"Игра как средство самореализации и самовыражения у детей с ОВЗ"
статья (подготовительная группа)

Елена Валерьевна Шумцова

Ребёнок познаёт мир через игру, через игру проявляет свои интересы, в игре воплащает свои желания, мечты. Особенно важна игра для самовыражения у детей с особыми образовательными потребностями. Только в игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, проявляют себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_samorealizatsii.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Муромцевский детский сад 4 комбинированного вида»

«игра как средство самореализации и самовыражения у детей с ОВЗ». 

Воспитатель первой

квалификационной категории:

 Шумцова Елена Валерьевна.

2020г

        «Чем ниже уровень самореализации, тем

        больше тревоги и тоски испытывает  

                                                                                                человек»                                                                                

        (А.Менегетти)

    Самореализация личности дошкольника – это выявление и реализация возможностей и способностей – как творческих, так и личностных. Значит самореализация – это действие, направленное на развитие возможностей и утверждение ребёнком себя как личности, а свобода – возможность создать условия для этого,  средство для достижения этих целей.

   Игра - основной вид деятельности ребенка, это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе детей. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.

    Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребёнка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

    Настольно-печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино», «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения. Развивать навыки самоконтроля.

    Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы,  выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

    Дидактическая игра способствует познавательным и умственным способностям, развитию речи, социально-нравственному развитию, сенсорному развитию, саморазвитию.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Дети с ОВЗ пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это -осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни.

Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения, особенно для ребёнка с ОВЗ. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать  как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье представлена система игр, способствующих преодолению нарушений речи детей....

«игра - средство самореализации и самовыражения».

В процесс иг­ры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...