"Игра как средство самореализации и самовыражения у детей с ОВЗ"
статья (подготовительная группа)
Ребёнок познаёт мир через игру, через игру проявляет свои интересы, в игре воплащает свои желания, мечты. Особенно важна игра для самовыражения у детей с особыми образовательными потребностями. Только в игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, проявляют себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_samorealizatsii.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Муромцевский детский сад 4 комбинированного вида»
«игра как средство самореализации и самовыражения у детей с ОВЗ».
Воспитатель первой
квалификационной категории:
Шумцова Елена Валерьевна.
2020г
«Чем ниже уровень самореализации, тем
больше тревоги и тоски испытывает
человек»
(А.Менегетти)
Самореализация личности дошкольника – это выявление и реализация возможностей и способностей – как творческих, так и личностных. Значит самореализация – это действие, направленное на развитие возможностей и утверждение ребёнком себя как личности, а свобода – возможность создать условия для этого, средство для достижения этих целей.
Игра - основной вид деятельности ребенка, это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе детей. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.
Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребёнка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно-печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино», «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения. Развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Дидактическая игра способствует познавательным и умственным способностям, развитию речи, социально-нравственному развитию, сенсорному развитию, саморазвитию.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Дети с ОВЗ пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это -осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.
А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни.
Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.
Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения, особенно для ребёнка с ОВЗ. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать как взрослые, желание управлять предметами.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.
В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)...
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье представлена система игр, способствующих преодолению нарушений речи детей....
«игра - средство самореализации и самовыражения».
В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...
Деловая игра. Тема: "Хороводные игры как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Для воспитателей детского сада....
Всероссийская научно-практическая конференция «Игра как средство самореализации и самовыражения дошкольников» 26 ноября 2022 года. Тема доклада: «Театрализованные игры как средство самовыражения детей дошкольного возраста»
Театрализованные игры как средство самовыражения для детей дошкольного возраста...