Мастер-класс на тему "Шесть шляп мышления"
материал
Аннотация: статья повествует об эффективном методе «Шести шляп» Эдварда де Боно – простом и практичном способе разделения мышления на 6 различных – 6 шляп разных цветов. Применение данного метода позволяет видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_shlyap_myshleniya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Шесть шляп мышления»
Цель: познакомить с методом развития критического и творческого мышления –методом «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно.
Задачи: показать участникам возможности использования резервов группового мышления; воспитывать культуру обмена мнениями; способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления педагогов; продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, компетенцией личностного совершенствования.
Преимущества метода: наглядность применения; параллельное мышление; умение владеть ситуацией и видеть решение с нескольких точек зрения; позволяет отстраниться от своего эго.
Ход мастер-класса.
– Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Лилия Гайнельяновна, учитель английского языка.
ЕСЛИ НАШЕ ДЕЛО - В ШЛЯПЕ,
ЕСЛИ НАШЕ ТЕЛО - В ШЛЯПЕ,
ДАЖЕ ЕСЛИ МЫСЛИ - В ШЛЯПЕ,
ЗНАЧИТ В ШЛЯПЕ-ТО - ВСЯ СУТЬ.
- А почему же именно в шляпе?
Я: Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли.
Согласитесь, от изменения цвета меняется и наше восприятие. Вот и метод Эдварда де Боно представляет нам Шесть метафорических шляп разных цветов, каждая из которых представляет основной тип мышления.
- Мне вспомнились слова
«ЧЕЙ ОБРАЗ НА СЕБЯ МЫ ПРИМЕРЯЕМ, С ТОЙ ГАММОЙ ПОРОДНИМСЯ МЫ ДУШОЙ…»
Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу»и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы»в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы».
Мой мастер класс называется «Шесть шляп мышления»
А сейчас проверим,
-Как вы умеете мыслить?
Белый цвет СЛАЙД 2
- Какие ассоциации у вас возникают? Мыслим, фантазируем, высказываем мнения
-А мои ассоциации такие, и некоторые из них совпадают с вашими.Бумага, документальность, факты, цифры и информация
- А какие могут возникнуть вопросы, если мы надеваем Белую шляпу?
- Какая информация у нас есть?
Какая информация нам нужна?
Какой информации нам не хватает?
Как получить недостающую информацию?
Какие вопросы мы должны задать?
Как мы собираемся получить новую информацию?
На какие вопросы мы должны получить ответы?
- Давайте сформулируем один конкретный вопрос?- Какая информация у нас есть?
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПАСЛАЙД 3
- Какие ассоциации у вас возникают при виде желтого цвета?
-А мои ассоциации такие: солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой
- Какими будут вопросы, если мы надеваем Желтую шляпу?
- Что в этом хорошего?
Каковы преимущества? Кому это выгодно?
Откуда появятся преимущества?
Каковы различные ценности?
Зачем это делать?
Каковыми будут результаты?
Есть ли в этом выгодные стороны?
При каких условиях это будет выгодно
-Какой вопрос напрашивается к этой шляпе?.- Что в этом хорошего?
Итак, Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон. Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны.
Красный цвет СЛАЙД 4
- Какие ассоциации у вас возникают?
- Может некоторые мои ассоциации опять таки совпадают с вашими.
- Мои ассоциации.свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.
- Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?
- Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Щелчок
- Сформулируйте вопрос.- Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА:СЛАЙД 5
- При виде черного цвета, какие ассоциации возникают?
Итак, мои ассоциации: осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.
- Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.
- Сработает ли это?
Насколько это безопасно?
Осуществима ли эта идея?
Стоит ли это делать?
Какие слабые места?
Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме.
Щелчок
Давайте выберем подходящий нам вопрос. - Стоит ли это делать?
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА:СЛАЙД 6
-Какие ассоциации возникают?
Мои ассоциации: растение, рост, развитие, энергия, исследования, свежесть, новые идеи, возможности выбора, вдохновение.
- Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?
- Что можно предпринять в данном случае?
- Существуют ли альтернативные идеи?
Щелчок
- Подберите подходящий вопрос для данной шляпы? - Что можно предпринять в данном случае?
Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о варианты существующих идей.
СИНЯЯ ШЛЯПА: СЛАЙД 7
- С чем ассоциируется синий цвет?Прозрение, чистота небо
Мои представления такие- размышления,управление процессом, контроль, итог
- Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?
- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений?
Что можноделать дальше?
Чего мы хотим добиться?
Чего мы достигли на текущий момент?
Щелчок
И тогда, какой вопрос будет более близким?
- Чего мы достигли?
- Что можно делать дальше?
Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.
Вывод.
Вот получилось 6 шляп. И человек выходя из дома может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать ,правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы. Этот метод 6 шляп мышления предназначенный для того, чтобы научить детей более эффективно управлять своим мышлением.
Ведущий. Прошу выйти сюда 6 участников. Предлагаю вас «примерить» одну из шляп.
Я взяла любимый литературный жанр – сказку «Колобок»
- Что же в ней такого, чему она учит наших детей, попробуем разобраться.
На выполнение работы даётся 10 минут.
СЛАЙД 9
Итак, вся информация дана на слайде, читайте и работайте
Белая шляпа –- Какая информация у нас есть?
Желтая шляпа –- Что в этом хорошего?
Положительные качества | Вывод |
путешественник любознательный бесстрашный веселый, разговорчивый доверчивый | Захотел узнать мир Не боится других зверей (учит не бояться окружающих) Поет песенку, общается (учит общению) |
Черная шляпа –Стоит ли это делать?
Отрицательные качества | Вывод |
непослушный нетерпеливый доверчивый любит лесть хвастун | Слушать старших Учит терпению (съела лиса) Разбираться, что есть добро, что зло. Не хвалить себя, пусть другие похвалят тебя. |
Красная шляпа–Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Чувства, которые испытывает Колобок | Вывод |
радость счастливый беспечность | От того, что познает мир Что он один |
Зеленая шляпа –Что можно предпринять в данном случае?
Смайлик и Колобок могут быть братьями? | Внешнее сходство. Радостный, как и Колобок. Сказка вечна, по подобию Колобка создаются более современные компьютерные герои. |
СЛАЙД 10
Синяя шляпа -- Чего мы достигли?
- Что можноделать дальше? Ведущий. Предлагаю вам разделиться на группы и «примерить» одну из шляп.
Участники группы работают по сказке «Колобок»
В белой шляпе будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.
В красной шляпе – проанализируют текст с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении.
В чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.
В жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста.
Группа в зелёной шляпе попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.
Таким образом, в любом возрасте ребенок – это личность, и этот метод Эдварда де БОНО «6 шляп» позволяет нам дирижировать оркестром своих мыслей
«Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении.
Именно в смене шляп мы можем видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.
Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник. Он позволяет сделать урок красочным и увлекательным, эмоциональным.
- Меняйте шляпы, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс "Очаровательная дама в шляпе"
Мастер класс для педагогов и воспитателей детских садов. Работа выполненас помощью ткани ,страз, стекла, одноразовой посуды....
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей».
Одной из наиболее известных и распространённых форм по просвещению семьи являются родительские собрания. И сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по повышению эффективности их подготовки и пров...
Мастер-класс на тему: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Цель мастер - класса: Повышение профессионального умения педагогов в работе дошкольниками по развитию логического мышления в формировании математических представлений.Задачи мастер-класса: Познакомить...
Мастер – класс по рукоделию «Изготовление шляпы игольницы».
Название: Мастер – класс по рукоделию «Изготовление шляпы игольницы». Автор: Бильданова Ралия Нургалиевна, воспитатель - МАДОУ «Детского сада общеразвивающего вида № 72», Республика Татарст...
Мастер класс для педагогов "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр"
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и рассказы....
Мастер - класс «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».
Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками. Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок. Зада...
Мастер - класс (детский) "Снеговичок в шляпе"
Для МК понадобятся нестандартные материалы: вата, нитки, бумага, разная фурнитура, бусины....