Консультация "Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей"
консультация (младшая группа) по теме

Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Богучарский детский сад комбинированного вида «Солнышко»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

Тема: «Сюжетно-ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей»

                                                     

                                                                       Воспитатель 1К.К

                                                                                Диброва Л.В.

г. Богучар

2014 г.

        Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду или в семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность поведение. Многократно повторяя один и тот же немудрёный сюжет (например, кормление куклы), ребёнок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.

        Всё это происходит в том случае, если игра младшего дошкольника находится под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то и у четырёхлетнего ребёнка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнёром. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. В младшем дошкольном возрасте игра становиться в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых (родителей, бабушки, и т. д.) с ребёнком. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребёнка реализуется его нравственный опыт, накопленный в детском саду и семье.

        Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.

        Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из – под обуви бывает ребёнку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по разному: возить строительный материал (например, кубики); превратить в кровать для больного мишки или коляску для его прогулки, использовать как чемодан для кукольной одежды и т. п. В игровом хозяйстве должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

        Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек  у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их обилия. Достаточно иметь 2 – 3 игрушки одного вида. Когда у малыша много одинаковых игрушек (кукол, отличающихся лишь размерами, машин разных марок), ограничивается его игровой опыт, интересы, а следовательно, и развитие.

         Покупая игрушку, обращайте не только внимание на их новизну, привлекательность, стоимость. Главное при покупке игрушки – их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобиться ему новая игрушка.

        Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Но наблюдения показывают, что даже при наличии отдельной детской комнаты детям не выделяется игровой уголок. Игрушки обычно хаотично хранятся в ящиках, коробках, узлах. Если игрушки младшего дошкольника не находятся в поле его зрения, он не может начать игру, создать игровую ситуацию, так как не умеет ещё планировать игру. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только здесь. Он стремится играть там, где находятся старшие члены семьи. Нуждаясь в постоянной помощи, поддержке, поощрениях, местом для игры он выбирает комнату бабушки, в которой можно играть, кухню, если там находится мать, и т. п. Изменение игровой обстановки у детей вызывает новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт.

        Не ограничивайте игровое пространство ребёнка, не запрещайте переносить из–за того, что, наигравшись, ваш ребёнок отказывается убирать их.

        Рассмотрим такой пример.

        «Квартира четырёхлетней Машеньки. Игра закончена. Как не хочется после себя убирать игрушки! Каждый раз Машенька чуть не со слезами на глазах приводит в порядок своё игровое хозяйство.

- Ну – ка, кто быстрее навёдёт у себя порядок: ты или я? – предлагает мама дочке. – Ты соберёшь свои игрушки, а я вымою тарелки и уберу со стола. Договоримся, чтобы всё было сделано как следует, аккуратно.

Этот пример не раз выручал маму, и дело обходилось без капризов дочери. В следующий раз изобретательная мама поступает так:

- Пора собираться гулять. Все игрушки – по местам! Кукла Наташа, посмотри, как Машенька станет наводить у себя порядок. Потом расскажешь мне: аккуратная ли наша Машенька.

- Что ты сказала ей? Скажи мне? – с любопытством спрашивает малышка.

- Не скажу. Это наш с Наташей секрет. Узнаешь после того, как уберёшь игрушки. Правда, Наташенька, после скажем?

Кукла Наташи кивает головой и водворяется на видное место: она «смотрит», как убирает игрушки её маленькая хозяйка. Мамы выходит из комнаты. Девочка спешит, конструктор укладывается в ящик так, что крышка не закрывается. «Может быть, можно не задвигать, а положить его сверху?» – думает девочка. Но, оглянувшись на куклу, убеждается, что это делать нельзя: кукла Наташа так укоризненно смотрит!

Наконец всё в порядке. Мама входит в комнату, берёт куклу на руки. Девочка видит, как они о чём – то «шепчутся». Потом мама говорит:

- Моя дочка – аккуратная девочка. Она молодец: всегда хорошо убирает свои игрушки. Правда, Наташа? – кукла кивает в знак согласия.

- А теперь скажи секрет! – просит девочка.

Мама и кукла Наташа о чём – то потихоньку разговаривают.

- Сказать Машеньке? (Кукла согласно кивает.) Наташа по секрету мне сказала: «Очень люблю Машу: она аккуратная, любит свои игрушки, хорошо за ними ухаживает».

Девочка довольна, с хорошим настроением отправляется гулять».

Сюжетно – образная игрушка, какой является в играх Машеньки кукла Наташа, - одно из средств нравственного воспитания детей. Важно, чтобы такой игрушкой пользовались в играх и мальчики и девочки. Например.

Дома у Саши несколько сюжетно – образных игрушек, но самые любимые – Миша и собака по кличке Дружок. Саша водит их на прогулку, показывает им картинки в детских книжках. Играя, мальчик объясняет мишке и Дружку правила поведения, сообщает им то, что узнал сам. Уходя утром в детский сад, Саша сажает Дружка на пол и наказывает ему стеречь мишку, которого кладёт в свою кроватку.

Домашние игрушки заменяют ребёнку братьев и сестёр, если их у него нет. Но игрушка развивает игру лишь при наличии детского опыта, а у младшего дошкольника он ещё мал. Малыш не умеет пользоваться игрушкой, не может играть самостоятельно, поэтому ищет сотрудничества со взрослыми и старшими детьми. Помогайте ребёнку освоить название игрушки, формируйте у него умение играть.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится не интересной. Подскажите ребёнку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой, проследите игровое поведение ребёнка, его отношение к игрушке. Игру малыша развивает обращение к его прежнему опыту: «Как  мама разговаривает с Таней?» Вопросы наталкивают на продолжение игры или на новую игру: «Ты кормила своих детей? Они, наверное, есть хотят?», «Как же Дружку обойтись без домика? Ему холодно» и т. п.

Играя вместе с ребёнком, следите за своей речью. Ровной, спокойной, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.

Время от времени вместе с ребёнком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не спешите выбрасывать её. Это сделать никогда не поздно. Конечно, детская игрушка часто стоит недорого, её можно заменить подобной, но помните, что со старой игрушкой у сына (дочери) связаны приятные воспоминания. Иное дело, если ребёнок намеренно ломает игрушки. Тогда его поведение заслуживает осуждения, и все члены семьи должны быть в этом единодушны.  

Отремонтированная взрослым в присутствии малыша игрушка становится ему дороже новой. Ремонт игрушки может обыгрываться по разному: если у мишки оторвалась лапа, ухо, взрослому можно на время превратиться в доктора Айболита, а ребёнку предложить роль медицинской сестры (подержать, подать или просто постоять рядом); если у машины отскочило колесо, её можно поставить на время ремонта в «гараж», сделанный из строителя.

Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.              

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Сюжетно – ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей»

Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его деятельность....

«Сюжетно – ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей».

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых ...

Родительское собрание на тему: «Сюжетно-ролевой игра и ее значения в нравственном воспитание детей».

Родительское собрание  на тему: «Сюжетно-ролевой игра и ее значения в нравственном воспитание детей».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме с...

Доклад на тему:" Сюжетно-ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей"

Доклад на тему:" Сюжетно-ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей".В данном докладе говорится о том ,что тема нравственного воспитания актуальная тема....

«Сюжетно-ролевая игра и е значение в нравственном воспитании детей. Как приучить ребенка к книге»

Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, за...