"Методическая работа"
учебно-методический материал

Ваулина Любовь Михайловна

опыт работы на тему:

 

 «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-_pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 98 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников «Ладушки» г. Орска»

опыт работы на тему:

 «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО».

       Подготовила :воспитатель

                                                                           1 квалификационной

                                                                                  категории Ваулина Л.М.

2020 г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию опыт работы на тему : ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО.

Хотела бы поделиться приемами и методами из опыта своей работы

Слайд 1.

В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого – педагогического сопровождения

Как же мы выстраиваем эту траекторию?

Слайд 2  

Начнем с понимания понятия «Что же такое сопровождение?»:

-метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

А что же предполагает «Психолого-педагогическое сопровождение?»

 

Слайд 3

Психолого-педагогическое сопровождение это длительный динамический процесс, предполагающий целостную, организованную и системную деятельность специалистов, направленную на создание условий для успешного функционирования.

В нашем дошкольном учреждении сопровождение ведут: старший воспитатель – методист, педагог – психолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, художественный руководитель изо – студии «Жар – птица».

Слайд 4

Участниками психолого-педагогического сопровождения семьи  являются :

  • Дети
  • Родители
  • Группа семей
  • Педагоги и специалисты

Слайд 5

 Цель психолого-педагогического сопровождения семьи:

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ, СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ

Слайд 6

Условия:

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАЖДОГО ПЕДАГОГА
  2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ
  3. СОГЛАСОВАННОСТЬ УСИЛИЙ ВСЕХ СПЕЦИАЛИСТОВ
  4. МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА СОТРУДНИЧЕСТВО
  5. ПРЕОБЛАДАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

                    ПОДДЕРЖКА АВТОРИТЕТА ВОСПИТАТЕЛЯ

Слайд 7

Основными принципами, определяющими успешность взаимодействия педагогов и родителей, являются следующие:

  • ОСОЗНАННОСТИ  СИСТЕМНОГО ВЗАИМОДЕЙСТИЯ (Педагоги и родители должны осознавать необходимость совместных действий для личностного развития ребенка)
  • СОГЛАСОВАННОСТИ УСИЛИЙ ( Совместные усилия педагогов и родителей должны быть согласованны)
  • ОТКРЫТОСТИ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ СЕМЬИ (Каждому родителю должна быть обеспечена возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)
  • ВАРИАТИВНОСТИ (Предъявляемые ребенку образцы социального поведения должны подбираться с учетом его индивидуальных особенностей)
  • ДОПОЛНЕНИЯ (Педагоги и родители должны дополнять усилия друг друга для вклада  в развитие ребенка)
  • ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (Педагоги должны владеть системой методических приемом взаимодействия с родителями-

диагностических, организационных, коммуникативных, уметь отбирать и реализовывать адекватные формы индивидуальной и групповой работы, гибко и оперативно реагировать на запросы родителей)

  • ПАРИТЕТНОСТИ ( родители и педагоги являются партнерами в осуществлении поддержки процесса социализации ребенка. Организаторами взаимодействия являются педагоги.  Работа в  режиме онлайн, регулярно получать обратную связь от  родителей и оперативно корректировать свои педагогические воздействия на ребенка).

ДИНАМИЧНОСТИ  ( детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Слайд 8

Эти принципы определяют основные направления включения родителей в единое пространство детского развития:

  • ОЗНАКОМЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ С СИСТЕМОЙ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ;
  • ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ;
  • СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ  (ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОО).

Слайд 9

Основные задачи такой работы:

  • УСТАНОВИТЬ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С СЕМЬЕЙ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА;
  • ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ;
  • СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ, ОБЩНОСТИ ИНТЕРЕСОВ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЗАИМОПОДДЕРЖКИ;
  • АКТИВИЗИРОВАТЬ И ОБОГАЩАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ;ПОДДЕРЖИВАТЬ ИХ УВЕРЕННОСТЬ В СОБСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ .

Слайд10

Этапы:

  • ИЗУЧЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩИХ ЗАКОНОВ И СТАНДАРТОВ;
  • ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ И ИХ ЗАПРОСОВ;
  • МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ;
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРИОРИТЕТОВ, ВЫБОР ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ;
  • СОТРУДНИЧЕСТВО И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ

Слайд11

Следующим шагом работы может стать определение содержательных приоритетов взаимодействия:

  • УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПРИДАНИЕ ЗДОРОВЬЮ КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ СТАТУСА СЕМЕЙНОЙ ЦЕННОСТИ;
  • СОГЛАСОВАННОСТЬ УСИЛИЙ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, УВАЖИТЕЛЬНОГО И ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ;
  • РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ, СПОСОБСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕГО ТВОРЧЕСКОГО ДОСУГА

Слайд: 12

То есть работа с родителями направлена на развитие трех основных ценностей: здоровья , нравственности, культуры.

Слайд 13

Критерии эффективности:

  • ПРОЯВЛЕНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТРЕМЛЕНИЕ К ПОНИМАНИЮ РЕБЕНКА, ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ
  • ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИКАМ ДОО;
  • РОСТ ПОСЕЩАЕМОСТИ РОДИТЕЛЯМИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ, ОРГАНИЗУЕМЫХ В ДОО;
  • ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО;
  • УЛУЧШЕНИЕ МИКРОКЛИМАТА В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЕМЬЯХ;
  • ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДОО.

Слайд14

В нашем дошкольном учреждении мы используем различные формы  работы с семьей:

  • Педагогическое просвещение родителей (беседы, консультации)
  • Общие и групповые собрания
  • Наглядная пропаганда (родительские уголки, стенды)

Традиционные формы сотрудничества не утрачивают своей актуальности, но мы , опираясь на ФГОС обязаны выстроить наиболее эффективную работу с родителями, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей, укрепляя внутрисемейные связи и отношения.

Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи мы активно используем инновационные формы и методы работы.

 

Слайд 15

В нашей  группе мы активно используем нетрадиционные формы работы с семьей:

-консультации специалистов

- выпуск ежемесячной газеты «Непоседы»

-благотворительные ярмарки семейных поделок

-семейные спортивные встречи

-тематические семейные выставки

-открытые занятия

-семейные родительские собрания с участием детей

-участие в городских фестивалях, праздничных парадах, семейных спектаклях

-семейные проекты (проектная деятельность)

-Использование сайта ДОО для информирования и получения обратной связи по вопросам  взаимодействия педагогов и родителей

-Использование персонального сайта педагога для взаимодействия с семьями воспитанников  

-работа с портфолио

-«родительская почта»

- «телефон доверия»

- игровой модуль «Наше настроение» для родителей

Для наших ребят мы разработали :

- игровой модуль «Наше настроение» для детей

- игровой модуль  «Наши поздравлялочки»

- игровой модуль «Доска выбора»

Любой стандарт предполагает какой- то результат, то есть если вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что- то изменит в системе воспитания и мы получим тот или иной планируемый результат.

Так вот таким результатом, подчеркивают разработчики, должна стать социализация детей.

Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира.

Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)

Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.

Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"

Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...