Мастер класс для педагогов "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр"
материал на тему
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и рассказы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 428.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО –
ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Мастер – класс для педагогов на тему:
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»
Воспитатели: Брычкова В.П.
Лукашова О.В.
2017 г.
(Слайд) Цель и задачи мастер-класса:
Развить интерес к образовательной игровой технологии, желание применять на практике данную технологию.
Познакомить участников мастер – класса с использования развивающих игр в педагогическом процессе.
(Слайд) Актуальность
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и рассказы.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.
Развитие логики и мышления для ребенка очень большой труд, именно по этой причине к развитию следует подойти правильно. Необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.
В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления. Мы используем игры Б.П. и Е.А. Никитиных, головоломки: «Колумбовое яйцо», «Танграм».
Используемые игры помогают:
Развивать у детей образное логическое мышление, познавательные интересы, творческое воображение и произвольное внимание.
Развивать у детей речь, умение рассуждать.
Воспитывать коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.
Для успешного интеллектуального развития в группе создан центр (Слайд) «Умных игр», оборудованный необходимыми учебно-игровыми пособиями: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Чудо цветочек», «Квадрат Воскобовича».
(Слайд) Сегодня мы вас познакомим с такими играми Никитиных, как «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб».
(Слайд) Игра «Сложи квадрат»
« Сложи Квадрат» - одна из самых увлекательных развивающих игр для всей семьи.
Со «Сложи квадрата» можно начинать знакомство детей с развивающими играми Никитиных.
Основная задача игры - складывание целых квадратов из одноцветных фрагментов различной формы, начиная с самых простых. В игре «Сложи квадрат» как и в других развивающих играх Никитиных, сложность заданий увеличивается постепенно. Этот принцип «от простого к сложному» дает детям возможность находить решения самостоятельно, без подсказки взрослого.
Данная игра наиболее эффективна для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и развивает:
- логическое мышление,
- способность к анализу и синтезу (умение анализировать задачу и находить решение);
- творческие способности (умение решать нестандартные задачи);
- глазомер;
- умение достраивать до целого;
- цветовое восприятие;
- умение сосредотачиваться;
- формирует эталон формы квадрата;
- дает представление о геометрических формах: четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм.
(Слайд) Игра «Сложи узор»
« Сложи узор» – одна из самых популярных игр Никитиных, очень любимая детьми и взрослыми. И не удивительно: из содержимого этой маленькой коробочки рождаются причудливые узоры, цифры, буквы, симпатичные животные и ещё много всего интересного. А главное, создаёт их сам малыш!
Играя в эти кубики, ребенок складывает по рисункам-заданиям множество интересных узоров, начиная с самых простых одноцветных из 4-х кубиков и доходя до красивых сложных узоров из всех 16-ти кубиков. А когда ребёнок начнёт придумывать узоры сам, ему откроется необъятное поле для фантазии и творческой деятельности!
Игра «Сложи узор» развивает:
- наглядно-действенное мышление;
- мыслительные операции сравнения;
- цветовое восприятие;
- способности комбинирования;
- зрительную память;
- самоконтроль и самоанализ;
- целеустремленность и усидчивость;
- чувство симметрии;
- воображение.
(Слайд) Игра «Уникуб»
Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Игра чрезвычайно эффективна для развития математического мышления ребенка.
В Уникуб можно играть, начиная с 3 – 4 лет.
Игра состоит из 27 деревянных кубиков, окрашенных по-разному в три цвета: красный, желтый и синий, и 60-ти оригинальных заданий.
В игре Уникуб, как и в других развивающих играх Никитиных, сложность заданий увеличивается постепенно. Сначала малыш собирает модели, ориентируясь только на их внешнюю расцветку, затем появляются задания, где надо учитывать и то, что «внутри» модели, и наконец, ребёнку приходится ставить каждый кубик, ориентируясь на его окраску со всех 6-ти сторон!
Игра Уникуб развивает:
- пространственное мышление;
- наглядно-действенное мышление;
- операции сравнения;
- способности комбинирования;
- самоконтроль и самоанализ;
- цветовое восприятие;
- точность движений, аккуратность и предусмотрительность;
- внимательность, усидчивость.
(Слайд) Игра «Колумбово яйцо»
Овал из 10 частей: среди них 4 треугольника( 2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которой округлой формы, 4 фигуры( большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.
В ходе приобщения детей к игре « Колумбово яйцо» необходимо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая индивидуальные возможности ребят.
Детей просят подумать, что можно составить из набора к игре «Колумбово яйцо». Они предлагают изобразить птиц в полете, пингвинов, людей. Педагог показывает образцы (с указанием частей и без них), предлагает составить фигуру-силуэт по образцу или воссоздать задуманное изображение.
Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления. У детей формируется привычка к умственному труду.
Игра колумбовое яйцо развивает:
- сенсорные способности у детей;
- пространственные представления;
- образное и логическое мышление;
- воображение, смекалку и сообразительность.
(Слайд) Игра «Танграм»
Игра Танграм - игра головоломка для детей, которая состоит в решение различных задач с магическим квадратом. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста. Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики.
В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.
Игра Танграм развивает:
- умения играть по правилам и выполнять инструкции;
- наглядно-образное мышление;
-воображение, внимание, понимание цвета, величины и формы, восприятие.
- Какие игры для развития логического мышления детей можно использовать в детском саду, мы рассказали, а сейчас покажем и поиграем.
- Для начала встаньте, пожалуйста, все в круг.
- Посмотрите в чудесном мешочке у нас элементы игры«Колумбово яйцо» , с помощью «Колумбовова яйца», мы поделимся на команды, по цветам.
- Займите, пожалуйста, свои места за столами и выложите колумбово яйцо. У нас получилось 3 команды.
Сейчас мы проведем соревнования между командами.
Правило - кто выполнит задание первым, получает - 3 фишки,
вторым - 2 фишки, третьим - 1 фишку.
Игра «Танграм»
Первое задание: (Слайд) – Посмотрите на экран.
Выберете по желанию любой образец и выложите по схеме.
Подведение итогов
Игра «Сложи квадрат»
Следующее задание: Высыпьте все части квадрата из рамок - вкладышей, перемешайте и соберите.
Подведение итогов
Игра «Сложи узор»
Задание: (Слайд) - Посмотрите на экран.
- Сложите по схеме и продолжите симметричный узор.
(Слайд)
Подведение итогов
Игра «Уникуб»
Самое сложное, собрать уникуб полностью, по цветам или с чередованием цветов. Сейчас я покажу один вариант уникуба в собранном виде.
Сейчас, посмотрите на экран.
Задание: (Слайд) - Соберите, пожалуйста, по схеме лесенку.
Подведение итогов
Итог: Общее подведение итогов
Таким образом, при использовании логических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Наблюдая за детьми ...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.Наблюдая за детьми старшей группы, мы отметили, что дети очень...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
Разработать систему мероприятий по созданию условий для самостоятельного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр
опыт работы...
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша»
Введение Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, с...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»
Познакомить участников мастер – класса с использования развивающих игр в педагогическом процессе....
Мастер – класс для родителей на тему:«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»
Мастер – класс для родителей на тему:«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»...