Проект "Я живу в Санкт-Петербурге"
проект (старшая группа)
Проект " Я живу в Санкт-Петербурге" для старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по Петербурговедению | 48.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №38 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Проект
«Я живу в Санкт-Петербурге»
Составитель:
Гусак Анна Вячеславовна, воспитатель
Санкт-Петербург
2019 - 2020
«Я живу в Санкт-Петербурге»
Проект по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом
в старшей группе
Тип проекта: познавательно - творческий.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020).
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта:
Перед современными дошкольными образовательными учреждениями одними из важных задач ставятся задачи формирования основ гражданственности, любви к Родине, приобщения к ценностям культуры, бережного отношения к историческому и культурному наследию. Санкт-Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам. Эту работу призваны вести педагоги уже в дошкольном детстве, в детских садах, накапливая первоначальные знания о городе, знакомя с достопримечательностями Санкт-Петербурга, его каналами, природой, с пригородными ансамблями города. Именно в дошкольном возрасте закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу. Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста не могут осознать суть исторических событий и их последовательность, многие сведения для них либо формальны, либо недоступны для понимания. Поэтому, знакомя дошкольников с Санкт-Петербургом целесообразно, сначала привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают. Это позволяет раскрыть интерес дошкольников к истории и культуре родного города, открывает уникальные возможности для первоначальной ориентации ребёнка в мире культуры, становления его творческой индивидуальности. Для этого необходимо особым образом проектировать содержание доступное пониманию детей дошкольного возраста, пробуждающее их воображение и фантазию. Изучение истории родного города необходимо начинать с ближайшего окружения (квартира, дом, улица, район), то есть с того места, где живет ребёнок, которое он может ежедневно наблюдать. Постепенно расширяя круг знаний о городе, следует обращаться к истории его возникновения, знакомить с уникальной архитектурой, её красотой и многообразием. Такой подход позволяет получить широкие возможности, сформировать комплекс основных понятий о родном городе (город, улица, проспект, памятник, скульптура, архитектор), развивать способности к творческому мышлению. Особенность дошкольного возраста заключается в поддержке и развитии интереса, желании снова и снова узнавать исторические факты об архитектуре и скульптуре, дворцах и музеях, парках. Дети дошкольники любознательны, впечатлительны, у них хорошо развиты фантазия и воображение, а главное – у них прекрасно развита эмоциональная память. Поэтому основная задача педагога при изучении Санкт-Петербурга – это опора на эмоциональную память ребенка, формирование у ребенка эмоционально окрашенного понятия, первичных знаний, умений и навыков. Важно, что при ознакомлении дошкольников с Санкт-Петербургом необходимо заинтересовать каждого ребенка, затронуть его воображение, подобрать индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о Санкт-Петербурге.
Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей:
· Включение педагогов в творческий процесс;
· Вовлечение родителей в процессе решения поставленных задач;
· Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;
· Подведение итогов.
Цель проекта:
Развитие у старших дошкольников интереса к прошлому и настоящему Санкт-Петербурга, приобщение детей к отечественной культуре и истории, воспитание чувства любви к родному городу, чувства патриотизма.
Задачи проекта:
1. Познакомить с ближайшим окружением, микрорайоном, районом (с домами, улицами, проспектами, памятниками).
2. Формировать у детей элементарные представления о городе и его жителях.
3. Познакомить с символами города, некоторыми достопримечательностями исторического центра Санкт-Петербурга.
4. Способствовать обогащению словаря детей за счет слов-топонимов петербургской тематики.
5. Формировать у детей умение высказывать свое мнение, свои впечатления при описании достопримечательностей нашего города, составлении рассказов о них.
6. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах, способствовать формированию этики поведения петербуржца.
7. Вызывать интерес к знакомству с историей и достопримечательностями родного города.
8. Развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на неё.
Ожидаемый результат проекта:
К концу года дети обладают начальными знаниями о достопримечательностях Санкт-Петербурга, проявляют желание узнавать новое о городе; узнают и называют некоторые архитектурные и исторические памятники нашего города; узнают и называют символы Санкт – Петербурга (флаг, герб, гимн); имеют представление о карте-схеме города; знакомы с основными правилами поведения и этикета в общественном транспорте, на улицах города, при посещении экскурсий, музеев.
Продукт проектной деятельности:
- Оформление и пополнение уголка Петербурговедения
- Создание альбома рисунков «Мой любимый уголок Санкт-Петербурга»
- Фотовыставка «Наш любимый город».
Ресурсное обеспечение проекта: методическая литература
Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2013.
Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. – СПб.: «Паритет», 2018
Серова З.А. Петербургский задачник для малышей. – СПб,: ИД «МиМ», 1998
Гурьева Н.А. Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство. – СПб.: «Паритет», 2015
Иванова Ю.Н. Чижик – Пыжик и побег из Летнего сада. – СПб.: «Антология», 2018
Емельянова Т. История Санкт-Петербурга. - СПб.: «Золотой лев», 2014
Прогулки по Царскому селу и Павловску / составитель Алексеева О.Н. – СПб.: Паритет, 2018
Литвяк Е. Царское село. – Москва.: «Настя и Никита», 2015
Иванова Ю. Петергоф столица фонтанов. – Москва.: «Настя и Никита», 2015
Мучник Т. Кони, сфинксы, львы, грифоны. Каменные стражи Петербурга, серия «Сто тысяч почему». – СПб,: «Качели, 2017
ПатакиХ. Мосты Петербурга. – Москва,: «Настя и Никита», 2015
Рапопорт А. Реки, каналы, мосты Петербурга, серия «Сто тысяч почему». – СПб,: «Качели, 2017
Рапопорт А. Санкт-Петербург, раскраска – путеводитель, серия «Увлекательная прогулка». – Москва.:«Клевер-Медиа-Групп,2015
Картотеки:
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по теме «Санкт-Петербург»
Картотека стихотворений о Санкт-Петербурге
Картотека чистоговорок о Санкт-Петербурге
Петербург от А до Я, набор открыток + игра, серия «Вы и ваш ребенок». – СПб.: Питер Пресс,2014
Прогулки по детскому Петербургу, набор открыток + игра, серия «Вы и ваш ребенок». – СПб.: Питер Пресс,2014
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности
- Изучение и подбор методической литературы, иллюстрированного материала, презентаций по данной теме.
- Подбор материалов для работы с детьми и их родителями.
2 этап – основной (планирование и организация деятельности)
- Перспективное планирование работы с детьми по проекту.
- Практическая деятельность с детьми.
3 этап – заключительный
- Презентация проекта
Образовательная работа в рамках проекта
Месяц | Образовательные области | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи | |
Сентябрь | Диагностика | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Диагностические материалы | Выявление представлений детей о Санкт-Петербурге. |
Октябрь | Дома и улицы в нашем городе Визитная карточка города (символы нашего города: гимн, герб, флаг). Понятие «петербуржец» | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Беседа «Дома бывают разные» Рассматривание иллюстраций: улицы и проспекты Санкт-Петербурга, современные дома и старинные здания (дворцы), транспорт и люди на улицах, дорожные знаки, скверы, фонтаны, памятники Отгадывание загадок по теме «Дома и улицы нашего города» Свободное общение «Для чего человеку нужен дом» Н/П игра «Прогулка по городу» С/игра «Улица… какая?» ВХЛ А. Барто «Дом переехал» Просмотр и обсуждение презентации «Символы Санкт-Петербурга» Рассматривание иллюстраций с изображениями герба и флага Санкт-Петербурга, Медного всадника, шпиля Адмиралтейства Проговаривание чистоговорки про герб (картотека чистоговорок Е. Никоновой) Прослушивание «Гимна Великому городу» Р. Глиэра; дидактические игры «Собери герб Санкт – Петербурга» раскраска «Герб Санкт-Петербурга». | − дать представление о жилых и общественных домах и их назначении и архитектурном разнообразии; −дать представление об «имени» улиц (названии улиц) и структуре улицы (здания, тротуар, проезжая часть, транспорт, люди); − повторить основные правила дорожного движения для пешеходов − познакомить с символами Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн - познакомить детей с понятием «Петербуржец» - формировать гражданскую позицию |
Ноябрь | География города СПб (Карта города, реки, острова, мосты, скверы, парки) Петр I – основатель нашего города | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Просмотр и обсуждение презентации о Петре I рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, репродукций о Петре I Чтение стихов и отгадывание загадок о Петре I. Работа с раскрасками П/игра «По болоту Петр шел…», «Адмирал» Выкладывание с помощью палочек Кюзенера -кораблика Разрезные картинки «Портрет Петра I» | - формировать начальные знания о географии Санкт-Петербурге - развивать умение ориентироваться по карте города - научить детей видеть и запоминать ориентиры нашего города - развивать наблюдательность и внимание. − познакомить с некоторыми фактами из жизни основателя Санкт-Петербурга – Петра I − рассказать о некоторых чертах характера Петра I, о профессиях, которыми он владел (полководец, столяр, плотник, оружейник, кораблестроитель) − вызывать интерес к истории жизни и деятельности Петра I. |
Декабрь | Первая постройка СПб – Петропавловская крепость
Новый год от Петра I до наших дней | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Просмотр и обсуждение презентации «Петропавловская крепость» Рассматривание иллюстраций с видами Заячьего острова, Петропавловской крепости Рассматривание макета «Петропавловская крепость» Н/П игра «Мой город – Санкт-Петербург» Чтение стихотворений по теме «Петропавловская крепость» (см. картотеку стихов); заучивание стихотворения М. Борисовой «Мирная пушка» Лабиринт «Помоги кораблику доплыть до Петропавловской крепости» Работа с раскрасками Просмотр и обсуждение презентации «История праздника – Новый год на Руси» Украшение елки в группе Ситуативная беседа «Чем украшали новогодние елки раньше?» Продуктивная деятельность (аппликация) – Новогодняя открытка Просмотр м/ф «Новогодняя ночь» Новогодний утренник | − формировать представление о Петропавловской крепости как о первом сооружении, построенном в Санкт-Петербурге; − познакомить с некоторыми историческими фактами о Петропавловской крепости (основание крепости и её назначение, внешний вид, жизнь крепости в прошлом и настоящем, план-схема крепости); − рассказать о некоторых зданиях в Петропавловской крепости и их − воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города; − повторить правила поведения на экскурсии. -сформировать у детейпредставление, как и когда, праздновался новый Год вгороде СПб; - познакомить детей сатрибутами новогоднего праздника; - воспитывать вежливость, доброту и гостеприимство |
Январь | Адмиралтейские верфи Подвиг Ленинграда в дни блокады | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Просмотр и обсуждение презентации «Адмиралтейство» Рассматривание иллюстраций с изображениями здания Адмиралтейства, шпиля с корабликом, Адмиралтейского сада Упражнения «Обведи по контуру» Чтение и заучивание стихов М. Борисовой «Кораблик Адмиралтейства», «Золотой кораблик», С. Скаченкова «Кораблик Адмиралтейства» Рабочие листы «Адмиралтейство» Работа с раскрасками Просмотр и обсуждение презентации «Город-герой Ленинград» Просмотр м/ф « Солдатская лампа» Рассматривание иллюстраций: улицы блокадного города, участие жителей города в спасении памятников архитектуры во время войны, памятники и мемориалы, посвящённые подвигу жителей блокадного города Чтение стихотворения Ю. Воронова «Праздник на Неве». Мероприятие, посвященное Дню снятия блокады «900 дней мужества» Продуктивная деятельность (рисование) - «Блокадный Ленинград», (аппликация) – «Разорванное кольцо» | − познакомить с Адмиралтейством – архитектурным и историческим памятником, морским символом города, происхождением его названия − формировать представления о назначении Адмиралтейства; − познакомить с особенностями внешнего вида, украшениями здания Адмиралтейства; − воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города − познакомить детей с героическим (блокадным) прошлым города, Красносельского района - познакомить с некоторыми памятниками Воинской славы - воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших город в дни блокады |
Февраль | По Санкт-Петербургу на корабле Мосты и мифические существа в Санкт-Петербурге | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Просмотр и обсуждение презентаций «Реки Санкт-Петербурга» Рассматривание иллюстраций с изображениями набережных рек Санкт-Петербурга Д/игры: «Назови речку», «Продолжи ряд» Чтение стихотворений Н. Поляковой «Ее зовут Нева», М. Борисовой «У красавицы Невы»
Просмотр и обсуждение презентаций «Мосты Санкт-Петербурга», «Мифические существа Санкт-Петербурга Чтение и заучивание стихотворения М. Борисовой «Мост нагнулся над рекой …» Н/П игра «Знаешь ли ты Санкт-Петербург» Пазлы « Д/игры «Узнай мост», «Найди решётку», Раскраска «Сфинкс» Выкладывание по схеме с помощью палочек Кюзенера «Мост Ломоносова» | − познакомить с главной рекой Санкт-Петербурга – Невой, её характером в разное время года, дать представление о наводнениях в нашем городе − формировать представления о самых крупных и известных реках в историческом центре Санкт-Петербурга (Мойкой, Фонтанкой и др.) − воспитывать умение видеть и беречь богатства, созданные людьми и природой. − формировать представление детей о многообразии мостов в Санкт-Петербурге − познакомить детей со сказочными существами, которые украшают мосты и набережные города (львами, сфинксами, грифонами) − обогащать представления детей о назначении декоративных скульптур сказочных животных, их истории и легендах. |
Март | «Музеи и театры Санкт-Петербурга» | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Просмотр и обсуждение презентаций «Музеи Санкт-Петербурга», «Правила поведения в музее», «Театр» Д/игры «Четвёртый лишний», «Продолжи ряд», «Узнай по силуэту» «Узнай и назови», Чтение стихотворения Ю. Юдина «Кунсткамера»; Пластические этюды «Покажи героя сказки», «Я – актёр-мим» Чтение стихов о театре (см. картотеку «Петербургская азбука» Е. Никоновой) Рассматривание макетов зданий Продуктивная деятельность (аппликация) – Укрась маску, (рисование) – В театре | − познакомить с понятием «музей», значением музеев для горожан; − дать представление о назначении и многообразии музеев; − рассказать об истории создания первого музея в Санкт-Петербурге; − познакомить с многообразием театров города, с театральными профессиями; − закрепить знание правил поведения в театре, на концерте, при посещении музеев; − вызывать интерес и желание посещать музеи и театры Санкт-Петербурга. |
Апрель | «Мы очень любим свой район, он растет, и мы растем» Первый сад города - Летний сад | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Просмотр и обсуждение презентаций «Путешествие по Малой Родине – Красносельскому району» Свободное общение: «Что ты знаешь о своем районе?»; «Что такое микрорайон?» Д/игра «Найди улицы на карте Красносельского района» Знакомство с картой района. Рассказ педагога: «Памятные места района» Заучивание стихотворения Н. Федотова «Что мы видим за окном». Составление маршрута «Дорога в детский сад». Просмотр и обсуждение презентации «Летний сад» Рассматривание иллюстраций с изображением решётки Летнего сада, скульптур, панорам Летнего сада в разное время года Д/И«Что лишнее?», «Экскурсоводы»; разрезные картинки «Петербургская мозаика» чтение стихотворений В. Блейкова «А это что за кружева…», «Прекрасный Летний сад», С. Скаченкова «Летний сад» Продуктивная деятельность (рисование) – Решётка Летнего сада | - знакомить детей с районом, в котором они проживают. - познакомить детей с историческим прошлым нашего района; − познакомить с первым парком в Санкт-Петербурге − дать представление о том, что Летний сад находится на острове, какие реки и канал окружают его − познакомить с украшением Летнего сада: оградой, скульптурами и фонтанами − воспитывать нравственно-эстетические чувства, направленные на развитие бережного отношения к природному и культурному наследию города. |
Май | Знай и люби свой город (обобщающе е занятие) Диагностика | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Просмотр и обсуждение презентации «С днем рождения наш любимый город» Фотовыставка «Наш любимый город». Прослушивание песни О. Кваши «Санкт-Петербург», романса о Петербурге «Что будет, то будет..» в исполнении А. Миронова. Д/И «Найди города на карте» Мемо «Санкт-Петербург» С/И «Назови достопримечательность Санкт-Петербурга» Д/И «Узнай герб Санкт-Петербурга» Н/П «Разрезные картинки» (с видами Санкт-Петербурга) Развлечение «Мы очень любим город свой» Диагностические материалы | − формировать представление о возрасте Санкт-Петербурга, о том, что у него есть день рождения − формировать познавательный интерес к истории родного города − учить видеть красоту города, понимать его уникальность и неповторимость Выявление представлений детей о Санкт-Петербурге. |
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
Месяц | Тема | Формы работы |
Сентябрь | Знакомство с темой, целью и задачами, планом работы проекта и привлечение родителей. Анкета по ознакомлению с родным городом «Санкт-Петербургом» | Родительское собрание Анкетирование |
Октябрь | Семейные прогулки по Санкт-Петербургу. Советы для родителей «Моя улица», «Прогулка по осеннему городу» «Символы нашего города» | Индивидуальная беседа Консультация |
Ноябрь | «Как знакомить детей с Санкт-Петербургом» | Заочная консультация |
Декабрь | Семейные прогулки по Санкт-Петербургу. Советы для родителей «Прогулка по зимнему городу» «Новые семейные традиции в новом году» | Заочная консультация Консультация |
Январь | Рекомендации для родителей. Тема: «Блокада Ленинграда», План памятных мероприятий «Свеча на аллее Славы» «Музеи, посвященные обороне и блокаде Ленинграда» | Заочная консультация Консультация |
Февраль | «10 интересных фактов о водоемах Санкт-Петербурга» | Заочная консультация |
Март | «Маршрут выходного дня или где побывать с ребенком» | Заочная консультация |
Апрель | «Наш любимый Красносельский район» (история, достопримечательности) | Заочная консультация |
Май | «День рождения Санкт-Петербурга» (информационно-деловое оснащение) «Наш любимый город». | Консультация Фотовыставка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".
Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...
Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...
методическая разработка проекта для старшего возраста "Я живу в Санкт- Петербурге"
laquo;Ты вспоминаешь не страну большую,которую изъездил и узнал.Ты вспоминаешь Родину такую,какой её ты в детстве увидал».К. Симонов.В сегодняшнем мире, с открытыми границами и огромными возмож...
презентация для старшего возраста "Я живу в Санкт- Петербурге"
Конспект непрерывной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастана тему «Тайны Петропавловской крепости» (используемые образовательные технологии:исследовательс...
Презентация для детей младшего дошкольного возраста "Я живу в Санкт-Петербурге"
Данная презентация - игра поможет обогатить и закрепить словарный запас воспитанников, развить внимание и образное мышление, воображение, сообразительность....
Проект "Я живу в Санкт-Петербурге"
Познавательно-творческий проект...
Проект "Я живу в Санкт-Петербурге"
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Город представляет собой особый «культурный организм». Знакомство с городом предполагает погружение в его историю, пос...