Сюжетно ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка в семье
статья (старшая группа)

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sr_igra_v_nravstvennom.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка в семье

В век новых технологий дети стали играть все меньше и меньше. Они много времени проводят у телевизора, компьютера. Смотрят мультфильмы, разные передачи, взрослые фильмы. По мнению многих психологов, ученых,  игра занимает ведущее место в жизни дошкольников. Существует огромное количество игр: дидактические, словесные, настольные, подвижные, театрализованные. Дошкольное детство – самый важный период становление личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки, привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, речь, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Игра-отражение жизни. В сюжетно-ролевой игре есть сюжет и роли.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение воспитанников в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, детям импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

Значение сюжетно-ролевой игры на развитие детей очень велико:

  1. В игре придумывается сюжет - значит развивается фантазия.
  2. В игре ведутся диалоги между играющими - значит развивается речь.
  3. Используются заместители предметов - развивается воображение.
  4. Придумываются костюмы- дети проявляют творчество.
  5. В игре познается окружающий мир.
  6. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
  7. Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам).

Существует огромное количество сюжетно-ролевых игр

Игры предлагаются детям в соответствии с возрастом и усложняются в каждой группе. В средней группе предлагаются такие игры.

«Семья»

Мама готовит еду, кормит дочку и папу. Дочка заболела. Папа везет дочку с мамой в поликлинику. Или мама вызывает врача на дом. Перед праздником мама с дочкой идет в парикмахеру. Мама покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей.

«Поликлиника»

Врач принимает больных. Мама приводит дочку к врачу. Врач спрашивает, где болит, прослушивает, измеряет температуру. Медсестра делает уколы. Врач приходит к больному на дом, осматривает больного, выписывает лекарства. Мама покупает лекарства в аптеке.

«Кукольный театр»

Показ детьми знакомой сказки.

«Продуктовый магазин», «Магазин посуды»

В магазине продаются овощи, фрукты, продукты, посуда. Продавец взвешивает продукты. Покупатели вежливо разговаривают с продавцом.

 «Транспорт, строительство»

Шоферы берут машину, заправляют бензином, ездят осторожно, чтобы не наехать на людей, возят материал на строительство. Строители строят гаражи. Водители едут на разных машинах легковых, грузовых, такси, скорой помощи, пожарной машине. Соблюдают правила дорожного движения. Ставят машины в гаражи. Пожарные едут на пожар.

Проанализировав анкеты, хочется похвалить вас, уважаемые родители. Многие из вас покупают детям настольные игры, конструкторы, настольные игры, мозаики. Все это развивает у детей усидчивость, внимание. Также много покупаете различных игрушек. Но далеко не все родители обыгрывают их. Вот и получается, что дети катают машины взад - вперед, животные рычат друг на друга и дерутся. Дети получают мало информации, слабо отражают действительность. Если бы вы рассказали о своей работе, поиграли бы с ребенком. Как бы интересно могли бы играть дети!

А сейчас я предлагаю вам обыграть разные сюжеты. Для этого мы разделимся на 3 команды.

Одна команда играет в семью, другая в поликлинику, третья в автобус.

Дополнительные атрибуты выбираете сами. На подготовку отводится 5 минут. (Во время подготовки к играм звучит музыка). Проигрываются игры

«Автобус», «Поликлиника», «Семья», проводится анализ.

-Какие трудности вы испытали при обыгрывании сюжетов?

-Было ли вам интересно?

-Можно ли научить детей играть при малом количестве игроков?

Сейчас мы это узнаем.

Приглашаю папу Марченко Николая  Сергеевича. Он играет роль шофера, а я беру на себя разные роли в процессе игры, например: другой шофер, полицейский, заправщик, продавец. (Все роли обыгрываются)

-Коля, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер, а я пассажир (во время поездки - диалог).

-Давай мы как будто поехали на красный свет и полицейский нас остановил. Теперь я полицейский (диалог).

Можно в игру ввести еще один персонаж.

- Давай рядом с твоей машиной проехал грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог мне ее отремонтировать. Поехали дальше - я пассажир (диалог). Подъезжаем к заправочной станции - я бензозаправщик (диалог).

Играя с ребенком, не нужно большое количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание от ролевого взаимодействия. Если во время игры нужна другая машина, можно сделать ее быстро из другого стула, а шланг бензозаправщика из скакалки.

Итак, можно сделать вывод.

В нашей группе 26 детей. Все они разные: общительные и замкнутые, активные и молчаливые, излишне подвижные, не всегда организованные, и, наоборот, спокойные, дисциплинированные. У всех разные игровые умения: одни умеют планировать игру, создавать для неё обстановку, выполнять роли как главные, так и второстепенные, проявлять творчество и самостоятельность, другие наоборот, безынициативные, с низким уровнем игровых навыков и умений. Руководство играми детей дома требует от вас, родителей, тонкого и вдумчивого понимания ребёнка, его поведения, изучения его интересов, способностей. Вам важно научить детей уметь организовать любую игру, выполнять как главную, так и второстепенную роль, согласовывать свои действия с действиями играющих. Необходимо  стремится воспитывать в детях доброту, отзывчивость, честность, скромность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей"

Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность....

Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Сюжетно – ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей»

Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его деятельность....

«Сюжетно – ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей».

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых ...

Родительское собрание на тему: «Сюжетно-ролевой игра и ее значения в нравственном воспитание детей».

Родительское собрание  на тему: «Сюжетно-ролевой игра и ее значения в нравственном воспитание детей».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме с...

«Сюжетно-ролевая игра и е значение в нравственном воспитании детей. Как приучить ребенка к книге»

Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, за...