"Методическая работа"
учебно-методический материал
опыт работы на тему:
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-_pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 98 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников «Ладушки» г. Орска»
опыт работы на тему:
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО».
Подготовила :воспитатель
1 квалификационной
категории Ваулина Л.М.
2020 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию опыт работы на тему : ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО.
Хотела бы поделиться приемами и методами из опыта своей работы
Слайд 1.
В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.
Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.
В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.
Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого – педагогического сопровождения
Как же мы выстраиваем эту траекторию?
Слайд 2
Начнем с понимания понятия «Что же такое сопровождение?»:
-метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
А что же предполагает «Психолого-педагогическое сопровождение?»
Слайд 3
Психолого-педагогическое сопровождение это длительный динамический процесс, предполагающий целостную, организованную и системную деятельность специалистов, направленную на создание условий для успешного функционирования.
В нашем дошкольном учреждении сопровождение ведут: старший воспитатель – методист, педагог – психолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, художественный руководитель изо – студии «Жар – птица».
Слайд 4
Участниками психолого-педагогического сопровождения семьи являются :
- Дети
- Родители
- Группа семей
- Педагоги и специалисты
Слайд 5
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи:
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ, СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ
Слайд 6
Условия:
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАЖДОГО ПЕДАГОГА
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ
- СОГЛАСОВАННОСТЬ УСИЛИЙ ВСЕХ СПЕЦИАЛИСТОВ
- МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА СОТРУДНИЧЕСТВО
- ПРЕОБЛАДАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПОДДЕРЖКА АВТОРИТЕТА ВОСПИТАТЕЛЯ
Слайд 7
Основными принципами, определяющими успешность взаимодействия педагогов и родителей, являются следующие:
- ОСОЗНАННОСТИ СИСТЕМНОГО ВЗАИМОДЕЙСТИЯ (Педагоги и родители должны осознавать необходимость совместных действий для личностного развития ребенка)
- СОГЛАСОВАННОСТИ УСИЛИЙ ( Совместные усилия педагогов и родителей должны быть согласованны)
- ОТКРЫТОСТИ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ СЕМЬИ (Каждому родителю должна быть обеспечена возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)
- ВАРИАТИВНОСТИ (Предъявляемые ребенку образцы социального поведения должны подбираться с учетом его индивидуальных особенностей)
- ДОПОЛНЕНИЯ (Педагоги и родители должны дополнять усилия друг друга для вклада в развитие ребенка)
- ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (Педагоги должны владеть системой методических приемом взаимодействия с родителями-
диагностических, организационных, коммуникативных, уметь отбирать и реализовывать адекватные формы индивидуальной и групповой работы, гибко и оперативно реагировать на запросы родителей)
- ПАРИТЕТНОСТИ ( родители и педагоги являются партнерами в осуществлении поддержки процесса социализации ребенка. Организаторами взаимодействия являются педагоги. Работа в режиме онлайн, регулярно получать обратную связь от родителей и оперативно корректировать свои педагогические воздействия на ребенка).
ДИНАМИЧНОСТИ ( детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Слайд 8
Эти принципы определяют основные направления включения родителей в единое пространство детского развития:
- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ С СИСТЕМОЙ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ;
- ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ;
- СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ (ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОО).
Слайд 9
Основные задачи такой работы:
- УСТАНОВИТЬ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С СЕМЬЕЙ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА;
- ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ;
- СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ, ОБЩНОСТИ ИНТЕРЕСОВ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЗАИМОПОДДЕРЖКИ;
- АКТИВИЗИРОВАТЬ И ОБОГАЩАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ;ПОДДЕРЖИВАТЬ ИХ УВЕРЕННОСТЬ В СОБСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ .
Слайд10
Этапы:
- ИЗУЧЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩИХ ЗАКОНОВ И СТАНДАРТОВ;
- ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ И ИХ ЗАПРОСОВ;
- МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ;
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРИОРИТЕТОВ, ВЫБОР ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ;
- СОТРУДНИЧЕСТВО И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ
Слайд11
Следующим шагом работы может стать определение содержательных приоритетов взаимодействия:
- УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПРИДАНИЕ ЗДОРОВЬЮ КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ СТАТУСА СЕМЕЙНОЙ ЦЕННОСТИ;
- СОГЛАСОВАННОСТЬ УСИЛИЙ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, УВАЖИТЕЛЬНОГО И ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ;
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ, СПОСОБСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕГО ТВОРЧЕСКОГО ДОСУГА
Слайд: 12
То есть работа с родителями направлена на развитие трех основных ценностей: здоровья , нравственности, культуры.
Слайд 13
Критерии эффективности:
- ПРОЯВЛЕНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТРЕМЛЕНИЕ К ПОНИМАНИЮ РЕБЕНКА, ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ
- ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИКАМ ДОО;
- РОСТ ПОСЕЩАЕМОСТИ РОДИТЕЛЯМИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ, ОРГАНИЗУЕМЫХ В ДОО;
- ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО;
- УЛУЧШЕНИЕ МИКРОКЛИМАТА В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЕМЬЯХ;
- ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДОО.
Слайд14
В нашем дошкольном учреждении мы используем различные формы работы с семьей:
- Педагогическое просвещение родителей (беседы, консультации)
- Общие и групповые собрания
- Наглядная пропаганда (родительские уголки, стенды)
Традиционные формы сотрудничества не утрачивают своей актуальности, но мы , опираясь на ФГОС обязаны выстроить наиболее эффективную работу с родителями, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей, укрепляя внутрисемейные связи и отношения.
Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи мы активно используем инновационные формы и методы работы.
Слайд 15
В нашей группе мы активно используем нетрадиционные формы работы с семьей:
-консультации специалистов
- выпуск ежемесячной газеты «Непоседы»
-благотворительные ярмарки семейных поделок
-семейные спортивные встречи
-тематические семейные выставки
-открытые занятия
-семейные родительские собрания с участием детей
-участие в городских фестивалях, праздничных парадах, семейных спектаклях
-семейные проекты (проектная деятельность)
-Использование сайта ДОО для информирования и получения обратной связи по вопросам взаимодействия педагогов и родителей
-Использование персонального сайта педагога для взаимодействия с семьями воспитанников
-работа с портфолио
-«родительская почта»
- «телефон доверия»
- игровой модуль «Наше настроение» для родителей
Для наших ребят мы разработали :
- игровой модуль «Наше настроение» для детей
- игровой модуль «Наши поздравлялочки»
- игровой модуль «Доска выбора»
Любой стандарт предполагает какой- то результат, то есть если вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что- то изменит в системе воспитания и мы получим тот или иной планируемый результат.
Так вот таким результатом, подчеркивают разработчики, должна стать социализация детей.
Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира.
Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)
Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.
Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"
Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
Самостоятельная работа №12 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ методического обеспечения образовательного процесса ДОО».
Обособленное подразделение дошкольного образованияМБОУ г. Астрахани «СОШ № 61» ДОУ №1...
Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».
Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...