ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей».
материал на тему
Одной из наиболее известных и распространённых форм по просвещению семьи являются родительские собрания. И сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по повышению эффективности их подготовки и проведения. Приглашаю Вас принять участие в мастер-классе «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_shlyapy_2.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
Тема: «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей».
Педагог-мастер: Тарнопольская Евгения Игоревна
Должность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ ЦРР детского сада № 15 «Золотая рыбка»
Дата проведения: 29 февраля 2012 года
Время проведения: 9.00
Место проведения: МБДОУ ЦРР детский сад № 15 «Золотая рыбка»
Продолжительность мастер-класса: 25 минут
Цель мастер-класса: распространение опыта работы по повышению эффективности подготовки и проведения родительского собрания с использованием метода «Шесть шляп де Боно».
Задачи:
- знакомство участников мастер-класса с методом «Шесть шляп де Боно», направленным на активизацию мышления;
- отработка с участниками мастер-класса методов и приёмов работы по повышению эффективности подготовки и проведения родительского собрания;
- создание атмосферы уважения, дружелюбия в процессе обмена опытом работы.
Оборудование:
- проектор, экран, ноутбук;
- столы, стулья;
- двухсторонняя магнитная доска (белого и зелёного цвета), магниты;
- шляпы семи цветов для ведущего (красный, жёлтый, чёрный, зелёный, белый, оранжевый, синий).
Раздаточный материал:
- шляпы семи цветов для каждого участника;
- карточки-помощницы на листах соответствующих цветов;
- памятка по подготовке и проведению родительского собрания;
- памятка по использованию метода «Шесть шляп де Боно».
1 слайд: «Мастер-класс «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей». Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ ЦРР детского сада № 15 «Золотая рыбка» Тарнопольская Евгения Игоревна».
Актуальность
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.
Одной из наиболее известных и распространённых форм по просвещению семьи являются родительские собрания. И сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по повышению эффективности их подготовки и проведения. Приглашаю Вас принять участие в мастер-классе «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей».
Цель мастер-класса: распространение опыта работы по повышению эффективности подготовки и проведения родительского собрания с использованием метода «Шесть шляп де Боно».
2 слайд:
- знакомство с методом «Шесть шляп де Боно;
- комментированный показ в действии методов и приёмов работы по повышению эффективности подготовки и проведения родительского собрания в форме имитационной игры с Вашим участием;
- вывод, ответы на вопросы;
- заполнение анкеты;
- самоанализ.
План проведения мастер-класса
- Сначала я познакомлю Вас с методом «Шесть шляп де Боно», позволяющим активизировать наше мышление при подготовке и проведении собрания.
- Затем организую комментированный показ в действии методов и приёмов работы в форме имитационной игры с Вашим участием.
- Сделаем вывод, я отвечу на ваши вопросы.
- Предложу Вам заполнить анкету с целью получения информации об эффективности мастер-класса.
- Проведу самоанализ данного мастер-класса.
Ход мастер-класса:
1. Знакомство с методом.
Педагог-мастер: Чтобы организовать работу по повышению эффективности родительского собрания, педагог должен обладать определённой профессиональной компетенцией: необходимо чётко спланировать, продумать, предусмотреть… А это, в свою очередь, требует активизации нашего мышления.
3 слайд: «фото мыслителя».
Педагог-мастер: Но порой даже простая просьба о чём-то подумать зачастую вызывает у нас растерянность, а здесь предстоит такой большой объём работы! Мне нравится один неординарный метод более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
Педагог-мастер: Названия этого метода – «Шесть шляп де Боно». Его разработал Эдвард де Боно в 80-х годах XX века. Я считаю, что прототипом этого метода может выступать русская пословица «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Поэтому мы будем использовать не 6, а 7 шляп, что не будет противоречить сути этого метода.
4 слайд: (фото шляп, название, автор)
5 слайд:
Педагог-мастер:
Красная шляпа – ЭМОЦИИ, ИНТУИЦИЯ, ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА.
(Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Всё на свете начинается с нашего личного отношения. Наши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.)
Желтая шляпа. – ПОИСК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СТОРОН, ПРЕИМУЩЕСТВ. (Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.)
Черная шляпа – КРИТИКА, НЕДОВЕРИЕ, ОСТОРОЖНОСТЬ. (Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.)
Зеленая шляпа – НОВЫЕ ИДЕИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСТВО. (Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.)
Белая шляпа – ЧИСТЫЙ ЛИСТ. (Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.)
Оранжевая шляпа – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ, ПОЗИТИВНЫЙ ЗАРЯД. Во время проведения мероприятия необходимо создание доброжелательной обстановки.
Синяя шляпа – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (подведение итогов, формулировка дальнейших целей и т. п.).
Педагог-мастер: Метод позволяет разделить мышление на несколько режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
- Надевая шляпу определённого цвета мы направляем мышление в определённое русло, принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
- Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого направления мышления.
- Смена одной шляпы на другую помогает быстрому переключению мышления.
2. Комментированный показ в действии приёмов и методов работы по повышению эффективности родительского собрания в форме имитационной игры с участниками мастер-класса.
Педагог-мастер: И сегодня мы попробуем использовать данный метод для повышения эффективности подготовки и проведения родительского собрания. Например, по теме: «Дидактические игры и игрушки для детей раннего возраста».
Педагог-мастер:
- Итак, начинается работа с красной шляпы. Пожалуйста, наденьте красные шляпы (надевают). Не бойтесь, шляпы лёгкие, они не испортят вашу причёску. Какие вы все красивые. Сфокусируйте своё мышление на эмоциях, которые вызывает у вас эта работа – работа по подготовке и проведению родительского собрания «Дидактические игры и игрушки для детей раннего возраста». Какие чувства вы испытываете сейчас? Если вы затрудняетесь, обратитесь к карточке-помощнице красного цвета. Начните предложение со слов: « Я чуствую…»
Участники мастер-класса: (дают самостоятельные ответы или выбирают ответ с помощью красной карточки).
Педагог-мастер: Всё на свете начинается с личного отношения, важно понять, что мы чувствуем, как мы к этому относимся. Спасибо. Снимайте шляпу, положите её рядом с другими. А карточку-помощницу уберите вниз стопки.
Педагог-мастер:
- Надеваем жёлтую шляпу (надевают). Как будто солнышко заглянуло к нам! Каковы ваши мысли в жёлтой шляпе? Какие положительные стороны можно найти в проведении родительского собрания по данной теме? Чего должны достигнуть путём его проведения? При желании можно обратиться к карточке-помощнице жёлтого цвета:
Участники мастер-класса: (дают самостоятельные ответы или выбирают ответ с помощью жёлтой карточки).
Педагог-мастер: Как Вы поняли, мы сейчас поставили цели и определили задачи нашего собрания.
Педагог-мастер:
- Спасибо (снимают шляпы). Мы выслушали положительные стороны. Желтую карточку переложите вниз.
Теперь давайте переключимся с жёлтой шляпы на чёрную (надевают шляпы).
Какие могут возникнуть трудности? Какие могут быть риски? Что может не получиться? Можно обратиться к подсказке:
Участники мастер-класса: (дают самостоятельные ответы или выбирают ответ с помощью чёрной карточки).
Педагог-мастер:
- Находясь в чёрной шляпе, мы объяснили, почему идея может не сработать. Спасибо (снимают шляпы). Карточки помощницы кладите вниз. Давайте теперь наденем зелёные шляпы (надевают) и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы. Около магнитной доски на столе лежат карточки помощницы. По очереди подойдите к столу, выберите ответ на больших зёленых карточках и прикрепите его к магнитной доске, зачитайте:
Участники мастер-класса: (выбирают карточку, выходят, прикрепляют её к зелёной магнитной доске и зачитывают свой вариант ответа).
Педагог-мастер: Посмотрите, это не что иное, как условия успешного проведения собрания, которые помогут предотвратить те риски, разрешить проблемы, о которых мы говорим, находясь в чёрной шляпе.
Педагог-мастер:
- Спасибо (снимают шляпы). Давайте наденем белые шляпы (надевают). Сосредоточимся на той информации, которой располагаем или которая необходима для проведения родительского собрания. Составим план подготовки к проведению родительского собрания. Рассмотрите большие белые карточки, выберете несколько карточек с формулировкой которых вы согласны.
(Педагог-мастер в это время меняет сторонами магнитную доску – с зелёной на белую). Выходите по очереди к магнитной доске, прикрепите карточки, зачитайте.
Участники мастер-класса: (выбирают карточку, выходят, прикрепляют её к белой магнитной доске и зачитывают свой вариант ответа):
План подготовки:
- ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ; (выставка литературы).
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ.
- ПРОВЕДЕНИЕ МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ В СООБЩЕСТВЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.
- ОБЪЯВЛЕНИЕ С ПРОБЛЕМНОЙ ФОРМУЛИРОВКОЙ.
- ПРИГЛАШЕНИЕ.
- ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНЫХ ПАМЯТОК С СОВЕТАМИ НА ТЕМУ СОБРАНИЯ.
- ПОДГОТОВКА КОНКУРСОВ, ВЫСТАВОК ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ.
- ЗАПИСЬ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ НА МАГНИТОФОН.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ, ЭТАПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ, СПОСОБОВ И ПРИЕМОВ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ЕГО УЧАСТНИКОВ.
- РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ СОБРАНИЯ.
- РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЯ СОБРАНИЯ, ЕГО РЕКОМЕНДАЦИЙ РОДИТЕЛЯМ.
- ПОДГОТОВКА НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА (плакатов, схем, иллюстраций и др.)
- ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
Педагог-мастер: Мы можем сделать вывод о важности подготовительного этапа проведения родительского собрания. Чем лучше мы подготовимся, тем больше вероятность, что собрание пройдёт эффективно.
Педагог-мастер:
- Спасибо (снимают шляпы). Как вам всем идут эти шляпы.
Теперь надеваем оранжевые шляпы (надевают). Как вам всем идут эти шляпы. В оранжевом солнечном настроении проводим собрание.
Я сейчас продемонстрирую фрагменты презентации родительского собрания, которое я проводила с родителями воспитанников 2 группы раннего возраста «Дельфинчик»:
- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО СОБРАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСТЕЙ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НА ПОДГРУППЫ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ.
- работа в подгруппах;
- практическая работа;
- выступление с опытом семейного воспитания;
- игра «Блиц-опрос» (Мяч);
- АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ.
- АНАЛИЗ АНКЕТ РОДИТЕЛЕЙ.
- раздача памяток.
Педагог-мастер:
- Спасибо (снимают). Сейчас я хотела бы надеть синюю шляпу и спросить (надевают): К какому выводу можно прийти? Как прошло собрание? Достигнуты ли цели? Что не получилось? И что делать дальше? Обратимся к синей подсказке.
- Родительское собрание «Дидактические игры и игрушки для детей раннего возраста» можно считать эффективным, т.к.
- уровень посещаемости родительского собрания был более чем достаточным: из 20 семей присутствовали 16 родителей;
- степень активности родителей была высокая;
- активизировалось участие родителей в жизни группы и детского сада.
Педагог-мастер: Предположите, в ходе проведения родительского собрания, чего ещё могли достичь?
На что следует обратить внимание в следующий раз?
Что делать дальше?
- высокая посещаемость собрания;
- активность родителей на собрании;
- достигнуто взаимодействие;
- гармонизация отношений между родителями и детским садом, между родителями и их детьми;
- переход родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса (сотрудничество);
- в следующий раз не использовать в речи сложную терминологию;
- на следующем собрании предложить родителям чай (устали после работы);Хорошая идея!
- больше приводить примеров из жизни группы; Родителям интересно знать, чем живут их дети.
Педагог-мастер: Спасибо. Можно снять шляпу (снимают). Карточки помощницы уберите вниз.
Подведём итог. Сегодня в ходе мастер-класса:
- Были намечены пути работы по повышению профессионализма педагога в плане подготовки и проведения родительских собраний.
- Помогли нам в этом метод «Шляпы» и пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Я хотела показать, и мне это удалось: что для эффективного проведения не только родительского собрания, но любого другого мероприятия, важно:
- определить своё личное отношение к делу;
- знать для чего это надо, чего мы хотим достичь;
- предусмотреть все риски;
- определить условия успешного выполнения;
- отвести большую роль подготовительному этапу;
-создавать атмосферу дружелюбия и способствовать работоспособности участников мероприятия;
- анализировать проведённое мероприятие для повышения эффективности последующей работы.
То есть, подойти к решению проблемы со всех сторон, всеобъемлюще – и… дело в шляпе! И именно шляпы могут помочь сделать рутинную работу увлекательной!
А чтобы легче было запомнить последовательность шляп, можно использовать весёлые предложения, каждое слово которых начинается с тех же букв, что и цвет шляп
- :
Каждая женщина чувствует заранее, будет отличное свидание.
Как жалко, что зайчишка бегал от совы.
Педагог-мастер: Более эффективное использование процесса мышления необходимо не только при подготовке родительского собрания, но в любой другой деятельности: и в организации образовательной деятельности с детьми, и распространении своего опыта работы, в общем, при решении различных проблем.
Педагог-мастер: Разрешите мне предложить вам материал для повышения эффективности ваших родительских собраний:
- памятки по использованию метода «Шесть де Боно»;
- и рекомендации «Десять золотых правил проведения собрания»
-сертификаты об участии в мастер-классе.
Теперь я готова ответить на ваши вопросы.
Спасибо за внимание.
-Заполните пожалуйста анкеты.
САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЁННОГО МАСТЕР-КЛАССА
Название мастер-класса: «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей».
И при его подготовке и проведении я также использовала метод «Шляпы».
Во-первых, определила своё личное отношение к мероприятию: это моя готовность поделиться своим опытом работы.
Во-вторых, определила, чего я должна достигнуть путём его проведения, а именно:
- освоение участниками мастер-класса в процессе активного педагогического общения опыта работы педагога-мастера по повышению эффективности подготовки и проведения родительского собрания с использованием метода «Шесть шляп де Боно».
Для этого были поставлены следующие задачи:
знакомство участников мастер-класса с методом «Шесть шляп де Боно», направленным на активизацию мышления;
отработка с участниками мастер-класса методов и приёмов работы по повышению эффективности подготовки и проведения родительского собрания;
создание атмосферы уважения, дружелюбия в процессе обмена опытом работы.
В-третьих, определила возможные риски: участникам должно быть интересно, понятно, комфортно.
Поэтому, в-четвёртых, определила условия успешного проведения мастер-класса:
- повысила свой уровень знаний по обсуждаемому вопросу;
- продумала форму организации мастер-класса;
- обратила внимание на методы активизации, привлечения и сосредоточения внимания участников.
В-пятых, сосредоточившись на имеющейся информации, составила план подготовки и проведения мастер-класса.
Для участников мастер-класса я подготовила информационную справку, которая содержит краткие сведения о предстоящем мастер-классе, о личности ведущего и входит в состав раздаточного материала для участников. Информационная справка была оформлена в виде шляпы и состояла из 7 страниц соответствующих цветов.
Для проведения мастер-класса подготовила помещение, расставила посадочные места, подготовила демонстрационный материал:
мультимедийное оборудование;
двухсторонняя магнитная доска;
шляпы 7-ми цветов для ведущего.
Подготовила раздаточный материал для участников мастер-класса:
шляпы семи цветов для каждого участника;
карточки-помощницы на листах соответствующих цветов;
памятка по подготовке и проведению родительского собрания;
памятка по использованию метода «Шесть шляп де Боно».
Шестое – это проведение мастер-класса. В его ходе:
Обратила внимание участников на актуальность повышения эффективности родительских собраний на современном этапе.
Проинформировала о предстоящей форме представления опыта.
Поставила цель и определила задачи мастер-класса.
Сначала я познакомила педагогов с методом «Шесть шляп де Боно», позволяющим активизировать наше мышление при подготовке и проведении собрания.
Формой показа методов и приёмов работы стала имитационная игра с участниками мастер-класса.
Основным методом выступал метод «Шесть шляп де Боно». Как уже говорилось, использование 7-ми шляп и методу де Боно не противоречит, и ближе нашему пониманию.
Метод «Шляпы» обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные режимы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
Достоинства метода:
- наглядность, простота освоения и применения;
- умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения;
- позволяет отстранить свое эго от мышления.
Недостатки метода:
- для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка;
- большая психологическая нагрузка.
Поэтому сегодня в ходе знакомства с этим методом мы использовали карточки-помощницы.
В конце мастер-класса сделала вывод (ответила на вопросы/ была готова ответить на вопросы).
Предложила заполнить анкету. Она была необходима, во-первых, для фиксации мнений, пожеланий участников, т.е. является необходимым элементом этапа рефлексии*. Во-вторых, анализ и обобщение информации, полученной в результате опроса, даёт возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.
Довольно часто участники обращаются к организаторам за оправдательными документами, подтверждающими их присутствие на данном мероприятии. Роль такого документа выполнял сертификат. Он же может использоваться как документальное свидетельство повышения профессионального уровня педагога и войти в его портфолио при подготовке к аттестации.
Седьмое – анализ результативности мастер-класса:
Плюсы: данный мастер-класс помог мне, как педагогу-мастеру, донести до коллег успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность.
Минусы: мастер-класс прошёл бы более эффективно, если не было бы ограничения во времени и участники могли бы самостоятельно давать ответы, без карточек-помощниц.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект проведения мастер-класса для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия «Прогулка в волшебный лес».
Прививать интерес родителей к совместным занятиям с ребенком, научить выполнять комплекс по профилактике плоскостопия у детей....
План-конспект проведения мастер-класса "Путешествие в историю промыслов Тамбовского края"
Данный метариал ориентирован на взрослую аудиторию, участников мастер-класса....
План конспект проведения мастер-класса для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия «Прогулка в волшебный лес».
План конспект проведения мастер-класса для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия «Прогулка в волшебный лес»....
МАСТЕР-КЛАСС С РОДИТЕЛЯМИ «УКРАШАЕМ ДОМ И САД: КАК СДЕЛАТЬ КАШПО ДЛЯ ЦВЕТОВ СВОИМИ РУКАМИ, ИСПОЛЬЗУЯ БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ». «ПОДРУЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ ШЕДЕВР ИЗ НИЧЕГО»
laquo;Подручные материалы или как сделать шедевр из ничего»Желание украсить дом и окружающее пространство всегда было в крови у творческих личностей. Во-первых, это приятное времяпрепровождение...
План-конспект проведения мастер-класса для родителей «Игрушка-дергунчик из картона своими руками»
Мастер-класс по созданию игрушки-дергунчика из картона....
План-конспект проведение мастер-класса для педагогов и родителей "Дергунчик-забавная игрушка"
Цель: познакомить педагогов и родителей с техникой изготовления игрушки – дергунчика.Задачи:1. Познакомить с пользой создания развивающих игрушек своими руками, показать последовательность дейст...
План-конспект проведения мастер-класс "Граттаж"
Предлагаю план-конспект проведения мастер класса по изготовлению основы для нетрадиционного способа рисования в технике "граттаж" для детей старшего дошкольного возраста....