и своевременная поддержка оказывается только индивидуально;
- создание в группе условий для самостоятельной работы по изодеятельности;
- организация в группе выставки детских работ и для её просмотра приглашение детей из других групп, родителей.
Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.
Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В.А. Сухомлинский.
Литература.
- Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО, 1996. – 197 с.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
- Солдатова Е.Г. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста / Е.Г. Солдатова // Научный поиск. – 2012. – №21. – С. 44-46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...
методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...
Программа саморазвития воспитателя "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
В моей работе раскрывается актуальность развития творческих способностей на современном этапе образования. Изучены нетрадиционные техники рисования и возможности использования их в младшем дошкольном ...
Самообразование на тему:"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
План по самообразованию...
Статья "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, п...
Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»...
Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». Л.Г. Выготский.Формирование творческ...